Работа со словарями в начальных классах

Работа со словарями в начальных классах.

В настоящее время в образовательном пространстве России реализуются различные учебные программы. Все они имеют свои положительные и отрицательные стороны, своих сторонников и противников. Основными идеями многих УМК является оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Всё чаще авторы учебников вводят в курс обучения работу со словарями. Использование орфографического словаря в учебниках русского языка достаточно традиционно, а включение в УМК этимологического, орфоэпического, толкового словаря, не только на уроках русского языка, но и на уроках литературного чтения, естествознания, развития речи стало не только модным, а и необходимым.

Хорошо известно, что орфографическая грамотность человека – это одна из составляющих его общей культуры. Но можно ли знать написание всех слов, находящихся в нашем употреблении?! Конечно нет. Наверное, у каждого бывали случаи, когда в процессе записи своих мыслей, каких-то сведений и т.д. возникало сомнение: что написать – о или а, е или и?..

Какие варианты поведения человека далее возможны? Один из них – «не заметить» своего сомнения и написать наугад, а второй (если вопрос не связан с окончанием) – взять в руки словарь. Как бы мы хотели, чтобы поступил ученик?!.

На современном этапе модернизации российской школы Государственным стандартом начального образования предусмотрена реализация личностноориентированной развивающей модели массовой начальной школы. При этом, как говорится в документе, «приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения». Среди общеучебных умений важное место занимает умение продуктивно пользоваться существующим разнообразием словарей и справочников. Одновременно наличие у человека потребности, привычки осознавать лингвистическое затруднение и пытаться разрешить его с помощью словаря – это личностная характеристика человека, один из показателей его культуры. Таким образом, словари можно считать средством не только обучения школьников, но и их воспитания.

Сейчас выпущено и продолжает выпускаться довольно большое количество разных по своему назначению словарей. Различают словари двух типов: энциклопедические и филологические (лингвистические). В первых объясняются реалии (предметы, явления), сообщаются сведения о различных событиях. Это Малая советская энциклопедия, Детская энциклопедия, политический словарь, философский словарь. Во вторых объясняются слова, толкуются их значения. Лингвистические словари в свою очередь подразделяются на два типа: двуязычные, т.е. переводные и одноязычные.

Например, старшеклассник имеет возможность воспользоваться не только орфографическим словарём, но и толковым, словообразовательным, словарём иностранных слов, словарями синонимов, антонимов, омонимов и т.д. Но… обратится ли ученик к словарю по собственной инициативе?!

По нашим наблюдениям редкий ученик воспользуется имеющимся в его распоряжении богатством – даже в том случае, если все необходимые словари стоят рядом с ним на полке. Одно из объяснений такого факта скрыто в хорошо известной фразе: всё начинается с детства. Если на более ранних этапах обучения ребёнку не привита потребность обращаться к словарям, если у него не сформировалось умение ориентироваться в средствах помощи и быстро находить нужную информацию, то едва ли он станет полноценным пользователем всего существующего богатства словарей. Вот почему давно стало понятным, что работа со словарями должна начинаться в начальных классах.

Если у маленького школьника обращение к тому или иному словарю (в зависимости от проблемы) стало входить в привычку, есть основание считать, что заложены основы для воспитания культурного человека, готового и умеющего ставить перед собой лингвистические вопросы и осознанно искать на них ответы. Если же в начальных классах это не сделано, едва ли возникший пробел в дальнейшем удастся полноценно восполнить. Таким образом, от последовательности, системности приобщения младших школьников к доступным им по возрасту словарям во многом зависит успех последующего формирования соответствующего общеучебного умения, важного для развития личности.

Сегодня в руках учителя начальных классов находится значительное количество словарей. Это не только многократно переиздаваемый «Орфографический словарик» П.А.Грушникова, но и новые словари, причём не только орфографические. Так, например, изданы следующие книги:

Бондаренко А.А., Гуркова И.В. «Говори правильно» Орфоэпический словарик.

Бондаренко А.А., Гуркова И.В. «Что это? Кто это?» Толковый словарь для учащихся начальных классов.

Мережко Е.Г. «Словарик близкородственных слов»

Курочкина И.В., Сдобнова А.П. «Учусь правильно образовывать слова» Словообразовательный словарик.

