Рабочая программа по риторике_66863

Рабочая программа по риторике 4 класс

                                                            РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

РИТОРИКА , 4 класс, (Нестерова Н.А.)

    Данная программа разработана   и соответствует образовательному стандарту начального общего образования, основывается на концепции образовательной области информатика и позволяет развивать систему понятий общения и обеспечена учебниками «Детская риторика» для 1–4 классов, под ред. Т.А. Ладыженской. Многолетний опыт работы словесников убеждает, что развитие речи как один из многочисленных аспектов работы на уроках родного языка не решает важной задачи – обучения общению. В наше время необходимо формирование такой личности, которая могла бы, владея определенным запасом информации, ориентироваться в конкретной речевой ситуации, строить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением и т.д. Значит, этим умениям надо целенаправленно учить, что и является предметом курса школьной риторики со своим содержанием и логикой построения. Этот курс дополняет курс лингвистики языка (но не заменяет его). Современная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в частности, лингвистики текста), психологии восприятия и порождения речи, теории общения и других смежных наук. Вместе с тем современная риторика – самостоятельная наука и самостоятельный учебный предмет. У этого предмета свои задачи – обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи. Поэтому в центре современной риторики – обучение эффективному общению и человек, который общается. Это в значительной мере определяет как содержание школьной риторики, так и методы ее преподавания. Безусловно, эффективное общение предполагает следование нормам литературного языка. Однако этого недостаточно. Эффективное общение – это общение, при котором реализуются коммуникативное намерение, коммуникативная задача (интенция) как практического, так и духовного плана. (Например: я прошу о чем-то – практическая коммуникативная задача – и получаю то, о чем я прошу. Я хочу разделить горе человека, утешить его – коммуникативная задача духовного плана, и мне это удается). В сущности, в классической риторике всегда имелась в виду эффективность речи, когда давались рекомендации, как следует готовиться к выступлению, учитывать аудиторию и устанавливать с нею контакт, как реализовывать свой замысел, оценить свою речь и т.д.                        В разработанной  программе можно выделить два смысловых блока: – первый – «Общение», – соотносящийся в определенной мере с тем, что в классической риторике называлось общей риторикой; – второй – «Речевые жанры», – соотносящийся с так называемой частной риторикой (которая в дореволюционных учебниках нередко обозначалась как «Роды, виды, жанры»). Кратко охарактеризуем содержание каждого из блоков. Блок «Общение» дает представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения (по различным основаниям); о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность, выразительность и т.д.), речевой (коммуникативной) ситуации, ее компонентах (кто говорит, пишет, кому, почему, зачем, где, когда, как) – на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативную стратегию и коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень их реализации в общении. Второй блок – «Речевые жанры» – дает представление о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие – речевой жанр, т.е. текст определенной коммуникативной направленности. Мы имеем в виду не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: просьбы, объявления, аннотации, хроники и т.д. Понятие речевого жанра конкретизирует содержание работы по риторике, т.к. называет тот вид высказывания, которому следует учить. Для нас речевой жанр – дидактическая единица, которая во многом определяет методику обучения: знакомство с образцами конкретного жанра, осмысление его особенностей с точки зрения сферы употребления, адресата, коммуникативных задач и т.д.; анализ типичных недочетов в структуре и речевом оформлении данного жанра; создание его отдельных фрагментов (частей); и, наконец, самостоятельное создание жанра на предложенную или найденную тему. Мы стремились отобрать наиболее актуальные для учеников жанры, чтобы сделать их предметом обучения в школе. Мы старались также показать как своеобразие жанров, так и их разнообразие, в том числе синтез жанров (например, просьба с элементами комплимента). Нам важно, чтобы ученики использовали этот жанровый потенциал при создании своих текстов. Так мы учим подходам к творчеству. В программу каждого класса включены компоненты и первого, и второго блоков, предусмотрена их взаимосвязь. Кроме того, как правило, вопросы первого блока рассматриваются в динамике, с углублением и развитием от класса к классу (по ступенчатому принципу), на примере конкретных речевых жанров.                                          Если основная цель курса риторики – обучать эффективному (результативному) общению, то школьная риторика – предмет с четко выраженной практической направленностью, где:

большая часть времени выделяется на формирование коммуникативно-риторических умений и навыков;

значительное место занимают так называемые инструментальные знания – о способах деятельности (типа инструкций, конкретных рекомендаций и т.д. Например, «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего» и т.д.);

понятийный аппарат, его отбор и интерпретация также подчинены прагматической установке курса.

