Рабочая программа по русскому языку 1 класс УМКПерспектива

ГБОУ ЦО №1948 «Лингвист-М»

Утверждаю

Директор ГБОУ ЦО №1948

«Лингвист-М»

Семенова О.Н.

_______________

Приказ № _____

от «___» ___________ 2011 г.

Согласовано

на МС школы

Протокол № ____

от «___» ____________ 2011 г.

Руководитель МС

______________________

Рассмотрено на МО учителей начальных классов

Протокол № ____

от «___» ____________ 2011 г.

Руководитель МО

_________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по

РУССКОМУ ЯЗЫКУ

УМК Перспектива

1-в класс

Год разработки 2011 г.

Срок реализации программы 2011– 2012уч. год

Программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.Ф. Климановой, соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования и учебникам Л.Ф. Климанова. Азбука, Л.Ф. Климанова, Русский язык. 1 класс: М.: «Просвещение», 2011.

Программу составила Харламова Анна Игоревна

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации 2008 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2080 от 24.12.2010 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»

Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

Учебный план образовательного учреждения на 2011/2012 учебный год

Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы)

Программа является авторской.

Программа и материал УМК рассчитан на 112 часов в год:

обучение грамоте – 92 часа в год, 4 часа в неделю,

русский язык – 20 часов, 2 часа в неделю, что соответствует ОБУП в 1 классах (1-4).

Курс русского языка в начальной школе – часть единого школьного курса современного русского языка.

Цели обучения русскому языку: развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения); формирование элементарной лингвистической компетентности.

Основная задача обучения русскому языку – развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.

Концептуальной основой новых учебников является его коммуникативно-познавательная направленность. В новой системе изучения языка, его основных понятий и правил происходит в тесной взаимосвязи с коммуникативно-речевыми умениями и навыками, которые придают изучению языка практическую, функциональную направленность.

Новая система, базирующаяся на системно-функциональном подходе, обеспечивает интеграцию языка и речи в обучении. Учащиеся, начиная с 1 класса, получают первые элементарные представления о системе языка. В различных коммуникативно-речевых ситуациях, в процессе чтения художественных, познавательных и деловых текстов ученики наблюдают, как основные единицы языка функционируют в речи. Школьники начинают осознавать русский язык, «добывая его из речи», учатся применять полученные знания о языке в своей речевой практике.

Обучение русскому языку строится по схеме: речь – язык – речь. Вопросы и задания учебников побуждают детей к осмыслению собственной речи. Школьники знакомятся с образцами использования родного языка, его выразительных средств в литературных произведениях русских писателей и поэтов (рубрика «Словесное творчество»).

Коммуникативная направленность обучения позволяет детям постепенно накапливать необходимые представления о языке как средстве общения, помогает ориентироваться в ситуации общения, обдумывать свой ответ, корректировать его в зависимости от цели общения и т.д. Новые принципы открывают возможности обучать детей письму не только как речевому навыку, но и как письменной речи и как письменной форме общения, стимулируют развитие творческих способностей детей, их стремление к созданию собственных текстов, которые практически являются своеобразной интеграцией всех речевых умений и навыков.

Познавательная направленность обучения создаёт предпосылки того, что ребёнок начинает накапливать представления о языке как средстве познания, как своеобразной знаковой системе, в которой знаком считаются только двусторонние единицы языка, такие, как слово и морфема.

Познавательная направленность обучения предполагает развитие не только логического мышления, но и образного мышления и воображения учащихся, без которых невозможна их творческая деятельность. С этой целью в учебнике используются художественные тексты.

Большое внимание уделяется развитию речевого мышления. В учебнике много заданий на сравнение слов (его формы и значения), на классификацию слов по разным основаниям (тематическая классификация, связанная с лексическим значением слова, классификация слов по грамматическим признакам, выделение группы слов с общим значением предметности, признака, действия).

Новая система обучения грамоте базируется на трех основных принципах: коммуникативном, познавательном и семиотическом (знаковом).

1. Коммуникативная направленность курса позволяет:

— сформировать процессы чтения и письма как виды письменной речи, а не только как простейшие навыки;

— дать представление о тексте как продукте речевой деятельности;

— осознать язык как средство общения;

— сформировать умение ориентироваться в ситуации общения: адекватно воспринимать речь собеседника, правильно строить своё высказывание, контролировать и корректировать его в зависимости от ситуации общения.

2. Познавательная ориентация курса позволяет:

— изучать язык как культурно-исторический процесс — от устных форм общения к письменным, т. е. от игры, жеста, рисунков, пиктографии к алфавитному звукобуквенному письму и т. д.;

— освоить язык как средство взаимопонимания, средство познания;

— формировать языковое мышление учащихся, развивая образное и абстрактное логическое мышление, интуицию;

— обеспечить поэтапное усвоение основных языковых и речевых понятий на иллюстративно-образной основе с учётом особенностей познавательной деятельности ребёнка через развитие всех видов мышления (наглядно-практического, образно-символического и абстрактно-логического);

— развить языковое мышление, которое базируется на умении ребёнка осознавать и гармонически сочетать форму и содержание речи, умении воспроизводить её смысл и значение в различных формах, умении увидеть общий смысл за различными формами её выражения.

