Рабочая программа по риторике

Тема исследования: «Фразеологизмы. Значение и происхождение фразеологизмов»

Цели исследования: познакомиться с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов и его значением, правильное и уместное употребление фразеологизмов в речи. Происхождение фразеологизмов

Задачи исследования:

Учиться правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения; для этого надо понять, как рождаются фразеологизмы, из чего образуется фразеологическое значение, происхождение фразеологизмов;

Узнать значения наиболее часто употребляемых в речи фразеологизмов для применения их в собственной речи, а также для понимания текстов, в которых эти фразеологизмы будут встречаться;

Дать более полное представление о фразеологизмах русского языка, об их происхождении и классификации.

Создать словарик самых употребляемых фразеологизмов, узнать значения разных фразеологизмов и познакомиться с историей их появления в нашем языке.

Проблема, на решение которой направлена наша работа, состоит в том, что многие люди осознают проблему скудности, бедности речи, но мало кто действительно задумывается, как её обогатить. Не все знают значения фразеологизмов и могут их правильно употреблять

Планируемый результат:

Исследование проводилось в несколько этапов:

Методы и приемы, используемые в данной работе: ,сравнение, обобщение, классификация; практические – составление словаря.

Практическая значимость урока заключается в том, что работая над данным проектом, ребята учились правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения. Изучая фразеологизмы, мы изучаем не только русский язык, но и историю, традиции, обычаи русского народа. Составили более полное представление о фразеологизмах русского языка, их классификации. Создали словарик самых употребляемых фразеологизмов, узнали значения разных фразеологизмов.. Ребята пришли к выводу, что фразеологизмы позволяют точно, сжато и метко охарактеризовать ситуацию и выразить своё отношение к ней; употребление фразеологизмов обогащает и оживляет нашу речь. Фразеологизм – одно из лучших украшений речи. Поставленные в работе цели и задачи выполнены, гипотеза подтверждена.

Оборудование:

Ход урока

1.Орг.момент.

2.Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся

(Тема определяется после разгадывания кроссворда)

1.Он неверующий (Фома)

2.Только и видали (пропал)

3.Чуть свет (рано)

4.Намотает на ус (запомнит)

5.В час по чайной ложке (медленно)

6.Шиворот-навыворот (наоборот)

7.Рукой подать (близко)

8.С гулькин нос (мало)

9.Тьма-тьмущая (много)

10.Показать где раки зимуют (проучить)

11.Откуда ни возьмись (внезапно)

12.Хоть глаз выколи (темно)

Итак, тема нашего занятия «Исследование фразеологизмов. Их значение и происхождение»

—Что знаем о фразеологизмах?

-(устойчивые выражения)

—Где используются? (в речи)

—откуда взялись? ( из художественных произведений, из истории нашей страны и т.д…)

Значит нам надо доказать это. Что же мы должны проверить и доказать?

3. Выдвижение гипотезы.

1.Фразеологизмы пришли к нам из истории Древней Руси и других стран, из художественной литературы (басни, мифы, сказки…), из разговорной речи

2.Фразеологизмы как и слова имеют противоположные и близкие значения .

Методы исследования:

1.Подумать и задать себе вопрос

2.Спросить у взрослых

3.Понаблюдать

4.Провести эксперимент

5. Посмотреть книги, словари, энциклопедии

4.План исследования

Какие методы возьмём для исследования?(3,4, 5)

-Составим план исследования

1.Разделимся на группы (2 гуппы)

2.Сбор и обработка информации. (Работа в группах со словарями и другими источниками)

3.Обобщение и систематизация изученного материала

4.Отчёт по исследованию

(Всё это делаем вместе с детьми, так как для них это ещё сложно)

5. Проведение исследования.

1.Сбор и обработка информации

(1 группа (сильные учащиеся) исследует происхождение фразеологизмов с помощью словарей. На карточках написаны фразеологизмы. Дети находят их а словаре, изучают происхождение, находят значение. Приводят примеры—составляют предложения

2 группа исследует значение фразеологизмов, доказывают, что смысл фразеологизмов рушится, если в устойчивое сочетание ввести другие слова, находят к фразеологизмам синонимы и антонимы и сравнивают их значение )

У каждого члена группы своё задание

2.Анализ и обобщение полученных знаний

У каждой группы есть рабочие листы для записи результатов исследования

Мы изучали____________________________

И выяснили, что______________________________________ Это подтверждается_____________________________

Мы сделали вывод, что____________________________________________

Самым интересным в проведении___________________________________

3.Подготовка отчёта исследования.

Дети заполняют эти листы и готовятся к подведению итогов

6.Рефлексия

1. Защита перед сверстниками

Сообщение

2. Обсуждение итогов завершённой работы

Подведение итогов. Формулировка выводов. Подтверждение выдвинутой гипотезы