Главное внимание уделяется формированию коммуникативных, риторических умений двух типов:

первые (У–1) связаны с умением анализировать и оценивать общение (например, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком);

вторые (У–2) – с умением общаться – в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формировать свое коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи и т.п.

Курс школьной риторики должен вестись так, чтобы вызвать у учеников размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном мире, о том, какое это бесценное богатство. Эти размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составят основу для формирования у выпускников школы взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность. Поэтому в разработанную программу мы включаем такой компонент, как риторические идеи. Следует отметить, что этот компонент вводится в школьные программы впервые. Нам представляется такой подход принципиально важным – в частности, для гуманитарных предметов, которые должны вносить особый вклад в духовное развитие подрастающего поколения. Структура программы для каждого класса выглядит так: вначале формулируются идеи (которые должны быть осмыслены к концу обучения в каждом классе), затем конкретные умения, формируемые на основе понятийных и инструментальных знаний. Линейно-ступенчатый принцип расположения материала по классам отражен в табличной форме программы (см. ниже). Как уже ясно из изложенного, программа риторики носит открытый, примерный характер. Учитель может внести свои коррективы и в объем изучаемого, и в расположение материала в каждом классе. Так, возможно и целесообразно перенесение работы над речевым жанром и в первый блок программы. Например, удачно продолжить знакомство со способами правки текста работой над письменным пересказом или объявлением.                                                                             Курс риторики в школе – сугубо практический. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной цели – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать. Большая часть времени уделяется практике. Конечно, на уроках риторики имеют место и такие методы и приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д., однако особое место занимают специфические приемы работы, а именно:

риторический анализ устных и письменных текстов;

риторические задачи;

риторические игры.

Риторический анализ формирует группу умений У-1. Он предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.) Вторая группа более сложных вопросов:

что сказал говорящий;

что хотел сказать;

что сказал ненамеренно.

Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только то, ЧТО и КАК сказал РИТОР, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной. При этом мы приучаем детей оценивать не только чужую речь, речь другого человека, но и свою собственную.

Риторические задачи формируют группу умений У–2. Эти задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации:

кто говорит – пишет (адресант);

кому говорит – пишет (адресат);

почему (причина);

для чего, зачем (задача высказывания);

что – о чем (содержание высказывания);

как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.);

где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);

когда происходит общение (сейчас, в прошлом); время, отведенное для общения, если это важно.

Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства и в речевую роль и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты. В риторических задачах обычно описываются близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие – роль отца (матери), учителя, директора школы, президента и т.д. В риторических задачах описываемые события могут также происходить и в воображаемых странах, тогда в них действуют воображаемые герои, в частности, сказочные персонажи. От их имени дети приветствуют и благодарят, извиняются и просят и т.п. Таким образом, риторические задачи, которые практиковались еще в риторских школах Греции, учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным. Риторические игры в отличие от риторических задач содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит считалку и т.д. В отличие от словесных, речевых игр риторические строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 4 класса:                                                                                — анализировать и оценивать свои успехи и неудачи в общении;                                                                   —   определить вид общения по его основной задаче (сообщить; запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д.) ;                                                                             -уметь   пользоваться толковым словарем, словарем синонимов.;                                                                       -уметь создавать текст типа рассуждения с несколькими доказательствами;                                                 -анализировать типичную структуру рассказа;уметь рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях своей жизни;                                                            — отделять сообщение о самом событии   и отношение автора к событию. -определять особенности содержания и речевого оформления информационных жанров. -анализировать информационные жанры, их соответствие речевой задаче и жанровым особенностям. — написать информационную заметку в газету типа что–где–когда и как произошло; письмо в редакцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование уроков  риторики в 4 классе.