3. Семиотический принцип даёт возможность:

— раскрыть язык как знаковую систему, в которой к языковым знакам можно отнести только двусторонние единицы языка, такие, как слово, морфема и т. д. (а не букву, как часто полагают);

— осознать специфику слова как языкового знака, как «заместителя» действительности;

— выделить исходные понятия и отношения, которые помогли бы ребёнку проникнуть в смысл языкового знака: знак — значение, значение — звучание (содержание — форма);

— познакомить детей с различными знаковыми системами и средствами общения: мимикой и жестом (как одними из древнейших видов общения, которые продолжают функционировать и сейчас, сопровождая устную речь), знаками-сигналами, знаками-символами, языком искусства и т. д.

Период обучения грамоте включает три этапа:

1) подготовительный;

2) основной;

3) послебукварный.

На заключительном этапе обучения в 1 классе вводятся курсы русского языка и литературного чтения для закрепления знаний о языке и речи, формирования коммуникативно-речевых умений и накопления опыта литературного чтения.

Чтобы первоклассники лучше ощутили, что мир в различных видах искусства воспринимается неодинаково, им предоставляется возможность рассмотреть один и тот же предмет (явление) глазами художника, музыканта, поэта, учёного (видят в одном и том же предмете разные стороны и по-разному их отображают). Подобные упражнения, проводимые совместно с учителем, развивают интерес учеников к языку, искусству и окружающему миру. Внимание детей привлекается и к особенностям поэтической речи, к форме стиха, его мелодике, ритму, а также к образности и выразительности поэтического слова. Система заданий и подбор материала обеспечивают развитие литературно-художественных способностей школьников.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

Обучающиеся должны знать:

все буквы русского алфавита;

наизусть 5-10 небольших стихотворений.

Обучающиеся должны уметь:

вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;

различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;

правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;

знать способы их буквенного обозначения;

обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком;

определять место ударения в слове;

вычленять слова из предложений;

грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3-5слов, написание которых не расходится с произношением;

употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;

устно составлять 3-5 предложений на определённую тему;

знать гигиенические правила письма;

правильно писать формы букв и соединения между ними;

уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.

пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и к взрослым;

выслушать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддержать разговор репликами и вопросами;

писать имена и фамилии людей, клички животных с заглавной буквы;

списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в слове;

грамотно писать под диктовку слова, написание которых не расходится с их произношением, предложения и тексты в 12—15 слов;

самостоятельно составлять и записывать тексты из 2—3 предложений по опорным словам, на определенную тему.

Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в процессе всего программного материала.

Навык чтения. I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.

II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период.

Учебно-методическое обеспечение:

Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2011.

Климанова Л.Ф., Романина В.И., Борейко Л.Н. Пропись 1. Рисуй, думай, рассказывай. — М.: Просвещение, 2011.

Климанова Л.Ф. Пропись 2. Мой алфавит. — М.: Просвещение, 2011.

Климанова Л.Ф. Пропись 3. Мой алфавит. — М.: Просвещение, 2011.

Климанова Л.Ф., Желтовская Л.Я. Пропись 4. Пишу красиво. — М.: Просвещение, 2011.

Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Русский язык. Учебник. 1 класс. — М.: Просвещение, 2011.

Электронное приложение к учебнику Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г. Азбука. 1 класс

Электронное приложение к учебнику Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г. Русский язык. 1 класс

Методические пособия по обучению грамоте, русскому языку. Климанова Л.Ф.

MULTIMEDIA-поддержка курса:

Уроки Кирилла и Мефодия. Обучение грамоте. Русский язык. 1 класс

Интернет-ресурсы.

Календарно-тематическое планирование

№№

уроков

Тема уроков

Стр.

Цели и задачи

Планируемые результаты

Дата проведения

По плану

Факт.

Подготовительный этап (20 ч)

Азбука. Введение в мир общения.

Рабочая тетрадь «Рисуй. Думай. Рассказывай»

Подготовка к письму. Развитие фонематического слуха.

1 (СD)

МИР ОБЩЕНИЯ. Гигиенические требования. Раскрашивание, обведение

4-5

(3-5)

Практическое введение понятия «общение»; знакомство детей с персонажами учебной книги и друг с другом; способствовать развитию навыков устного общения – умения говорить и слушать; различать цель и результат общения; привлечь внимание к слову и его номинативной (назывной) функции.

Знание понятия «общение»; умение общаться; умение различать цель и результат общения; умение ориентироваться на листе и писать в рабочей полосе; умение штриховать, обводить по контуру; словесно определять размер изображённых предметов; классифицировать предметы.

