Творческий отчет учителя начальных классов по теме Эффективность урока — стимул к успех

Уровень теоретических исследований в области стимулирования достаточно высок. Мало найдется факторов, сравнимых со стимулированием по эффективности своего влияния на продуктивность педагогического процесса.

Мотивация деятельности и поведения младших школьников имеет свои особенности. На вопрос «Что любят дети, чего они хотят?» с. Т. Шацкий отвечает так:

У детей сильно развит инстинкт общительности, они легко знакомятся друг с другом — игры, рассказы, неугомонная болтовня служат признаками этого инстинкта.

Дети — настойчивые исследователи по природе, отсюда их легко возбуждающее любопытство, стремление все трогать, ощупать, пробовать.

Детям необходимо проявлять себя, говорить о себе. Отсюда постоянное выдвигание своего <<Я».

Дети любят творить, создавать что-то необычное из ничего, дополняя недостающее воображением.

Громадную роль в формировании детского характера играет инстинкт подражательности.

Поняв это, нам не придется прибегать к искусственным стимулам, искать их вне круга забот и устремлений подрастающего человека. В свете стимулирования призыв изучать учащихся приобретает новый смысл изучать, чтобы найти и правильно использовать адекватные стимулы.

Используя в своей работе рекомендации психолога и личные наблюдения, делаю выводы и выбираю более эффективные формы работы. 78% класса имеют визуальный тип восприятия.

Учитывая, что ученик работает на уроке с интересом, если выполняет посильное для него задание. Помня психологическую предрасположенность к зрительному восприятию и запоминанию. С целью изучения словарных слов использую метод ассоциативного образа.

Суть метода состоит в том, что трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного слова, помогая правильно написать орфограмму.

На рисунках объединяется словарное слово и ассоциативное.

Здесь надо помнить, что нельзя навязывать свой ассоциативный ряд. Ученики лучше усваивают словарные слова, если поработали над ним самостоятельно. Эффективность урока при таком подходе к изучению словарных слов возрастает в несколько раз. Данный вид работы очень нравится ребятам.

Эффективность урока зависит от внимания и активности детей. Внимание на уроке ухудшается при индивидуальной работе с отдельными учениками. Дети хорошо слушают учителя, но не умеют слушать своих товарищей. И время, потраченное на одного ученика, уходит впустую для остальных. Вот здесь и приходит на помощь соревнование. Этот вид работы помогает решить следующие основные задачи. Прежде всего это мобилизация всех детей. У них появляется цель — победить, и это резко активизирует умственную деятельность каждого ученика. Далее появляется возможность дифференцированного подхода к каждому ученику при проведении индивидуальной работы на уроках, так как задания отличаются в зависимости от уровня знаний детей. Можно проводить быстрое тестирование учащихся, что определяет потенциал их знаний, выявляет слабые и сильные стороны подготовки. Кроме того, соревнование дает уникальную возможность повысить внимание всех детей к ответам товарищей. Соревнования проводятся только для повторения или закрепления пройденного материала, и требуют тщательной подготовки: наглядных пособий, текстов, тестов для того, чтобы урок был более занимательным и динамичным.

Я стараюсь уравнять группы, чтобы шансы на победу были равные. Еств процессе соревнования у кого-то из учащихся наступает чрезмерное эмоциональное напряжение, стараюсь его деликатно отстранить от участия в дальнейшем соперничестве, назначив, к примеру, арбитром или разработчиком заданий, условий.

Из вышесказанного следует, что соревнование позволяет провести чрезвычайно эффективный по степени продуктивности урок.

Опираясь на исследования Карнеги, что человека больше всего интересует его собственное имя, чем другие имена, использую эту страсть в качестве стимула. На классной доске записываю имена чем-то отличившихся ребят. Интерес к выполнению различных видов работы возрастает во много раз.

Всем людям свойственно желание быть признанными. Учащиеся нашей школы, особенно те, кто имел негативный опыт учения в средних общеобразовательных учреждениях, страдают заниженной самооценкой и потеряли надежду «выйти в люди». Тут приходится апеллировать к самым разным эмоционально-волевым сферам. Например, ученик очень боялся отвечать у доски, замолкал, отпрашивался с урока, старался уклониться от ответа. Очень помогли упражнения наедине. В настоящее время он уверенно чувствует себя у доски. Данная проблема решена.

75% учащихся страдают повышенной тревожностью. Здесь хорошо применять приемы одобрения малейших достижений и сочувствия к неудачам. Разумная и одобрительная оценка со стороны учителя, иногда про изводит мощную метаморфозу со стороны слабоуспевающих учеников. Они стараются оправдать доверие учителя, и у них появляется уверенность в своих силах.

Стимулом к прилежной учебной работе служит представление обучаемому объективной информации о его индивидуальном познавательном прогрессе, причем в сравнении с другими участниками процесса. На какое-то время доброе слово, «экран успеваемости» придa.I0:7 чувство уверенности и удовлетворения собой. Мы начали применять «экран успеваемости» на уроках обобщения знаний. Ребята не только активно работали на уроке, но и просили продолжить данную работу на последующих уроках и на самоподготовке в группе продленного дня. Мы пока ставили только отметки «4» и «5». Те, кто не заработал положительной оценки на одном уроке, старались на следующих с удвоенной силой. Все перемены они не отходили от «экрана успеваемости», некоторые старались подставить себе оценки. Эффективность на уроке возросла в несколько раз.

Подбор правильных стимулов учения, регулярное изменение учебной ситуации, изучение психологических особенностей учащихся и выбор определенных приемов и методов в процессе обучения делает урок более эффективным.