Рабочая программа по риторике 4 класс

Пояснительная записка

Риторика

4 класс

Календарно-тематический план ориентирован на  использование учебника «Детская риторика» 4 класс, Ладыженская Т. А., а также пособия: для учителя «Детская риторика в рассказах и рисунках» (методические рекомендации).

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, обладающей доста-точными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, анализу и использованию информации.

Настоящий календарно-тематический план учитывает систему обучения  класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, направленный на общее развитие учащихся .

В соответствии с этим реализуется: типовая программа «Риторика», автор Ладыженская Т.А., 2010 г. в объеме 33 ч(1 час в неделю)

Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4 года обучения

Иметь общее представление:

о культуре речевого поведения;

о тексте и его видах;

о структуре текста.

Уметь:

составлять устные и письменные высказывания, статью в газету, письмо, аннотацию по книге, сочинять сказку,

составлять текст по опорным словам;

писать сочинение-повествование, рассуждение, описание,

составлять план текста;

использовать цитаты;

вести вежливый диалог.

Читательские умения:

кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им при пересказе.

определять основную сюжетную линию, основную идею рассказа;

Владеть компетенциями:

коммуникативной,

рефлексивной,

ценностно-ориентированной компетенцией.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

самостоятельно читать книги, газеты;

высказывать оценочные суждения о прочитанном;

работать с различными источниками информации.

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

1. Ладыженская, Т. А. Детская риторика в рассказах и рисунках : учебная тетрадь для 4 класса / Т. А. Ладыженская [и др.] ; под ред. Т. А. Ладыженской. – М. : Ювента : Баласс, 2010.

2. Ладыженская, Т. А. Детская риторика в рассказах и рисунках. 4 класс : методические рекомендации для учителя / Т. А. Ладыженская [и др.] ; под ред. Т. А. Ладыженской. – М. : Баласс, 2010.

РИТОРИКА

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование раздела

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки

обучающихся

Вид

контроля.

Измерители

ИКТ

Домашнее заданиеДата

проведенияпланфакт123456

7891011121Раздел 1. ОБЩЕНИЕ (10 часов)Вспоминаем: говорение и слушание, чтение и письменная речь1Урок повторения (беседа)Правила говорения, слушания, чтения, письма.

Ситуация общенияУметь:

– определять прием слушания, подходящий для конкрет-ной ситуации;

– строить общение Текущий контроль (устный

опрос)№ 52Общение устное

и письменное. Пять вещей должны все знать1Урок ознакомления с новым материалом (беседа)№ 12–133Улыбайся чаще. Когда мы вместе1Урок развития умений и навыков (беседа)Климат общения

и значение в нем улыбки; анализ ситуаций общения с применением улыбки и без нее Уметь использовать приемы общения, позволяющие осуществить благоприятный контакт в общенииТекущий контроль: анализ ситуаций№ 21, 254Улыбка в жизни помогает1Урок развития умений и навыков (игра)Текущий контроль (устный

опрос)№ 345Словесные и несловесные средства общения. Быстрые стихи1Урок ознакомления с новым материалом (игра)Жест. Мимика. Слово. Интонация.Уметь анализировать свою общительность при помощи вербальных

и невербальных средств общения

№ 43; выучить скороговорку6Речевые отрезки

и паузы1Урок развития умений и навыков (соревнование)Проигрывание ситуаций (речевых задач с паузами)Текущий контроль (устный опрос)

7Выделяем важные слова. Стихи, скороговорки и заклички1Урок развития умений и навыков (игра)Развитие умения подчинять свое высказывание речевой задаче

Уметь выразительно читать стихи, произносить скороговорки, заклички в нужном темпе, с соответствующей интонацией Текущий контроль (чтение

с логическим ударением)№ 52; сочинить закличку8Утешить – помочь, утешить – поддержать1Урок ознакомления с новым материалом (игра)Текущий контроль (анализ ситуаций)9О чем мне сказала анкета. Оцениваем слушателя1Урок развития умений и навыков (беседа)Анкета, ее назначение, структура; информативность Уметь оценить сказанное с точки зрения правдивости и отобранных средств выраженияТекущий контроль (устный опрос)Послушать новости, записать

несколько важных спортивных новостей (известий);

№ 8310Какой я читатель? Моя библиотека. Книга в жизни человека1Урок развития умений и навыков (беседа)Пословицы о книге и ее значении в жизни человека Уметь объяснять роль книги в жизни человека, рассуждать по теме Текущий контроль (устный опрос)11Раздел 2. ТЕКСТ (11 часов)Яркие признаки текста. Тексты аргументированные

и неаргументированные1Урок ознакомления с новым материалом (урок-игра)Анализ и сравнение текстов Уметь определять признаки текста, средства тематического и смыслового единства (связность, цельность) № 87, 88

12Абзацные отступы. Вступительный, основной, завершающий абзацы1Комбинированный урок (беседа)Понятие об абзацах, их значение, виды