Количество часов по программе -34

Количество часов по плану- 34

Автор программы-   Виноградова Н.Ф.

Учебник –Ладыженская Т.А. и др.

«Детская риторика» 4 класс (в 2-х частях)

Москва, «Вента- Граф»,2009

Количество часов в неделю- 1

уроки с ИКТ- 4

Учитель:Н.А.Нестерова

Наименование раздела

Коли-чество часов

Сроки

Дом. задание

Повторение

Формы контроля

 

1 четверть

 

 

 

 

 

    

 

      1.

Тема раздела   — «ОБЩЕНИЕ».

 

Повторение изученного в 3 классе « Проверь себя».

«Речевая ситуация».ИКТ

          7 часов.

   

                1

1неделя сентября

Т. Стр. 6 — 10

Придумать   поздравление

Фронтальный опрос

      2.

Правила общения « Учитывай, с кем, почему, для чего ты общаешься».

« Улыбнись улыбкою своей».

                1

2неделя сентября

Т. Стр.11-13

Составить цепочку к схеме кто – что – кому

Письменный опрос

      3.

Средства устного общения «Особенности говорения».

                1

3неделя сентября

Т. Стр.14-19

Стр.17 № 25 тексты поздравлений

Самостоятельная работа

      4.

Выразительные средства « Речевые отрезки и паузы»

                1    

4неделя сентября

 

 

Письменный опрос

     5/6

Эмоциональные средства общения « Успокоить. Утешить словом», « Утешить – помочь, утешить – поддержать»

                2

1неделя октября

Т. Стр. 20 — 30

Стр. 30 №40 тексты объявлений

самопроверка

      7

Правила в общении «Какой я слушатель», « Я – читатель»

                1

2неделя октября

Т. Стр. 3134

Стр. 33№44 письма

Фронтальный опрос

    

 

      8

Тема раздела – «ТЕКСТ»

 

Типы текстов. Яркие признаки текста.ИКТ

           10 часов.

 

                1.

3неделя октября

Стр. 35 — 40

Т. Стр. 39 № 49

Речевые жанры

Самостоятельная работа

      9   

Структура текста. Абзац. Абзацные отступы.

                1

4неделя октября

Т. Стр. 41 — 444

Стр. 42 № 53 речевые умения

Письменный опрос

     10

Виды текстов. Запрет – предостережение. Запрет- строгий и мягкий.

                1

2неделя ноября

Т. Стр. 45 — 52

Т. Стр. 49 № 61

Статьи в газету

Фронтальный опрос

   11/12

Знаки вокруг нас.

«Перед тобой дорожные знаки», «Знаки – символы , знаки – копии», «Языковые знаки»

                2

3неделя ноября

Т. Стр.53 — 54

Т. Стр. 54 № 64 тексты описания

Самостоятельная работа

     13

Опорные конспекты. Описание.

                1

4неделя ноября

Т. Стр. 55 — 57

Т. Стр 56 № 67 тексты повествования

Письменный опрос

     14

Вежливая оценка.

                1.

1неделя декабря

Т. Стр. 58 — 61

Стр. 61 № 76

Фронтальный опрос

   15/16

Рассуждения, доказательства, аргументы в текстах и ситуациях.ИКТ

                2.

2неделя декабря

Т. Стр. 62 — 66

Т. Стр. 65 № 83 тексты рассуждения

Письменный опрос

     17.

Вступление и заключение.

 

                1.

3неделя декабря

Т. Стр. 67 — 69

Т. Стр. 69 № 89

Самостоятельная работа

    

 

     18.

Тема раздела « РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ».

 

Работа со словарями. Словарная статья. ИКТ

             9 часов.