01.09.

2

Мы теперь ученики. Культура общения. Обведение фигур по образцу.

6-9

(6-7)

02.09.

3 (СD)

СЛОВО В ОБЩЕНИИ. Прямые и наклонные линии

10-11

(8-11)

Практическое знакомство с целями и средствами общения через игровые ситуации и диалог литературных героев; осмысление роли слова в общении; развитие умения быстро находить слова для обозначения окружающих предметов.

Знание понятия «общение»; знание целей и средств общения; умение быстро находить слова для обозначения окружающих предметов; умение классифицировать предметы; сравнивать предметы по размеру, форме, количеству; обводить по контуру; штриховать; составлять устные рассказы.

05.09.

4

Важно не только что сказать, но и как сказать. Определение направления с помощью жеста, замена жеста стрелкой.

12-13

(12-15)

Знание понятия «жест» и его значения; умение различать многозначность жеста; умение использовать жесты в речевом общении; умение высказывать своё мнение; умение сравнивать; обводить предмет по контуру; штриховать; обводить линии по стрелке.

06.09.

5 (СD)

ПОМОЩНИКИ СЛОВА В ОБЩЕНИИ. Письмо наклонных и прямых линий.

14-17

(16-19)

Ввести понятие «жест», объяснить его значение; научить различать многозначность жеста, воспитывать привычку уместного использования жестов в речевом общении; стимулировать речевые высказывания детей на уроке, прививать привычку следить за своей речью.

08.09.

6 (СD)

ОБЩЕНИЕ БЕЗ СЛОВ. Параллельные линии. Обведение образца

18-19

(20-23)

09.09.

7 (СD)

КАК ПОНЯТЬ ЖИВОТНЫХ? Письмо элементов печатных букв

20-23

(24-25)

Закрепить представление о жесте и его значении, уместности использования жестов; культура общения: внимание к собеседнику; использование формул речевого этикета.

Знание понятия «жест» и его значения; умение различать многозначность жеста; умение использовать жесты в речевом общении; умение общаться; знание формул речевого этикета; умение составлять устный рассказ; обводить предмет; штриховать; дорисовывать; знание понятия «рабочая строка».

12.09.

8 (СD)

РАЗГОВАРИВАЮТ ЛИ ПРЕДМЕТЫ? Письмо элементов печатных букв

24-25

(26-27)

13.09.

9 (СD)

СЛОВА И ПРЕДМЕТЫ. Письмо элементов печатных букв

26-27

(28-31)

Разведение понятий «слово» и «предмет», «слово» и «признак», «слово» и «действие»; классификация слов, обозначающих предметы, признаки, действия; выяснение роли предмета и слова в общении; развивать умение соблюдать правила письма.

15.09.

10 (СD)

РИСУНКИ И ПРЕДМЕТЫ В ОБЩЕНИИ. Прямые и наклонные линии, длинные и короткие.

28-33

(32-35)

Развивать умение читать выражение лица героев сказок; формировать умение рассказывать сказки, истории, сопровождаемые уместными жестами, соответствующей мимикой и интонацией; ввести понятие «бордюр».

Умение читать выражение лица героев сказок; умение рассказывать сказки, истории, сопровождаемые уместными жестами, соответствующей мимикой и интонацией; знание понятия «бордюр»; умение проводить параллельные линии; штриховать; составлять устные рассказы; классифицировать предметы.

16.09.

11

Как найти дорогу? Дорожные знаки. Письмо элементов печатных букв.

34-37

(36-37)

Переключить внимание детей с общения непосредственного, конкретного на общение опосредованное; познакомить с возможными посредниками общения.

Знание понятий; умение классифицировать предметы; умение находить закономерности; работать самостоятельно; умение обводить по контуру; штриховать.

19.09.

12

Удивительная встреча. Рассказ в картинках. Письмо элементов печатных букв.

38-41

(38-39)

Подвести детей к самостоятельным «открытиям» в области письменной речи: для передачи мысли, различных сообщений можно использовать рисунки и условные обозначения (символы); активизировать мыслительную деятельность детей через использование проблемно-речевых ситуаций.

20.09.

13 (СD)

МИР ПОЛОН ЗВУКОВ. Письмо элементов печатных букв.

42-45

(40-41)

Обобщить сведения о способах записи устного высказывания с помощью рисунков и символов; упражнять детей в записи предложения с помощью пиктограмм; показать необходимость введения звукобуквенного письма.

Знание способов записи устного высказывания с помощью рисунков и символов; умение записывать предложения с помощью пиктограмм; умение составлять и читать письма; раскрашивать; обводить предметы; ориентироваться в звуковой структуре слова; умение писать элементы печатных букв; классифицировать.

22.09.

14 (СD)

ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. Письмо элементов печатных букв.