Уметь находить

в текстах абзацы, объяснять их значение, определять вид Текущий контроль (письменный опрос)№ 9513Завершающие абзацы1Комбинированный урок Текущий контроль (устный опрос)№ 10014Что такое запрет. Строгий и мягкий запреты. Запре-

щаю – предостерегаю1Комбинированный урокПонятие о запрете, сфера употребления различных запретов Уметь выразить

в речи запреты, произнесенные

с разной интонациейТекущий контроль (устный опрос)№ 109, 11015Какие знаки ты знаешь? Символы

и знаки – копии1Комбинированный урокТекущий контроль (устный опрос)№ 118, 12116Опорные конспекты1Комбинированный урок Понятие о конспекте; назначение, значение Текущий контроль (устный опрос) № 126, 12717Деловое и художественное описание. Мы пишем описания1Комбинированный урок Особенности делового и художественного описаний Уметь определять виды описания – деловое и художественное Текущий контроль (устный опрос)№ 135, 13818Что такое вежливая оценка. Убедительная оценка1Комбинированный урок Понятие об оценке, убеждении Уметь анализировать высказывания, оценивать свое речевое поведение с точки зрения его соответствия речевой задаче

Текущий контроль (письменный опрос)№ 14719Основные части рассуждения1Комбинированный урок Умение выделять основные части рассуждения Текущий контроль (устный опрос)Выписать из любого учебника

3 вопроса

с «почему» и дать ответы на них

20Аргументы. Структура аргументов1Комбинированный урок Понятие об аргументе Уметь анализировать текст с точки зрения наличия / отсутствия аргументов Текущий контроль (устный опрос)№ 15321Во-первых, во-вторых, в-третьих. Вступление и заключение1Комбинированный урок (беседа)Логический порядок приведения аргументов в тексте Текущий контроль (устный опрос)№ 164, 16522Раздел 3. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ (9 часов)Словарная статья1Урок ознакомления с новым материалом (беседа) Знать структуру

и особенности словарной статьи.

Уметь анализировать словарные статьи № 172, 17323Что такое рассказ, его части1Урок ознакомления с новым материалом (беседа)Понятие о рассказе, его структурные элементы Придумать продолжение истории24Сочиняем рассказ1Урок развития речиСтруктура рассказа и его особенности. Завязка, кульминация, развязка. Газетная статья, газетная заметка, их различиеУметь представить свой рассказ на заданную темуТекущий контроль: практическая работа (составление рассказов)№ 184, 18525Что такое информация. Кто и о чем пишет в газете1Урок ознакомления с новым материалом

(беседа)Знать, какие факты служат основой газетной информации, что является отправной точкой для развития мысли автора, аргументирует ее Текущий контроль: практическая работа (проанализировать газетные статьи)№ 191

26Газетная информация. Факты, события и отношение

к ним1Комбинированный урок

(беседа)Факты и явления действительности как материал, на ос-нове анализа которого автор делает обобщения, выводы № 19627Информационные жанры1Комбинированный урок

(беседа)Репортаж. Интервью. Заметки. Очерк. СтатьяУметь различать информационные жанры Текущий контроль (устный опрос)№ 20128Хроника1Комбинированный урок

(беседа)Понятие о хронике Текущий контроль (устный опрос)№ 21029Информационная заметка1Комбинированный урок

(беседа)Сообщение о каком-то факте, происшествии, событии; заметка отвечает на вопросы что? где? когда? произошло; содержание заметки Уметь составить заметку в школьную стенгазету Текущий контроль: практическая работа (написать информационную заметку в газету о том, что, где, когда и как произошло)№ 223, 22430Подпись под фотографией1Комбинированный урок (беседа)Фоторепортаж. Подпись под фотографией имеет пояснительный характер Уметь выполнять подпись под фотографией Текущий контроль: практическая работа (подписать фотографии)№ 233

31Раздел 4. ОБОБЩЕНИЕ (4 часа)Говорю, пишу, читаю, слушаю. Слово. Речевые жанры1Урок обобщения и систематизации знанийБудь осторожен, выбирая слово, –

им осчастливить можно и убить!

(Н. Грибачев.)

Об искусстве говорения, письма, чтения, слушания Уметь анализировать высказывания, оценивать свое речевое поведение

с точки зрения его соответствия речевой задаче Тематический контроль: практическая работа (схематическое изображение видов речевой деятельности)№ 24632Этикетные жанры и слова вежливости. Этикетные диалоги1Урок обобщения и систематизации знанийПонятие о речевом этикете (правила речевого общения). Смысловая значимость речевого этикета Уметь устанавливать зависимость этикетной формулы от речевой ситуации Тематический контроль: разыгрывание этикетных диалогов№ 25633Речевые привычки1Урок обобщения и систематизации знанийРечевое поведение. Этикетные формулы. Наблюдение речевых привычек в разговоре школьников (данные мониторинга, разыгрывание ситуаций) Уметь составлять диалоги и оценивать, правильно ли использованы этикетные формулы

в них Тематический контроль: практическая работа (составление памятки хороших речевых привычек)№ 268