 

                 1   

4неделя декабря

Т. Стр. 70 — 73

Т. Стр. 73 № 97 тихо- громко

Фронтальный опрос

    19.

Рассказ. Структура рассказа.

                  1

4неделя января

Т. Стр. 74 — 83

Т. Стр. 83 № 116 логические паузы

Письменный опрос. Самопроверка

    20.

Что такое информация?

                  1

5неделя января

Т. Стр. 84 — 87

Т. Стр. 85 № 119 жесты

Устный опрос

    21

Газетная информация.

                  1.

1неделя февраля

Т. Стр. 88 — 90

Т. Стр. 90 № 125 мимика

Самостоятельная работа

    22.

Факты , события и отношения к ним.

                  1.

2неделя февраля

Т. Стр. 91 — 94

Т. Стр. 93 № 133 сигналы

Письменный опрос

  23\24

Информационные жанры. Хроника.

                  2.

3неделя февраля

Тетрадь №2

Опорные схемы

Самостоятельная работа

    25.

Информационная заметка.

                  1.

4неделя февраля

Т. Стр. 5- 14

Т. Стр. 14 № 14 – 16 план к тексту

Фронтальный опрос

    26

Автограф. Подпись под фотографией.

                  1.

1неделя марта

Т. Стр. 15 — 19

Т. Стр. 17 № 22

Краткий план

Самостоятельная работа

 

 

    27

Тема раздела «ОБОБЩЕНИЕ»

 

Говорю, пишу.

             8 часов.

 

                  1

2неделя марта

Т. Стр. 20 — 23

Т. Стр. 23№ 32 аннотация к произведению

самопроверка

    28

Читаю, слушаю.

                  1

3неделя марта

Т. Стр. 24 — 31

Т. Стр. 30 № 39 вежливая оценка

Фронтальный опрос

    29

Сложные слова «Слово + другое слово»

                  1

1неделя апреля

Т. Стр. 32 — 36

Т. Стр. 35 № 45 биография

Фронтальный опрос

   30

Речевые жанры. Речевые привычки.

                  1

2неделя апреля

Т. Стр. 37 — 49

Т. Стр. 47 № 61 этикет

Фронтальный опрос

 31/32

Этикет. Этикетные жанры. Этикетные диалоги.

                  2

3неделя апреля

Т. Стр. 55 — 62

 Т. Стр. 62 № 86 газетные статьи

Письменный опрос

   33

Речь   и красноречье.

                  1

4неделя апреля

Т. Стр. 63 — 64

Т. Стр. 64 № 90 информация в газете

Самостоятельная работа

   34

Чему мы научились за год. «Майская газета».ИКТ

                  1

5неделя апреля

Т. Стр. 65 — 66

Т. Стр. 66 № 93 повторение о культуре общения

самопроверка

 

201_ год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе

по курсу «Риторика» для 2 класса.

Рабочая программа составлена в соответствии:

с Примерными программами начального общего образования;

с компонентом образовательного учреждения;

с учебным планом МБОУ «Гимназии №5»;

с учебной программой образовательной системы «Школа 2100» «Риторика» (автор Т. А. Ладыженская)

На изучение данного курса во 2 классе отводится:

Всего:                                        34 часа (1 час в неделю)

Учебно-методический комплект.

Ладыженская Т.А.«Детская риторика в рассказах и рисунках»: учебник-тетрадь для 2 класса  в 2 частях.

Ладыженская Т.А.«Детская риторика в рассказах и рисунках»: методические рекомендации для учителя.

Нравственно-риторические идеи курса.

Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек. (В.А. Сухомлинский)

Будь своему слову господин. (Пословица)

Добрым словом и бездомный богат. (Пословица)

Программное содержание  курса.

Общение                                         (18 часов).

Повторение.                                  (1 час).

Наука риторика                                 (3 часов).

