Рабочая программа по русскому языку 2 класс система Занкова

Пояснительная записка по русскому языку

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л.В. Занкова. Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Русский язык» 2 класс, автор А.В. Полякова, 2009 г., а также пособия для учителя «Методический комментарий к учебнику «русский язык», А.В. Полякова, 2003 г.

В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:

познавательную – ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково–символического восприятия и логического мышления учащихся;

социокультурную – формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, а также навыков грамотного безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи обучения русскому языку:

развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

обеспечивать освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

обеспечивать овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания (в том числе рассуждения) и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;

воспитывать у учеников позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь.

Курс русского языка способствует развитию таких качеств, как коммуникативная компетентность, владение навыками самостоятельной деятельности, владение активными формами познания.

Настоящая рабочая программа учитывает систему обучения класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, направленный на общее развитие учащихся.

В соответствии с этим реализуется: типовая программа «Русский язык», А.В. Полякова, 2009 г в объеме 170 ч. на 34 учебных недель по 5 ч. в неделю. На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по русскому языку и с учетом системы обучения класса реализуется программа базисного уровня.

На ступени начальной школы задачи учебных занятий определены как формирование умений сравнивать, различать, сопереживать.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков.

Содержание авторской программы и логика изложения программного материала в учебнике «Русский язык» полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 2-Й КЛАСС

(170 часов)

Фонетика (10 ч.), грамматика (100 ч.), правописание (30 ч.) и развитие речи (30 ч.)

Речь. Предложение. Слово.

Членение речи на предложения. Выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится.

Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое — грамматическая основа предложения.

Нераспространенные и распространенные предложения.

Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные.

Восклицательные предложения.

Точка, знак вопроса и восклицательный знак в конце предложения.

Звуки и буквы, их различие.

Алфавит. Алфавитное название букв.

Гласные и согласные звуки, их различие. Обозначение буквами гласных и согласных звуков.

Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги, перенос слов по слогам.

Ударение, ударные и безударные слоги.

Прописная буква в именах собственных. Понятие орфограммы.

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласного звука на письме ь, буквами и, е, е, ю, я.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я: обозначают два звука в начале слова, после гласного звука, после согласного звука перед гласным в словах с разделительными А и Ь.

Разделительные Ь и Ь.

Шипящие согласные звуки. Правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чн, чк, щн.

Звонкие и глухие согласные звуки.

Парные согласные в конце слова. Правописание парных согласных в конце слова.

Имя существительное. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные.

Единственное и множественное число имен существительных.

Род имен существительных: мужской, женский, средний.

Изменение имен существительных (по вопросам кто? что? кого? и т.п.).

Различие окончаний.

Глагол. Изменение глаголов по числам.

Времена глагола: настоящее, прошедшее, будущее.

Имя прилагательное.

Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с существительными. Правописание окончаний -ый, -ий, -ая, яя, -ое, -ее, -ые, -ие. Понятие о согласовании. Словосочетание.

Предлог. Отличие предлога от приставки. Раздельное написание предлогов со словами.

Корень слова. Однокоренные слова.

Правописание безударных гласных в корне слова.

Связная речь

Устная речь

Организация практики устного общения: речевые упражнения в форме диалогической и монологической речи: дискуссия, беседа, обсуждение, сообщение. Использование в общении жизненного опыта детей, а также ситуаций из прочитанных рассказов, знакомых мультфильмов.

Соответствие словаря речевого этикета ситуации и собеседнику. Правила обращения, отклика, приветствия, прощания при непосредственном общении с родителями, со знакомыми, с друзьями, с учителем, в школе (разыгрывание соответствующих ситуаций).

Письменная речь

Ознакомление с понятиями: речь разговорная, деловая, научная, художественная.

Наблюдение в конкретных речевых ситуациях соответствия цели высказывания и стиля письменной речи (разговорная, деловая, научная, художественная).