46-49

(42-43)

Учить сопоставлять звуки окружающего мира со звуками человеческой речи; дать представление о речевом аппарате и органах речи; сформировать у учащихся представление о звуках речи, опираясь на их обыденное представление о значении этого понятия; развивать фонематический слух детей и умение слышать последовательность звуков в слове, записывать их с помощью условных и игровых схем.

23.09.

15

(CD)

ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ. Письмо с образца.

50-51

(44-46)

Дать представление о твёрдых и мягких согласных; учить различать их; показать изобразительные возможности звуков слова и отработать приёмы выразительного рассказывания отрывков из литературных произведений; отрабатывать навыки каллиграфического письма.

Знать о твёрдых и мягких согласных; умение различать твёрдые и мягкие согласные; умение обводить; придумывать знаки; умение делать звуковой анализ простейших слов; классифицировать слова; умение подбирать слова с определённым звуком; писать элементы печатных букв.

26.09.

16

(CD)

ЗВУЧАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА. Письмо с образца.

52-53

(47-49)

Развивать умение определять количество звуков в слове, их последовательность; учить определять гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие; различать звуковую форму слова и его значение; развивать навыки каллиграфического письма.

Умение определять количество звуков в слове, их последовательность; определять гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие; различать звуковую форму слова и его значение; умение делать звуковой анализ слов; писать элементы письменных букв.

27.09.

17 (СD)

СЛОВА И СЛОГИ. Письмо элементов печатных букв.

54-55

(50-53)

Дать учащимся представление о слоге как произносительной части слова, формировать умение произносить слова по слогам и правильно определять составляющие их звукосочетания.

Знание о слоге как произносительной части слова; умение произносить слова по слогам и правильно определять составляющие их звукосочетания; проводить звуковой анализ слов; заполнять схемы; умение читать слова по следам анализа; писать письменные элементы строчных и заглавных букв.

29.09.

18

(CD)

УДАРЕНИЕ В СЛОВЕ. Письмо элементов печатных букв.

56-57

(52-53)

Дать учащимся общее представление об ударении в слове и формировать умение определять место ударения в слове; показать значение ударения для объединения звуков в слове; совершенствовать культуру речи учащихся: умение правильно произносить слово и ставить в нём ударение; развивать навыки каллиграфического письма

Знание об ударении в слове; знать о значении ударения; умение определять место ударения в слове; умение правильно произносить слово и ставить в нём ударение; умение писать элементы письменных букв; проводить звуковой анализ слов; заполнять схемы; читать по следам анализа.

30.09.

19 (СD)

СЛОВО И ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Письмо элементов письменных букв.

58-61

(4, 54-59)

Дать представление о предложении и его функциях; учить детей различать слово и предложение, выделять предложение в речевом потоке, записывать и читать его на основе схем и пиктограмм; показать звучность, мелодичность и выразительность русской речи.

Знание о предложении и его функциях; умение различать слово и предложение, выделять предложение в речевом потоке, записывать и читать его на основе схем и пиктограмм; умение проводить звуковой анализ слов; писать элементы письменных букв и безотрывных линий.

03.10.

20

ПОВТОРЕНИЕ – МАТЬ УЧЕНИЯ. Письмо элементов письменных букв.

62-64

(5, 60-63)

04.10.

Букварный (основной) этап (61 ч)

СТРАНА АБВГДейка

Прописи «Мой алфавит»

21-22

(СD)

Веселое путешествие от «А» до «Я». Звук [а]. Буква Аа. Письмо строчных и заглавных букв «а»

66-68

(6-7)

Учить выделять звуки [а] из речи; учить различать звуки; приучать детей выделять точки-ориентиры; обратить внимание на то, что правильное положение тетради помогает руке плавно двигаться; развивать навыки каллиграфического письма.

Умение выделять звуки; различать звуки; умение обозначать эти звуки буквами; умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы и элементы письменных букв; умение работать самостоятельно; анализировать выполненную работу; умение оформлять предложения на письме.

06.10.

07.10.

23-24

(СD)

Звук [о]. Буква Оо. Письмо строчных и заглавных букв «о»

69

(8-9)

Учить выделять звуки [о] из речи; учить различать звуки; приучать детей выделять точки-ориентиры; обратить внимание на то, что правильное положение тетради помогает руке плавно двигаться; развивать навыки каллиграфического письма.

10.10.

11.10.

25-26

(СD)

Звук [у], буква Уу. Письмо строчных и заглавных букв «у»

70-71(10-11)

Учить выделять звук [у] из речи; учить

различать звуки; познакомить с буквой у; учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма.

13.10.

14.10.

27-28

(CD)

Звуки [и], [ы]. Буквы Ии, ы. Письмо строчных и заглавных букв «и», «ы».

72-74

(12-14)

Учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; познакомить с буквами и, ы; учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма.

17.10.

18.10.

29

(CD)

Звук [э], буква Э. Письмо строчных и заглавных букв «э»

75

(15-16)

Учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; познакомить с буквой э; учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма.