Как мы говорим                                (5 часов)        

Учусь слушать                                (5 часов)                                        

Вежливая просьба                                (2часа)                                        

Учусь читать и писать                        (2часа)                                        

Речевые жанры                                (16 часов)                                        

Текст.  Тема и основная мысль.                (3 часа)                                        

Пересказ.                                        (3 часа)                                        

Вежливый отказ.                                (2 часа)                                        

Типы текстов.                                 (1 час)                                                

Рассуждение.                                (2 час)                                                

Описание.                                        (2 час)                                                

Навыдуманный рассказ.                        (2 часа)                                        

Обобщение.                                        (1 час)                                                

Резервные часы                                 (0 часов)                                        

Основные риторические умения.

Первый тип (У-1). Умение анализировать и оценивать общение, а именно:

• правильность речи (с точки зрения нарушений норм литературного языка);

• уместность использования словесных и несловесных средств общения с точки зрения адресанта и адресата высказывания;

• соответствие высказывания (текста) жанровым признакам (в пределах, указанных в программе).

Второй тип (У-2). Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры (в пределах, обозначенных в программе), а именно:

• умение использовать словесные и несловесные средства, адекватные ситуации;

• умение создавать ориентированные на ситуацию общения этикетные диалоги («Просьба», «Вежливый отказ») и другие тексты (невыдуманный рассказ, описание и др.).

В соответствии с рабочей программой разработано календарно-тематическое планирование.

Календарно-тематическое планирование.

Дата проведения

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Требования к ЗУН учащихся

Вид контроля

Страницы учебника

план

факт

Обобщение.

4

1

Проверь себя.

1

Обобщение.

Знать о значении речи, некоторых этикетных средствах.

Уметь приводить примеры по пройденному материалу в 1 классе и объяснять их.

Тематический (с.5, №1-5).

Часть I.

5

2

Наука риторика.

1

Объяснение нового материала.

Знать значение науки риторики.

Уметь объяснить значение риторических умений.

С.8, №10.

3

Кто – что – кому(с.11-13).

1

Объяснение нового материала.

Знать, что общение – это процесс взаимодействия людей, в котором есть две стороны (кто говорит и кому говорит);

Уметь определять компоненты речевой ситуации (кто – кому – о чем); учитывать в процессе общения того, кому мы адресуем свою речь;

Текущий контроль.

С.11-13

4

Кому – кто. Адресат – адресант(с.14-19).

1

Урок-игра.

Знать, что такое речевая ситуация; функции адресата и адресанта.Уметь анализировать и восстанавливать речевую ситуацию; выявлять особенности речи общающихся в зависимости от того, кто говорит (пишет) – кому говорит (пишет); составлять текст приглашения.

Текущий контроль.

Творческое задание «Письмо другу».

С.17

№25

Как мы говорим.

5

5

Темп.  Громкость(с.20-27)

1

Объяснение нового материала.

Знать:

— основные средства выразительности устной речи: темп, громкость, тон.

— дополнительные средства выразительности  устной речи: мимика, взгляд, жесты, поза.

Уметь:

— различать оттенки тона.

соотносить тон с языком мимики и позы, взгляда говорящего;

 — передавать свои чувства, настроение, состояние с помощью основных и дополнительных средств выразительности устной речи.

Текущий контроль.

Игра «Угадай, чей голосок».

С.20-27

6

Тон речи. То же слово, да не так бы вымолвить(с.28-34).

1

Объяснение нового материала.

С.29

№39

7

Настроение, чувства и тон говорящего

(с.35-40).

1

Комбинированный урок.

Текущий контроль.

Чтение по ролям.

С.39

№49

Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд

(с.41-44).

1

Комбинированный урок.

Текущий контроль. Инсценирование беседы  с помощью жестов.

С.45

№57№58

8

Как мы говорим

(с.45-50).

1

Обобщение.

Тематический контроль.

Самостоятельная работа (15 минут).

С.49

№64

Учусь слушать.

5

9

Мы слушаем – нас слушают. Сигнал принят! Слушаю!

(с.53-57)

1

Объяснение нового материала.

