Рабочая программа по риторике 4 класс Школа 2100

РИТОРИКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развернутое тематическое планирование составлено на основе:

– авторской учебной программы «Риторика» (авт. Т. А. Ладыженская, 2008).

На изучение учебного предмета риторики отводится 34 часа в учебный год (1 час в неделю).

1 четверть — часов

2 четверть — часов

3 четверть — часов 34 часа

4 четверть — часов

Для реализации программного содержания используются следующие учебники:

Ладыженская Т. А. Детская риторика. – М.: Баласс, 2003.

Нравственно-риторические идеи:Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и самими собою. (Люблюйер)Красота звука нужна не только скрипке, но и человеческому голосу. (В. Яхонтов)Умей тактично возражать, но еще большего такта требуется от тебя в умении слушать возражения старших. (В.А. Сухомлинский)

Основные риторические умения:Первый тип (У-1). Умение анализировать и оценивать общение и речь, а именно:• взаимодействовать с партнером общения, понимать его мысли, чувства, анализировать свое речевое поведение;• правильность речи (с точки зрения норм литературного языка); точность речи (наличие ошибок);•особенности речевых жанров.Второй тип (У-2). Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры в пределах, обозначенных в программе, а именно:• умение использовать адекватные приемы подготовки и средства общения, позволяющие автору успешно решать основную речевую задачу;• умение создавать ориентированные на адресат и на решение речевой задачи речевые жанры: этикетные диалоги, газетно-информационные жанры и т.д.

Умения

Понятийные и инструментальные знания

Общение

У-1. Анализировать и оценивать свои успехи и неудачи в общении.

Разные речевые ситуации. Учет речевой ситуации для успешного общения.

Виды общения

У-1. Определить вид общения по его основной задаче (сообщить; запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д.)

Общение для контакта и общение для получения информации.

У-1. Определять уместность употребления несловесных средств.

Особенности употребления несловесных средств.

Речевой этикет

У-1. Отличать истинную вежливость от показной.

Вежливая речь (повторение).

У-1. Вступать в этикетный диалог и поддерживать его в (пределах, обозначенных в разделе «Речевой этикет» 1–4-й кл.).

Речевые привычки.

У-1. Оценивать уместность использования выбранного средства.

Способы выражения вежливой оценки, утешения.

Речевая деятельность

У-1. Определять виды речевой деятельности; их связь.

Основные виды речевой деятельности. Их связь.

У-2. Составлять опорный конспект услышанного и прочитанного в форме таблицы, схемы; с использованием принятых и придуманных символов, рисунков.У-2. Воспроизводить по опорному конспекту услышанное и прочитанное.

Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов.

У-1. Анализировать живую устную речь, определять ее особенности.У-1. Определять, в какой мере устная речь подготовлена, в чем отражается ее подготовленность.

Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.

У-2. Редактировать текст с недочетами, используя прием взаиморедактирования.

Письменная речь.Редактирование и взаиморедактирование.

Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная)

У-2. Пользоваться толковым словарем, словарем синонимов.

Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др.

Текст Речевые жанры

У-1. Определять начальное и конечное предложения как признаки тематического и смыслового единства текста.У-2. Подбирать конечное (завершающее) предложение к незавершенному тексту.

Тексты. Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста.

У-2. Создавать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения.

Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).

Этикетные речевые жанры

У-2. Умение вежливо оценить чужую работу.

Вежливая оценка.

У-2. Умение утешить словом и делом.

Утешение.

Типы текстов

У-1. Выделять вступление, тезис, доказательства, вывод, заключение (если все эти части есть в тексте).У-1. Анализировать вывод в рассуждении, убедительность доказательств.У-2. Создавать текст типа рассуждения с несколькими доказательствами.

Тезис и вывод в рассуждении. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты.Несколько доказательств в рассуждении.

У-1. Различать описания разных стилей.У-2. Создавать описания двух разных стилей.

Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.

У-1. Анализировать словарные статьи.У-2. Создавать к новым словам словарные статьи.

