Работа учителя по исправлению недостатков графического характера письма

«Работа учителя по исправлению недостатков графического характера письма».

Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма.

При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координаций, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения.

Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме: — недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;- добавление лишних элементов;- пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;- зеркальное написание букв. 

На что нужно обратить особое внимание:

1. Если ребенок левша.2. Если он — переученный правша.3. Если ребенок посещал логопедическую группу.4. Если в семье говорят на двух или более языках.5. Если ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.6. Если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.

Несколько слов о почерке.Почерк дисграфика — выражение всех его трудностей. Как правило, у дисграфика выделяется достаточно резко два типа почерка: один мелкий, бисерный и «красивый»; другой — огромный, корявый, неуклюжий, «уродливый». Как показывает опыт, как раз неуклюжие и громадные буквы и есть то, к чему в итоге должен прийти и над чем работать ребенок. Этот почерк — его настоящее лицо, лицо честного первоклассника, который хочет и может учиться (нашему первокласснику, к слову сказать, может быть и 10 и 16 лет, речь идет о психологическом возрасте обучения письму).Итак, ДОЛОЙ бисерную цепочку буковок, ДА ЗДРАВСТВУЕТ размашистый почерк, на всю строку, а может и на полторы! КАК НАУЧИТЬЗдесь все достаточно просто. В течение некоторого времени (обычно двух-трех недель на это хватает) в тетради. В КЛЕТОЧКУ переписывается КАЖДЫЙ ДЕНЬ абзац текста из любого художественного произведения или упражнения из учебника НЕБОЛЬШОГО РАЗМЕРА. Текст, что ОЧЕНЬ ВАЖНО, переписывается ПО КЛЕТОЧКАМ, ПО ОДНОЙ БУКВЕ В КЛЕТКЕ, БУКВА ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬ КЛЕТКУ ЦЕЛИКОМ!

В выборе канцелярских принадлежностей для дисграфиков есть свои хитрости.  Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме. Это советую ВСЕ логопеды. Поэтому хорошо если место «хватки» пишущего предмета (ручки или карандаша) покрыто ребрышками или пупырышками.Но еще лучше, если ученику эту самую ручку удобно держать, тогда почерк скорее стабилизируется. А для этого корпус должен быть трехгранным. К сожалению, пока не приходилось встречать, чтобы были совмещены оба «удобства»: и треугольник, и пупырышки. Так что купите «пупырчатую» ручку и треугольный карандаш. Гелевые ручки считаются наиболее подходящими для дисграфиков (чувствуется нажим), но в первом классе ими пользоваться, скорее всего, запретят: часто текут, замерзают, портятся. Поэтому дома даже самым маленьким полезно поиграть в средневекового переписчика — тренироваться писать перышком и чернилами (если родители не знают, как, то можно поинтересоваться у бабушек и дедушек). «Перьевое» письмо формирует правильное положение руки относительно поверхности бумаги. При этом, правда, появляется увлекательнейшая возможность в чернилах измазаться и измазать тетрадь, стол, нос, коленки и проч., так что будьте бдительны. 

Основные направления работы по коррекции оптической и моторной дисграфии:

1. Развитие предметно-буквенного гнозиса (узнавание предметов, а затем букв):

– назвать деревья, овощи, мебель на картинках;

– назвать предметы по их контурам;

– выделить предметные, контурные изображения, наложенные друг на друга;

– распределить предметы по величине;

– определить левую–правую стороны разноцветных полосок;

– срисовывать полукруги и линии (по методике С. Бореля-Мезони);

– тест Бурдона – подчеркнуть все буквы Я, вычеркнуть все И;

– из набора букв составить слова и зашифровать их цифрами;

– переставить буквы в заданном порядке и назвать новые слова;

– сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом, и т.д.

2. Расширение объема и уточнение зрительного мнезиса (памяти):

– запомнить 4–5 картинок и найти их среди других 8–10;

– письмо по образцу и памяти;

– зрительные диктанты – продолжить строку;

– «Фотографирование» – посмотри, запомни, нарисуй, проговори и запиши;

– «Буква спряталась» – выполнить узор из каких-либо букв и т.д.

3. Развитие зрительного анализа и синтеза, зрительно-пространственных представлений:

– показать правые (левые) части тела у человека, сидящего напротив;

– на сюжетной картинке назвать, что расположено слева (справа);

– выложить по памяти названные предметы;

– нарисовать узоры и буквы по клеточкам по образцу и под диктовку;

– написать заданные буквы слева – справа от вертикальной линии; найти букву в ряду сходных: ШЩ, ЦЩ, ЬЫ, ОЮ;

– реконструировать буквы Р_Ь, И_Н_П, Е_Ш;

– определить различия сходных букв В_З, Р_В_Ф;

– назвать буквы, имеющие одну ось симметрии;

– соотнести образ буквы с предметом;

– поэлементная запись смешиваемых букв с негромким проговариванием (расчлененно и целостно);

– узнать, какую букву написали на спине, на руке; диктант букв, слогов, слов в воздухе, на поверхности стола; тактильное ощупывание рельефных букв и т.д.

Во всех упражнениях главной целью является закрепление связи между фонемой – артикулемой – кинемой. Для контроля включаются все четыре анализатора: слуховой, двигательный, тактильно-вибрационный, зрительный.