Умение выделять звуки; умение обозначать звуки буквами; умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы и элементы письменных букв; умение объяснять значение слова; заполнять звуковые схемы; сравнивать.

20.10.

30

Повторение изученных букв. Составление предложений по схемам.

76

(17)

Учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; учить отличать гласные от согласных; учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма.

21.10.

31

Буквенная мозаика. Запись коротких слов, составление предложений по предложенным схемам.

77

(18)

Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма.

24.10.

32

(CD)

Звуки [м] — [м`]. Буква М. Письмо строчных и заглавных букв «м»

78

(19)

Дать общее представление о согласных; помочь детям уловить свойства согласных звуков; развивать навыки чтения и каллиграфического письма.

25.10.

33

(CD)

Звуки [с] — [с`], буква Сс. Письмо строчной буквы. Запись слов под диктовку.

79

(22)

Учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; учить отличать гласные от согласных; учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма.

27.10.

34

Звуковой анализ. Письмо заглавной буквы. Запись слов под диктовку.

79

(23)

Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма.

Умение выделять звуки; умение обозначать звуки буквами; умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова; копировать; ориентироваться в тетради.

28.10.

35

(CD)

Звуки [н] — [н`], буква Н (строчная и заглавная). Письмо слогов, слов и предложений

80

(24-25)

Учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; учить отличать гласные от согласных; учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма.

31.10.

36

(CD)

Звуки [л] — [л`], буква Л (строчная, заглавная).

81

(26-27)

01.11.

37

Закрепление изученных букв. Составление и запись предложений.

82

(28)

11.11.

38

Чтение предложений и текста. Составление и запись предложений.

83

(29)

Закрепление изученных букв. Самостоятельный звуковой анализ слов по выбору. Составление и запись предложений.

14.11.

39

(CD)

Звуки [т] — [т`], буква Тт. Письмо строчной и заглавной буквы.

84

(30-31)

Учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; учить отличать гласные от согласных; учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма.

15.11.

40

Чтение с выражением. Составление и запись предложений.

85

(32-33)

Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; умение отличать имена собственные.

17.11.

41

(CD)

Звуки [к] — [к`], буква к (строчная).

86

(34)

Учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; учить отличать гласные от согласных; учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма.

18.11.

42

Чтение слов с ориентировкой на знак ударения. Заглавная буква К.

87

(35)

Учить чтению по слогам и целыми словами; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения; развивать навыки каллиграфического письма.

21.11.

43

Ударение чтение текстов. Буквенная мозаика

88

(36-37)

22.11.

44

Письмо слов и предложений с изученными буквами

89

(38)

24.11.

45

Узелки на память. Письмо слов и предложений с изученными буквами

90

(39)

25.11.

46

Ударение. Чтение целыми словами. Буквенная мозаика

91

(40-41)

28.11.

47

(CD)

Звуки [р] — [р`], буква Рр. Строчная и заглавная буква Рр.

92

(42-43)

Учить чтению по слогам и целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения; развивать навыки каллиграфического письма.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты.

29.11.

48

(CD)

Звуки [в], [в`], буква Вв. Строчная и заглавная буква Вв.

93

(44-45)

01.12.

49

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

(46-47)

Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма.

02.12.

50

(CD)

Звуки [п] — [п`], буква П (строчная и заглавная).

94-95

(48-49)

Учить чтению по слогам и целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения; развивать навыки каллиграфического письма.

05.12.

51

(CD)

Звуки [г] — [г`], буква Г (строчная).

96-97

(50)

06.12.

52

Сравнение звуков [г] и [к]. Буква е. Заглавная буква Г.

98-99

(51-52)

08.12.

53

Письмо с изученными буквами.

10-101

(53)

09.12.

54

(CD)

Буквы Е, Ё в начале слова и после гласных. Строчная и заглавная буква Ее.

102-103

(54-55)

12.12.

55

Буквы Е, Ё после согласных. Позиционное чтение слогов: мо-мё, ло-ле, сэ-се.

104-105

(56-57)

13.12.

56-57

Повторение изученных букв

106-110

(58-63)

Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма.

15.12.

16.12.

58

(CD)

Звуки [б] — [б`], буква Б (строчная, заглавная).

4-5

(4-6)

Учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения; развивать навыки каллиграфического письма.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты.

19.12.

59

(CD)

Звуки [з] — [з`], буква З (строчная, заглавная).

6-7

(7-9)

20.12.

60

Закрепление. Буквы Бб, Зз.

8-9

(10)

22.12.

61

Скороговорки, ребусы, загадки. Списывание с печатного текста.

10-11

(11)

23.12.

62

(CD)

Звуки [д] — [д`], буква Дд. Письмо строчной и заглавной буквы «д».

12-13

(12-14)

26.12.

63

(CD)

Звук [ж], буква Ж. Письмо строчной и заглавной буквы «ж».