Знать:

— слушание как вид речевой деятельности;

— участников слушания: адресат и адресант;

— значение слов, называющих разные виды слушания;

— цели слушания;

-роль мимики, жестов, позы слушателя в активном процессе слушания;

Уметь:

— быть внимательными слушателями;

— понимать текст, воспринимаемый на слух:

определять тему звучащего текста;

 определять его основную мысль;

спрашивать о том, что непонятно;

— слушать, обращая внимание:

на содержание речи;

на тон, темп, громкость, мимику, жесты, позу.

Текущий контроль.

Фронтальный опрос.

С.56

№67

№68

10

Слушали и услышали. Слушаем и стараемся понять.

 (с.58-63)

1

Комбинированный урок.

Текущий контроль.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

С.63

№78

11

Слушаем и выделяем непонятное.

(с.64-66)

1

Комбинированный урок.

Текущий контроль.

С.65 №82 №83

12

Слушаем, как говорят.

(с.67-69)

1

Комбинированный урок.

Текущий контроль.

С.68 №86

13

Слушаем на уроке. Слушаем целый день!

(с.70-73)

1

Обобщение.

Уметь слушать, понимать и запоминать устную речь.

Текущий контроль.

Письменный опрос.

С.72 №96

 №97.

Вежливая просьба.

2

14

Вежливая просьба.

(с.74-83)

1

Объяснение нового материала.

Знать:

— просьба как этикетный речевой жанр;

— отличие просьбы от требования, мольбы;

— средства вежливого выражения просьбы;

— прямая и скрытая просьба;

— слова согласия и отказа.

Уметь:

— просить вежливо и убедительно;

— выбирать уместные средства выражения просьбы для данной ситуации;

— правильно реагировать на отказ и просьбу.

Текущий контроль.

Устный опрос.

Игра-инсценировка.

С.83

№116

15

Скрытая просьба.

(с.83-85)

1

Обобщение и систематизация знаний.

Тематический контроль.

Самостоятельная работа (15 мин), устный опрос.

С.85

№119

Учусь читать и писать.

2

15

О чем нам говорит шрифт?

(с.88-90)

1

Объяснение нового материала.

Знать:

— как оформление текста на письме помогает  понять его смысл;

Текущий контроль.

Фронтальный опрос.

С.90 №124

№125

16

Рисунки, таблицы, иллюстрации, схемы.

(с.91-94)

1

Комбинированный урок.

Уметь:

— читать схемы, таблицы;

— понимать значение рисунков в учебных книгах;

Текущий контроль.

Индивидуальный опрос.

С.93

№134

Текст. Тема и основная мысль.

3

17

18

Тема и основная мысль текста.

(с.5-10)

2

Объяснение нового материала.

Знать определения понятий:

— текст;

— тема текста;

— основная мысль текста;

— заголовок текста;

— ключевые (опорные) слова.

Уметь:

— отличать текст от набора предложений;

— определять тему текста;

— подбирать заголовок, отражающий тему текста;

— определять основную мысль текста;

— подбирать заголовок, отражающий основную мысль текста;

— выделять ключевые (опорные) слова в тексте;

— определять тему текста по опорным словам;

— создавать текст на основе опорных слов;

Текущий контроль.

Устный опрос.

Часть 2.

с.10, №10

19

Опорные слова.

(с.12-14)

1

Объяснение нового материала.

Текущий контроль.

Тест.

С.14

Пересказы.

2

20

Подробный пересказ.

(с.15-18)

1

Объяснение нового материала.

Знать определения понятий:

— пересказ текста;

— подробный пересказ;

— краткий пересказ;

— план-оглавление.

Уметь:

— в пересказе воссоздавать содержание исходного текста, не исключая важных для понимания содержания фактов, не добавляя того, чего в тексте нет;

— в пересказе передавать основное содержание текста;

— соотносить текст и план;

Текущий контроль.

Пересказ сказки.

С.18

№23

21

Краткий пересказ.

(с.18-23)

1

Комбинированный урок.

Текущий контроль.

Пересказ сказки.

С.23

№32

Пересказы.

2

22

Подробный пересказ.

