Рабочая программа по риторике 3 класс

«Рассмотрено» «Согласовано» «УТВЕРЖДАЮ»

На заседании ШМО Заместитель директора по Директор МОУ «Гимназия №7»

___ /Чиркова Е.И./ УВР МОУ гимназии №7___/Тимошкова Т.С./

Протокол № ___ от ____/Сивова В.А./Приказ № от

«__» ________2011 г. «__» ________ 2011г. «01» сентября 2011г.

Рабочая программа

по риторике

Учитель: Шестакова Наталья Васильевна (высшая категория)

Класс 3 «В» Количество часов в неделю: 1

в год: 34

(Разработана на основе примерной типовой программы по риторике в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования ,на основе авторской программы Т.А. Ладыженской 2010г.)

Учебный комплект для учащихся

Т.А.Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках,3-й класс. «Баллас », 2011 год.

Методические разработки для учителя:

Т.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. 3-й класс. Методические рекомендации. «Баллас »,2010год.

Г.И.Сорокина, И.В.Сафонова. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах. 3-й класс. « Просвещение », 2010 год.

Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета, протокол №1 от «30» августа 2011г.

2011-2012 учебный год

Пояснительная записка.

Риторика учит умелому, успешному, эффективному общению. Центральное место в программе занимают коммуникативные умения. Все умения – основные и конкретные – делятся на две группы.

формирующие умение анализировать и оценивать общение, созданный текст;

формирующие умение говорить, слушать, писать, читать – умение общаться.

В программе 3 класса выделяются два блока: 1) общение; 2) речевые жанры – и разделы внутри этих блоков:

а) виды общения, речевой этикет, речевая деятельность, правильная и хорошая речь;

б) понятие о тексте, типы текстов, речевые жанры.

Весь материал программы сгруппирован по разделам указанных блоков. Такая подача материала помогает осознать содержимое программы, логику предмета и сквозные линии внутрипредметных связей.

3 класс – это «Риторика повседневного и делового общения».

Риторические идеи.

Искренность отношений, правда в общении – вот дружба. (А.Суворов).

Меньше говори, да больше делай. (Пословица).

Красота звука нужна не только скрипке, но и человеческому голосу. (В.Яхонтов).

Умей тактично возражать, но ещё большего такта требуется от тебя в умении слушать возражения старших. (В.Сухомлинский).

Разделы программы.

1.Общение.

Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче. Оценивать своё речевое поведение, его соответствие речевой задаче. Продумывать, уточнять и формулировать речевую задачу своего высказывания. Подчинять своё высказывание речевой задаче. Анализировать и оценивать свою общительность.

Виды общения. (Определять вид общения, вступать в диалог с официальным лицом, поддерживать диалог).

Речевой этикет. (Различать истинную вежливость от показной; определять степень вежливости. Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и средств выражения. Выражать похвалу. Оценивать приглашение, поздравление с точки зрения речевой задачи. Приглашать в гости и отвечать на устное приглашение. Поздравлять с праздником и отвечать на устное поздравление.)

Речевая деятельность. (Составлять план услышанного и воспроизводить его. Анализировать устную речь, определять её особенности. Ставить вопросы к выделенным в тексте словам. Определять нужный способ правки текста. Вносить правку в текст по замечаниям редактора).

Речь правильная и хорошая. (Определять, в какой мере говорящий достиг своей цели. Определять и исполнять фактические ошибки и штампы. Пользоваться толковым словарём. Составлять для себя словарь незнакомых, необычных слов.)

2.Речевые жанры.

Определять начальное и конечное предложения как признаки тематического единства текста. Подбирать конечное предложение к незавершенному тесту. Определять способы сжатия текста по сравнению с исходным текстом. Создавать сжатый текст. Объяснять роль цитаты в рассуждении, оценивать её уместность и убедительность. Анализировать вывод. Создавать рассуждение с 2-3 доказательствами. Находить в учебных текстах описательные характеристики предмета, понятия. Воспроизводить описательные характеристики учебных текстов. Анализировать сравнительные описания, их структуру, средства выражения, сходства сравниваемых предметов, понятий. Определять способ построения сравнительного высказывания. Создавать на базе готовых текстов сравнительное высказывание, используя более экономный, удобный способ его построения в зависимости от речевой задачи.

Анализировать речевое поведение собеседников, их коммуникативные удачи, промахи, неудачи. Выступить в роли ведущего контрвью. Анализировать личное письмо. Написать письмо знакомому человеку. Определять смешное в содержании и речевом оформлении весёлых рассказов. Рассказывать весело о забавных, смешных случаях из своей жизни. Рассказывать о памятных событиях своей жизни.

Учебный план.

№ п/п

Наименование разделов.

Всего часов.

1.

2.

Общение.

Речевые жанры (текст).

Форма игрового контроля.

17ч.

17ч.

нет

Учебно-тематический план.

№ тем, уроков

п/п

Дата

Наименование разделов, тем.

Кол-во часов.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

Чему учит риторика . Общение и речевая ситуация.

Неподготовленная речь. Подготовленная речь. Приёмы подготовки. Подумай: кому – о чём – зачем.

Ключевые слова. Рисунки, схемы. План. Прорепетируй выступление.

Похвала. Комплимент комплименту – рознь.

Не забудь похвалить.

Вежливое общение. Что такое вежливость. Хорошее настроение. Добрые дела – добрые слова.

Вежливо – невежливо – грубо. А ты вежлив?

Правильная речь. Пересказ. Учимся понимать исходный текст.

Вводим в пересказы цитаты. Кратко о книге. Выбери нужное.

Диалог и монолог. Диалог – тоже текст. Разные монологи.

Поздравляю кого? С чем? Как? Понятие о поздравлении. Желаю кому? Чего? Как? С днём рождения! С Новым годом! С праздником 8 Марта!

Разные тексты. Разные объявления.

Сравни и скажи. Правила сравнения . Учимся употреблять сравнительные слова.

Как строится сравнительное описание.

Сравнения с задачей обобщения. Сравнительная характеристика.

Рассуждения. Как строится рассуждение.

Строим рассуждения. Чтобы рассуждение стало убедительное.

Несколько доказательств в рассуждении.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

Требования к уровню подготовки учащихся.

— Умение анализировать и оценивать общение и речь, а именно:

а) взаимодействие с партнёром по общению, способность понимать его мысли, чувства, анализировать своё речевое поведение;

б) правильность речи (с точки зрения норм литературного языка), точность (наличие фактических ошибок), богатство (разнообразие языковых средств), выразительность речи (речевые находки);

в) особенности речевых жанров.

— Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры в пределах, обозначенных в программе, а именно:

а) использовать приёмы подготовки и средства общения, позволяющие успешно решать основную речевую задачу;

б) создавать ориентированные на адресата и на решение речевой задачи речевые жанры: этикетные диалоги, рассказ о себе, заметку в газету и т.д.

PAGE \* MERGEFORMAT 5