Словарные статьи в толковом и в других словарях.

У-1. Анализировать типичную структуру рассказа.У-2. Рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях своей жизни.

Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.

Речевые информационные жанры

У-1. Отделять сообщение о самом сообытии и отношение автора к событию.У-1. Определять особенности содержания и речевого оформления информационных жанров.У-1. Анализировать информационные жанры, их соответствие речевой задаче и жанровым особенностям.У-2. Написать информационную заметку в газету типа что–где–когда и как произошло; письмо в редакцию.

Хроника.Фотография в газетном тексте.Подпись к фотографии.Информационная заметка

п/п

Система уроков

Дидактическая модель

Педагогические

средства

Вид деятельности учащихся

Задачи. Планируемый результат и уровень освоения

Информационно-методическое обеспечение

Дата

Компетенции

Учебно-познавательнаяИнформационнаяБазовый уровеньПовышенный уровень1Общение. Проверь себя. Речевая ситуация.

Цели: развитие умений общаться, воспитание вежливого обращения к товарищамРепродуктивнаяБеседаИндивидуальная Знать компоненты речевой деятельности: кто, кому, зачем, чтоЛадыжен-

ская Т. А. Детская риторика2С кем, почему, для чего… УлыбнисьОбъяснительно-иллюстративнаяУчебный диалогКоллективнаяУметь общаться.

Знать вежливые словаЗнать, как улучшить общениеРабота по заданиям книги3Особенности говоренияРепродуктивнаяБеседаГрупповаяЗнать несловесные и сло-весные средства устного общения (тон, темп, мимика, жест)Ладыжен-

ская Т. А. Речь. Речь. Речь4Речевые отрезки

и паузыРепродуктивнаяПроблемные заданияГрупповаяИметь представление о речевом потоке, паузе, логическом ударенииЛадыжен-

ская Т. А. Детская риторика5УтешениеПродуктивнаяУпражненияКоллективная Уметь оказать поддержку, помощь словомРабота по составлению диалогов6Какой я слушатель?ПоисковаяПроблемные заданияГрупповаяУметь обсудить свою роль7Типы текстов.

Цель: развитие умений различать типы текстовПродуктивнаяПроблемные заданияГрупповаяУметь различать типы текстовРабота с текстамиЛадыжен-

ская Т. А. Речь. Речь. Речь8Абзацные отступы.

Цель: развитие умений составлять текстОбъяснительно-

иллюстративнаяУпражненияКоллективная Иметь представление о начальном предложении, завершающем абзаце Уметь делать выводыРабота с текстами9ЗапретыПродуктивнаяДиалогГрупповаяУметь вести диалогУметь делать устные, письменные предостереженияРабота по составлению диалоговРазыгрывание ситуаций10Знаки дорожные. Знаки языковые. Знаки-символыОбъяснительно-иллюстративнаяБеседа, наблюдениеКоллективная Знать информационные, запрещающие, предупреждающие знакиРабота с знаками.

Самостоятельная работаЗнаки дорожные11Опорные конспекты.

Цель: развитие умений выполнения опорного конспектаПродуктивнаяПроблемные заданияИндивидуальнаяУметь делать опорный конспектСоревнование командЛадыжен-

ская Т. А. Детская риторика12Текст. Текст-описаниеПродуктивнаяПроблемные заданияИндивидуальнаяЗнать признаки теста-описанияУметь различать типы текстовРабота по сюжетным картинкамСюжетные кар-тинки. Разыгрывание ситуаций13Текст-рассуждение.

Вежливая оценкаПродуктивнаяПроблемные заданияПарнаяУметь составлять текст-рассуждение, делать вежливую оценкуРабота с текстом14АргументыПродуктивнаяПроблемные заданияПарнаяУметь рассуждать, выражать свои мысли на письмеРазыгрывание ситуаций15Вступление и заключениеПродуктивнаяПроблемные заданияКоллективная Уметь делать вступление и заключениеИметь представление о тезисахРабота с текстом16Общение. Речевые жанры. Статья. Сло-варная статья.