14-15

(15-16)

Учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения; развивать навыки каллиграфического письма.

27.12.

64

Мои первые книжки. Закрепление изученных букв.

16-23

(17-19)

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; умение списывать.

10.01.

65

(CD)

Буква Я в начале слова и после гласных.

24-25

(20-22)

12.01.

66

Буква Я после согласных. Списывание предложений по памяти.

26-29

(23-25)

13.01.

67

(CD)

Звуки [х] — [х`], буква Хх. Письмо строчной и заглавной буквы «х».

30-31

(26-27)

16.01.

68

(CD)

Мягкий знак — показатель мягкости согласных. Запись слов с «ь».

32-33

(28-31)

17.01.

69

(CD)

Звук[й], буква Йй. Списывание слов и предложений.

34-35

(32-33)

19.01.

70

Повторение изученных букв. Письмо слов с буквами й, ь.

36-37

(34-35)

20.01.

71

(CD)

Буква Ю в начале слова и после гласных. Письмо строчной и заглавной буквы «ю».

38-39

(36-37)

Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать; учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать; умение работать в парах; умение оформлять предложения на письме.

23.01.

72

Буква Ю после согласных. Письмо слогов и слов.

40-47

(38-390

24.01.

73

(CD)

Звук [ш], буква Шш. Письмо строчной и заглавной буквы «ш».

48-49

(40-43)

26.01.

74

(CD)

Звук[ч`], буква Чч. Правопи-сание буквосочетаний ча, чу.

50-51

(44-45)

27.01.

75

(CD)

Звук [щ`]. Буква Щщ. Правописание буквосочета-ний ча-ща, чу-щу.

52-55

(46-49)

30.01.

76

(CD)

Звук [ц], буква Цц. Письмо строчной и заглавной буквы «ц».

56

(50-51)

Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать; умение работать в парах; умение оформлять предложения на письме; умение писать под диктовку.

31.01.

77

(CD)

Звуки [ф] — [ф`], буква Фф. Письмо строчной и заглавной буквы «ф».

57-59

(52-53)

02.02.

78

(CD)

Разделительные ь и ъ. Спи-сывание слов с предва-рительным проговариванием.

60-63

(57-59)

03.02.

79

Узелки на память. Повторение изученных букв.

64-67

(54-56)

06.02.

80

Повторение и обобщение по всем изученным буквам.

68-71

(60-62)

07.02.

81

Старинные азбуки и буквари. Контрольное списывание.

72-78

(63)

09.02.

Послебукварный этап (11 ч)

Про всё на свете.

Рабочая тетрадь «Пишу красиво»

82

С чего начинается общение? Элементы букв щ, ц.

80-83

(4-7)

Учить правилам оформления предложения на письме; развивать навыки каллиграфического письма; учить списывать; учить чтению целыми словами; учить выделять звуки из речи; учить различать звуки; развивать умение выделять ударный слог; прививать навыки выразительного чтения.

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; умение читать тексты; озаглавливать текст; умение списывать; умение работать в парах; умение оформлять предложения на письме; умение писать под диктовку.

10.02.

83

Умеет ли разговаривать природа? Отработка эле-ментов букв щ, ц, л, м, я, ч.

84-91

(8-10)

13.02.

84

Что, где, когда и почему? Письмо слов и предложений.

92-93

(14-16)

14.02.

85

Удивительное рядом. Списывание слов, предложений.

94-95

(17-19)

Пробудить интерес к научно-познавательным рассказам; готовить детей к осмыслению различий в научном и художественном стиле изображения событий.

16.02.

86

Чтобы представить слово. Упражнения по чистописанию.

96-97

(20-23)

17.02.

87

Об одном и том же по-разному. Написание жи, ши.

98-101

(24-25)

Пробудить в детях фантазию; стимулировать развитие воображения на основе приёма оживления, одухотворения предметов природы; развивать интерес к поэтическому слову, художественному творчеству; развивать навыки каллиграфического письма.

27.02.

88

Книга природы. Упраж-нения по чистописанию.

102-103

(26-29)

28.02.

89

Сравни и подумай. Восстановление текста.

104-105

(30-31)

Умение выразительно читать; составлять рассказы по своим картинкам; умение оформлять предложения на письме; умение писать под диктовку; списывать.

01.03.

90

Большие и маленькие секреты. Упражнения по чистописанию.

106-107

(32-33)

02.03.

91

Волшебство слова. Письмо слов и предложений.

108-109

(34-37)

Развивать интерес к чтению произведений разных жанров, художественному творчеству; развивать навыки каллиграфического письма.

05.03.

92

Сказки. Присказки. Загадки. Контрольное списывание.

112-117

(42-45)

06.03.