(с.15-18)

1

Объяснение нового материала.

Знать, что такое пересказ текста; подробный пересказ; краткий пересказ; план-оглавление.

Текущий контроль.

Пересказ сказки.

С.18

№23

23

Краткий пересказ.

(с.18-23)

1

Комбинированный урок.

Уметь  в пересказе воссоздавать содержание исходного текста, не исключая важных для понимания содержания фактов, не добавляя того, чего в тексте нет; в пересказе передавать основное содержание текста; соотносить текст и план;

Текущий контроль.

Пересказ сказки.

С.23

№32

24

План. Текст и план.

(с.24-31)

1

Объяснение нового материала

Знать план-оглавление. Уметь составлять план текста; пересказывать по плану.

Текущий контроль.

Игра «Репортер».

С.31

№39

Вежливый отказ.

2

25

Согласие или отказ. Отказывай, не обижая.

(с. 32-43)

1

Объяснение нового материала.

Знать  согласие или отказ как возможные ответы на просьбу; слова, выражающие согласие или отказ; средства, смягчающие отказ: вежливые слова; объяснение причины отказа; обещание выполнить просьбу впоследствии; соответствующие мимика, жесты, тон. Уметь вежливо отказывать; правильно реагировать на отказ.

Текущий контроль.

С.43

№54

№55

26

Ответы на отказ.

(с.44-49)

1

Объяснение нового материала.

Текущий контроль. Фронтальный и индивидуальный опрос.

С.49

№64

Типы текстов.

5

27

Типы текстов.

(с.50-54)

1

Объяснение нового материала.

Знать разные типы текстов (повествование, описание, рассуждение). Уметь определять тип текста по вопросу;  подбирать заголовок.

Текущий контроль. Фронтальный и индивидуальный опрос.

С.53

№72

28

Рассуждение. Примеры в рассуждении.

(с.55-62)

1

Комбинированный урок.

Знать, что  текст-рассуждение отвечает на вопрос «почему?»;  структуру текста простейшего рассуждения. Уметь доказывать, объяснять высказанное мнение; развертывать объяснительно-доказательную часть, вводить в нее примеры, правила; создавать точные и убедительные рассуждения; строить рассуждения по структурной схеме.

Текущий контроль.

Фронтальный опрос, игра.

С.62

№86

29

Ссылка на правило, закон. Точные и неточные объяснения.

Подведем итоги.

1

Комбинированный урок.

Текущий контроль. Фронтальный и индивидуальный опрос.

С.64

№90

30

Описание.

Признаки предмета.

(с.70-76)

1

Объяснение нового материала.

Знать, что текст-описание отвечает на вопрос «какой?»; структуру текста описания;  объявления-описания; загадки-описания. Уметь выделять признаки предметов в соответствии с основной мыслью описания; составлять объявления с подробным описанием;  конструировать загадки, включающих признаки предметов.

Текущий контроль.

Игра «Узнай сказку».

С.71

№98

С.76

№105

31

Описание в объявлении.

Загадки – описания. Сочини загадку.

(77-83)

1

Комбинированный урок.

Текущий контроль.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

С.81

№111

Невыдуманный рассказ.

2

32

Невыдуманный рассказ.

Было или придумано?

(87-89)

1

Объяснение нового материала.

Знать, что текст-повествование отвечает на вопрос «как это было?»; структуру текста повествования на примере невыдуманного рассказа. Уметь отличать невыдуманный рассказ от случая из жизни по его структуре;

Текущий контроль.

Фронтальный опрос.

Тест.

С.88

№116

33

Части рассказа.

(с.90-92)

1

Комбинированный урок.

Уметь  выделять части рассказа, строить его по частям;

Текущий контроль. Индивидуальный и фронтальный  опрос.

С.92

№121

34

Хочу вам рассказать.

(93-94)

Подведем итоги

1

Обобщение.

Уметь систематизировать, обобщать и применять на практике полученные знания.

Тематический смотр знаний.

Рассказ на тему «Случай из жизни».