4. Кинезиологические упражнения (А.П. Сиротюк «Коррекция обучения и развития школьников»).

5. Массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика, обводки, штриховки, работа с ножницами, пластилином.

6. Развитие сукцессивных функций:– воспроизведение серий упражнений по памяти (пробы Озерецкого);

– воспроизведение ритмов по слуховому и графическому образцу;

– воспроизведение по памяти рядов цифр, звуков, букв, слов с удлинением воспроизводимых рядов;

– «Что изменилось?» – найти изменения в последовательности фигур, произведенные после запоминания (на зрительном, слуховом и кинестетическом материале) и т.д.

7. Письмо через проговаривание (рекомендации А.Р. Лурия, Р.Е. Левиной, М.Л. Лукашенко). Этот навык отрабатывается вначале на простых словах, произношение которых не расходится с написанием, а затем на более сложных.

8. Работа по вербализации мыслительных процессов на уровне буквы, слова, предложения, связной речи через словообразование, словоизменение, согласование слов в предложении:

– найти и зачеркнуть букву в любом тексте;

– «Какой буквы не стало?»;

– поэлементная запись букв с проговариванием;

– выборочный диктант слогов;

– что будет, если наложить букву А на Л (будет А), Б на В (будет В);

– у какой буквы два кружочка (В, Ф), у каких букв один кружочек (О, Я, Ю, Ь, Ъ, Ы); какая буква получится, если к Р приставить зеркало (Ф), если Р поставить на голову, и т.д.;

– точечный способ запоминания алфавита (соединяя точки, буквы, получаем предмет, ошибка ведет к искажению предмета);

– прием «звуковая линейка» (И.Н. Садовникова, 1993) – соотнесение звука с последовательным движением пальца и движением глаза, с отсутствием пауз между звуками;

– выделить гласные в слове, подчеркивая их разными цветами с обязательным объяснением;

– симультанное чтение – мгновенное (за 1–3 секунды) восприятие слова (фотографирование слова – расширение поля зрения) и его проговаривание;

– прием «Умей видеть» – рассматривание сюжетной картинки или чтение текста «вниз головой»;

– прием «Что здесь изображено?» – рассматривание картинки через круглое отверстие в листе бумаги (сначала берутся предметные картинки, затем сюжетные с постепенным переходом к буквам и словам);

– скорочтение (принцип нагрузки) – доведение скорости узнавания буквы, слога до предела (читаем два слога, три и т.д. в разном порядке по слоговым таблицам); чтение слогов по таблицам

(«катание по этажам») последовательно, в разбивку медленно, быстро;

– какой слог лишний (КА, ТА, НУ, ПА), какого слога не стало (прочитать слоги, закрыть глаза, в это время убирается один слог, после чего вновь прочитать; варианты: поменять слоги местами, добавить новые), «подскажи конец словечка»;

– «заколдованные слова» – переставляя глазами буквы, слоги, прочитать слова (кожал, слот, реох, мосалет и т.д.);

– написать слова_перевертыши, глядя в зеркало;

– отгадывание загадок через зрительное конструирование (рисование элементов загадок);

– восприятие смыслового значения предлогов, когда предлог пишется перед рисунком, изображающим предмет;

– чтение «заколдованных текстов»:сплошного текста с нарушенными границами слов; чтение строчек наоборот по буквам, по словам; поочередное чтение слов нормально и наоборот; чтение

только второй половины слов;

– отделение слов от псевдослов, поиск слов среди буквенного ряда;

– поиск смысловых несуразностей – предлагается специально подготовленный связный текст или набор отдельных предложений, в котором встречаются предложения, содержащие смысловые ошибки, делающие ситуацию нелепой и смешной, например: «Дети промокли, потому что шли под зонтиком»;

– прием рисования рассказа – программирование высказывания через рисунки, их последовательность (установка: запомни, зарисуй и запиши);

– развитие устойчивого зрительного внимания через его переключение (сортировка камешков, бусинок, выкладывание из палочек рисунков к рассказу, таблицы Шульте с заменой цифр на буквы, показать написанное слово, назвать последовательно буквы, затем с закрытыми глазами также назвать буквы слова, воспроизвести его устно и назвать буквы в обратном порядке);

– составление рассказа по разрозненным картинкам;

– составление рассказа с рисованием начала или конца рассказа;

– «расскажи руками» стихи или небольшие рассказы.

В результате выполнения этих упражнений активизируются все анализаторы, осуществляется перевод зрительной информации в кинестетическую и слуховую и наоборот, развивается вербальное мышление (обобщения, исключения, классификация и т.д.).

Чего нельзя делать?

Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма. НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК. Суть исправления дисграфии в том, чтобы искоренить саму мысль о том, что при письме можно эти самые ошибки допускать. Текст с ошибками лишний раз показывает ребенку, что ошибки возможны, даже, пожалуй, полезны в чем-то. Давайте забудем об этом… 

Список рекомендуемой литературы:

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. — М.: Просвещение, 1991.

Корнев А.Н. Нарушения письма и чтения у детей. — СПб.: Дом МиМ, 1997.

Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. — СПб.: ИД «МиМ», 1997.

Левина Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. — М.,1961

Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

 Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. — М.,1983

Суслова С.В. «Моторная и оптическая дисграфия (Диагностика, профилактика, коррекция)» журнал «Начальная школа плюс до и после» №8, 2008

Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. — М., 1996.