Русский язык (20 ч)

№ урокаТема урокаЧасыЦели и задачи урокаПланируемые результатыСтраница учебникаСтраница тетрадиДата проведенияПо плануФакт.93В мире общения. Роль слова в общении. (CD)1ч.Обобщить представления уча-щихся о целях и формах общения; расширить представ-ления о целях речевого общения; обратить внимание на словесные и несловесные средства общения.Осознавать цель речевого общения; умение слушать и говорить; знать, что для общения используется свой язык; знание смысла понятия «общение».4 – 14

4 – 809.03.94Слово и его значение. Имя собственное. (CD)1ч.Формировать представление о слове как двусторонней звуковой единице; обогащение словарного запаса; закрепить представление детей о языке как средстве отражения действительности; расширять, уточнять словарный запас.Умение правильно подбирать слова для обозначения каждого явления, на точное выражение любой мысли.15 – 289 – 1413.03.95Слова с несколькими значениями.

Слова, близкие и противоположные по значению. (CD)1ч.Формировать представление о многозначности слова; о словах, близких и противоположных по значению; активизировать их употребление; продолжить знакомство со словарями как средством повышения речевой культуры.Иметь представление о многозначности слов.29 — 3015-1816.03.

96Группы слов. (CD)1ч.Развивать умение различать предмет и слово как название предмета; определять слова-названия предметов, признаки предметов, действия предметов; наблюдать за ролью каждой группы слов в речи.Умение различать предмет и слово как название предмета; определять сло—ва, которые обозначают названия предметов, их действия и признаки; классифицировать слова; наблюдать за ролью слов в речи.

35 – 4419 – 2120.03.

97Звуки и буквы. (CD)1ч.Формировать умение различать звуки окружающего мира и речи; представление о букве как значке звука.Умение переключать внимание с лексического значения слова на его звуковую форму; различать звуки речи и звуки окружающего мира.45 – 4922-2323.03.98Алфавит. (CD)1ч.Формировать представление о практическом применении алфавита; закрепить первона-чальные знания детей об алфавите.Знание алфавита; умение практически применять алфавит.50 – 512403.04.99Гласные звуки. Обозначение их буквами. (CD)1ч.Развивать умения характери-зовать звуки и обозначать их на письме буквами; развивать фонематический слух; наблюдать над изобразительными возмож-ностями гласных звуков в художественной речи.Умение распознавать гласные звуки в слове, характеризовать их; обозначать на письме буквами.52 — 5525 — 2706.04.100Гласные звуки. Обозначение их буквами. (CD)1ч.Развивать умения характери-зовать звуки и обозначать их на письме буквами; развивать фонематический слух; наблюдать над изобразительными возмож-ностями гласных звуков в художественной речи.Умение распознавать гласные звуки в слове, характеризовать их; обозначать на письме буквами.10.04.101Согласные звуки. Обозначение их буквами. (CD)1ч.Развивать умение распознавать согласные звуки; развивать умение работать с моделями слов и проводить звукобуквенный анализ слов, сравнивать слова по произношению и написанию; отрабатывать умение чётко произносить отдельные звуки в составе слова.Умение распознавать согласные звуки по их существенным признакам; умение работать с моде-лями слов; проводить звукобуквенный анализ слов; сравнивать слова по произношению и написа-нию; умение чётко про-износить звуки в составе слова.56 — 6028 — 2913.04.102

Слоги.

Перенос слов. (CD)1ч.

Развивать представление о слоге как произносительной части слова; научить соотносить количество слогов в слове и количество в нём гласных звуков.

Развивать умение делить слова на слоги; правильно переносить на письме слова с одной строки на другую; развивать связную речь; умение озаглавливать текст.Иметь представление о слоге как произносите-льной части слова; умение соотносить количество слогов в слове и количество в нём гласных звуков. Умение делить слово на слоги; правильно переносить на письме слова; умение озаглав-ливать текст.61 — 7030 – 3417.04.103Ударение. (CD)1ч.Развивать умение находить в слове ударный слог; наблюдать за ролью ударения в различении смысла слова; развивать орфоэпическую культуру учащихся.Умение находить в слове ударный слог; наблюдать роль ударения в различении смысла слова.71 – 7635 – 3820.04.

104Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами. (CD)1ч.Развивать умение проверять безударный гласный звук с помощью его перевода в ударную позицию при изменении формы слова; упражнять детей в нахождении ударного слога в словах.Умение находить ударный слог в словах; умение проверять безударный гласный звук; умение наблюдать за расхож-дением между произноше-нием и написанием слова.77 – 7939 – 4224.04.105Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. (CD)1ч.Развивать способность различать мягкие твердые согласные звуки; формировать умение обозначать мягкость согласных звуков с помощью мягкого знака; развивать чувство народнопоэти-ческого языка.Умение различать мягкие и твёрдые согласные звуки; умение обозначать мяг-кость согласных звуков с помощью мягкого знака.80 — 9043 — 4827.04.106 Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. (CD)1ч.Формировать представление о твёрдых согласных ж, ш; развивать умение писать букво-сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу.Иметь представление о твё-рдых согласных звуках [ж], [ш]; знать правила напи-сания жи-ши, ча-ща, чу-щу.91 – 9849 – 5104.05.107Разделительный мягкий знак. (CD)1ч.Развитие умения правильно писать слова с разделительным мягким знаком; развивать творческое отношение к слову.Умение наблюдать за про-изношением и написанием слов с разделительным мягким знаком; умение списывать слова.99 – 10252 – 5308.05.