Цель: развитие умений составления статьиТворческаяПрактикумИндивидуальнаяИметь представление о разных речевых жанрахУметь различать разные речевые жанрыРабота над статьейЛадыженская Т. А. Речь. Речь. Речь17РассказТворческаяПрактикумИндивидуальнаяУметь последовательно развивать мысльРабота с текстом рассказаЛадыженская Т. А. Детская риторика18Служба новостей. Что такое информацияРепродуктивнаяПроблемные заданияКоллективная Иметь представление о составлении информации, о службе новостей19Газетная информация.

Цель: развитие умений отбирать информацию для газетной заметкиПродуктивнаяПрактикумИндивидуальнаяУметь отбирать информацию для газетной заметкиРабота со статьями газетГазетные статьи20Факты, события

и отношение к нимПродуктивнаяПрактикумКоллективная Уметь отбирать факты, выражать свое отношение к нимРабота со статьями газетГазетные статьи, «Детская риторика»21Информационные жанры.

Цель: знакомство с информационными жанрамиРепродуктивнаяБеседаКоллективная Иметь представлениеоб информационных жанрахРабота со статьями газетГазетные статьи22ХроникаРепродуктивнаяУпражненияГрупповаяЗнать газетные жанры. Уметь отбирать фактыЛадыженская Т. А. Речь. Речь. Речь23Информационная заметкаРепродуктивнаяПроблемные заданияИндивидуальнаяЗнать и выполнять требования к составлению заметкиРабота по составлению газетной заметки24Подпись под фотографиейТворческаяПрактикумИндивидуальнаяУметь выполнять подпись под фотографией

25Деловая речьПродуктивнаяПроблемные заданияКоллективная Знать и выполнять требования к деловой речиУметь различать деловую, художественную и разговорную речьРазыгрывание ситуаций26Этикетные жанры. Слова вежливости.

Цель: знакомство

с этикетными жанрамиПродуктивнаяПрактикумПарнаяУметь различать этикетные жанрыУметь делать отказ, благодарность, запрет, извинение, поздравлениеРазыгрывание ситуаций27Этикетные диалогиПродуктивнаяПрактикумПарнаяУметь составлять этикетные диалогиСоставление диалоговРазыгрывание ситуаций28Речевые привычкиИсследовательскаяПроблемные заданияКоллективная Уметь замечать речевые манеры, повадки; вежливо, учтиво их исправлятьРазыгрывание ситуаций29Цитата, правило.

Цель: развитие умений подбирать цитату к текстуРепродуктивнаяПроблемные заданияКоллективная Уметь понимать цель использования цитаты, правилаУметь подбирать цитаты к текстуЛадыженская Т. А. Речь. Речь. Речь30Опорные слова. Как составить текстПродуктивнаяПроблемные заданияКоллективная Уметь подбирать текст по опорным словамРабота по составлению текста31Зачем нужен план.

Цель: развитие умений составлять план текстаПродуктивнаяУпражнениеКоллективная Уметь составлять план, понимать его рольЗнать разные виды плановРабота по составлению плана32АннотацияТворчес-

каяПрактикумКоллективная, индивидуальнаяУметь понимать, что такое аннотация; составить аннотацию прочитанной книгиРабота по алгоритмуАлгоритм составления аннотации33Текст-повествованиеТворчес-

каяПрактикумИндивидуальнаяЗнать виды текстов. Уметь составить текст- повествованиеРабота по составлению текстаЛадыженская Т. А. Детская риторика34ПисьмоПродуктивнаяПроблемные заданияИндивидуальнаяЗнать виды писем, правила их составленияСоставление текстов писемЛадыженская Т. А. Речь. Речь. Речь35Майская газетаТворчес-

каяПроблемные заданияГрупповаяУметь подобрать материал к газете, озаглавить рубрикиВыпуск газетыГазетные статьи