«Грамматический словарик», который выполняет не только роль справочника с точки зрения грамматики, но и является учебным пособием по орфографии. (рояль — м.р., семья – ед.ч., ж.р., суш… — ед.ч., ж.р., тапочка – ед.ч., ж.р., тиш… — ед.ч., ж.р., туфля – ед.ч., ж.р.)

Перова О. «Словарь – тренажёр». Пишем словарные слова без ошибок.

Появились и интересные публикации, показывающие, как работу со словарями можно направить на комплексное решение задач обучения, развития и воспитания школьников.

Понятия «словарная работа» и «изучение лексики» не всегда достаточно чётко различались. Не случайно с конца 40-х годов в словарную работу стали включать всякую работу со словом: выяснение его звукового состава, склонение, спряжение, составление предложений по опорным словам, дописывание слов, вставку данных слов в контекст и т.д., т.е. виды работ, которые, как правило, не предусматривали выяснение лексического значения и особенностей употребления слова в речи.

В ближайшее время лексический фрагмент урока русского языка со словарями должен стать обязательным в любом классе, а работа с разными типами словарей должна превратиться в необходимость. Работа со словарями должна включаться в каждый урок (исключая контрольные и уроки развития речи). Объяснение значения слова, правильное правописание, произношение слов, их строение (образование). Все слова заранее записываются на доске. Мнение ребят сравнивается с правильным вариантом из словаря. Здесь же ребята получают задание на дом: найти в словаре значение слова (толковый словарь), правописание (орфографический), произношение (орфоэпический), значение любого фразеологизма (фразеологический) и другие. На следующем уроке задание проверяется и даётся новое. Таким образом, у учащихся вырабатывается умение, а затем и навык работы со словарями. Слова, с которыми школьники работами, выучиваются, затем их можно включать в словарные диктанты. К каждому уроку можно предлагать учащимся выполнить индивидуальные задания для работы со словарями: подобрать словарный диктант по изучаемой теме, а на следующем уроке побывать в роли учителя. Этот вид работы вызовет несомненный интерес среди ребят.

Всё это предполагает методическую подготовку учителя к развитию у младших школьников умения пользоваться лингвистическими словарями. Прежде всего для этой системы необходимо определить перечень умений, которые являются составными действиями (операциями) сложного умения пользоваться словарями.

I Элементарные умения, базовые для умения пользоваться словарями:

1 Пользоваться вспомогательными словарями учебников.

2 Внимательно вчитываться в текст вступительной статьи.

3 Определять единицу описания по названию словаря.

4 Работать с алфавитным словоуказателем.

5 Составлять и запоминать план структуры словаря.

6 Составлять и запоминать план структуры словарной статьи.

7 Работать с условными знаками, символами, условными сокращениями.

8 Использовать при работе со словарями чтение-просмотр и чтение-поиск.

Учащиеся начальных классов должны знать (определять):

1 Название словаря.

2 Автора, редактора словаря.

3 Издательство и год издания.

4 К какому типу относится словарь.

5 Каково назначение словаря.

6 Расположение слов в словаре: алфавитное, гнездовое, тематическое.

Для облегчения работы, рекомендуется в каждый словарь сделать закладку – памятку с условными обозначениями, сокращениями принятыми в словаре.

Изучая опыт учителей, можно сделать вывод, что словарная работа на уроках русского языка, работа по развитию речи в целом должна занимать ведущее место. Эффективность этой работы зависит от профессионализма учителя. Применение новых технологий повышает заинтересованность детей на уроке. А работа со словарями – это одна из новых технологий при обучении русскому языку – культуроведческая. Необходимо формировать у учащихся умение пользоваться всеми видами словарей, что, безусловно, повысит уровень их культуры и речи.

Важно на доступном объёме слов «открыть» детям прежде всего сам факт: есть помощник, который позволяет решить возникшую орфографическую задачу. Затем необходимо научить школьников пользоваться этим «помощником» и обеспечить накопление ими соответствующего опыта. Эти задачи должен решать словарь учебника. Если они решаются успешно, то через какое-то время у самих учеников появляется потребность в словаре большего объёма. Для начала несколько таких словарей должны быть к услугам учеников на книжной полке в классе. Стимулируя обращение к ним, хваля за их использование по собственной инициативе, учитель будет одновременно и обучать, и воспитывать своих учеников. Но первые шаги в этом направлении должны делаться на основе орфографического словаря учебника.

Литература: по материалам Интернета.