108Разделительный твёрдый знак. (CD)1ч.Развитие умения правильно писать слова с разделительным твёрдым знаком; повторить сведения о разделительном твёрдом знаке; развивать коммуникативно-творческие спо-собности учащихся; учить составлению текста небольшого объявления.Знать о разделительном твёрдом знаке; умение писать слова с разде-лительным твёрдым зна-ком; умение составлять текст.103 – 1055411.05.109Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами. (CD)1ч.Расширить сведения о звонких и глухих согласных; развивать умение различать звонкие и глухие согласные; проводить звуковой анализ; развивать творческие речевые способности.Иметь представление о звонких и глухих сог-ласных; умение проводить звуковой анализ слова; различать звонкие и глухие согласные.106 – 11155 – 5715.05.110От слова к предложению. (CD)1ч.Формировать умение различать слово и предложение; строить предложение; наблюдать над связью слов в предложении.Умение различать слово и предложение; иметь пред-ставление о предложении как связанных по смыслу слов, выражающих мысль; умение наблюдать над связью слов в предло-жении; умение строить предложения.112 — 1155817.05.111Знаки препинания в конце предложения. (CD)1ч.Развивать умение различать предложения по интонационным особенностям; учить использо-вать соответствующие знаки препинания; упражнять детей в составлении предложения по вопросу; развивать умение видеть границы предложения в тексте; развивать литературно-творческие способности уча-щихся.Умение различать пред-ложения по интонации-онным особенностям; уме-ние использовать соответ-ствующие знаки препина-ния в конце предложения; умение составлять предло-жения по вопросу; умение видеть границы предло-жения в тексте.116 – 1195922.05.112От предложения к тексту. (CD)1ч.Развивать умение различать предложение и текст; составлять текст; обратить внимание на связь предложений в тексте; обучать детей озаглавливанию текста.Умение различать текст и предложения; умение составлять письменные тексты; озаглавливать текст.120 — 12460 — 6324.05.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

РУССКИЙ ЯЗЫК

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Число

Примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

Учебно-методические комплекты по русскому языку для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.)

Стандарт начального образования по русскому языку.

Примерная программа начального образования по русскому языку.

К

Д

Д

Библиотечный фонд комплектуется с учетом типа школы с родным (русским) и родным (нерусским) языком обучения на основе Перечня УМК, рекомендованных или допущенных МОН РФ. При комплектации библиотечного фонда целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, отдельные экземпляры учебников, не имеющие грифа. Они могут использоваться в качестве дополнительного материала.

Печатные пособия

2.

Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв).

Касса букв и сочетаний (по возможности)

Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандарте начального образования по русскому языку.

Наборы сюжетных ( и предметных) картинок в соответствии с тематикой , определенной в стандарте начального образования по русскому языку (в том числе и в цифровой форме).

Словари всех типов по русскому языку.

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в стандарте начального образования по русскому языку (в том числе и в цифровой форме).

Д

Ф

Д

Д

Ф/Д

Д

Технические средства обучения

4.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Телевизор (по возможности)

Видеомагнитофон/ видеоплейер (по возможности).

Аудиоцентр/ магнитофон.

Диапроектор

Мультимедийный проектор (по возможности).

Экспозиционный экран (по возможности)

Компьютер (по возможности)

Сканер (по возможности)

Принтер лазерный (по возможности)

Принтер струйный цветной (по возможности)

Фотокамера цифровая (по возможности)

Видеокамера цифровая со штативом (по возможности)

Лингафонные устройства, обеспечивающие связь между преподавателем и учащимися, между учащимися (по возможности).

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

К

С диаметром экрана не менее 72 см

Размер не менее 150х150 см

В школах с родным (нерусским) языком обучения.

Экранно-звуковые пособия

5.

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения

Видеофильмы, соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования по русскому языку (по возможности).

Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования по русскому языку (по возможности)

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике, данной в стандарте обучения

Д

Д

Д

Д

Для изучения русского языка в школе с родным (нерусским) языком обучения.

Игры и игрушки

8.

Куклы в русской (национальной) одежде и другие предметы окружающего мира ребенка, передающие этнический облик русских и других представителей Российской Федерации.

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: Дом, Зоопарк, Ферма, Транспорт, Магазин, и др.)

Настольные развивающие игры (типа «Эрудит») и др.

Д

П

Ф

Оборудование класса

9.

Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев

Стол учительский с тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.

К

Д

Д

Д

Д