Наблюдение жанра литературной речи, устного народного творчества (рассказ, сказка, загадка, стихотворение, скороговорка, шарада, пословица, поговорка и т.п.); типа речи — повествования (есть сюжет), описания (нет сюжета). К примеру, описание цветка подснежника в стихотворении, в учебнике или в словаре и др.

Текст. Тема, название (заголовок), автор. Главное в тексте.

Выделение частей текста, их озаглавливание.

Правильное расположение данных к тексту пунктов плана.

Работа с текстом (при отсутствии необходимых абзацев) по этапам: вычленение главной мысли, краткий пересказ прочитанного, членение текста на смысловые части.

Восстановление и запись деформированного текста (с ориентацией на признаки текста). Составление и запись предложений, составляющих небольшой текст (по рисунку, сюжетной картинке, по вопросам).

Наблюдение соответствия высказывания и средств речевого этикета (приветствия, прощания, благодарности, отказа и т.п.). К примеру, составление телеграммы с поздравлением бабушке и учительнице.

Сочинения по заданной теме. («Мои друзья», «Любимые игры», «Что мне рассказала капелька дождя», «Снежинки» и др.).

Постепенное включение в сочинения элементов описания и рассуждения.

Полугодия

Всего часов

Формы контроля

Контрольная работа

Контрольное списывание

Сочинение

Изложение

Словарный диктант

1 триместр

46 часов

2 шт.

1 шт.

2 шт.

1 шт.

2 шт.

2 триместр

48 часов

2 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

3 шт.

3 триместр

47 часов

5 шт.

1 шт.

1 шт.

2 шт.

4 шт.

Всего

141 часов

9 шт.

3 шт.

4 шт.

4 шт.

9 шт.

Требования к уровню подготовки учащихся к концу 2 года обучения

Должен знать:

повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения;

части речи:

имя существительное, род, число, изменение существительных по вопросам в предложении;

имя прилагательное, род, число прилагательного, согласование с именем существительным;

глагол, время глагола;

предлоги;

корень слова, однокоренные слова, правила правописания безударных гласных;

имена собственные;

парные согласные на конце слова и правила их правописания;

словарь речевого этикета при непосредственном общении (приветствие, слова при прощании, обращение на  «ты» и «Вы», слова-извинения).

Должен уметь:

находить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения;

составлять предложения по рисунку, по заданиям учебника;

распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число имен существительных, род, число имен прилагательных, время и число глаголов), образовывать множественное число от единственного, единственное от множественного существительных и прилагательных в именительном падеже (без термина «падеж»);

писать раздельно предлоги со словами;

подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи;

находить в словах орфограммы на изученные правила;

различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные;

обозначать парные согласные на конце слов;

различать слова с разделительными ь и ъ знаками;

обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я, ь;

приводить примеры слов с нужными орфограммами,

писать слуховые и зрительные диктанты;

использовать правила вежливости, понимать различия в реагировании в соответствии с ситуацией и собеседником: с родными, с учителем и одноклассниками на уроке, на перемене, на прогулке.

Учебно-методическое обеспечение

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD «Азбука от Кирилла и Мефодия», CD «Детский энциклопедический словарь».

Для реализации программного содержания используются:

Полякова А.В. Русский язык: Учебник для 1, 2, 3, 4 кл. — М.: Просвещение.

Полякова А.В. Тетради по русскому языку для 2, 3, 4 кл.

Полякова А.В. Методические рекомендации по русскому языку для 1-2 и 3-4 класса. — М.: Просвещение.

Полякова А.В. Творческие учебные задания по русскому языку. — М.: ЗАО ЦОР.

Полякова А.В. Практикум по русскому языку. 1 — 2 и 3 — 4 классы: Методический комментарий. Варианты проверочных и контрольных работ. — Самара: Издательский дом «Федоров».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Министерство образования российской Федерации «Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы» — М.: Просвещение, 2000.

Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова — Самара: Издательский дом «Федоров», 2011.

Интернет – ресурсы.

PAGE \* MERGEFORMAT 4