Творческий отчет

КГУ «Гимназия «БЭСТ»

Творческий отчет Хлыстун Галины Петровны.

«Развитие творческих способностей

школьников и воспитание духовности

средствами народного искусства»

2010г .

«Ребёнок, испытывающий радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребёнок, подражающий актам других»

Б. Астафьев.

Творчество!(творение, сотворение, созидание)

Во всех областях человеческой деятельности оно направлено на познание, поиски гармонии, красоты.

Всех людей творчества объединяет стремление проникнуть в тайны окружающего нас мира. Творческое начало определяется не тем, что ты делаешь, и даже не тем, насколько совершенен результат твоей деятельности. Главное — увлеченность, внутреннее горение, бескорыстная отдача всего избранному делу.

Зародыш творчества таится в каждом ребёнке; важно обнаружить его, дать ему прорасти, не задушить сорняками, в изобилии всходящими вокруг нас.

Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя ещё никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке — это всегда стремление вперёд, к лучшему,

Собиралась зимой молодёжь на посиделки, приходила весна, ехал крестьянин пахать землю, собирался молодец жениться — всё это сопровождалось песнями. Умирал человек — над ним раздавались похоронные, печальные песни.

Видеосюжет.

Сегодня я полностью признаю за ребёнком право на существование его собственного мнения и индивидуальной линии развития. Стараюсь создавать в классе положительный эмоциональный фон обучения, атмосферу эмоционального подъёма и ощущения успеха.

При этом отбираю содержание учебного материала согласно критериям проблемности. Для творческого подхода характерны следующие обращения: «сравни», «докажи», «выдели главное», «сделай выбор и аргументируй его», «предложи свой вариант», «объясни и сделай вывод».

Может быть, мои ученики не станут художниками, поэтами, музыкантами, но возможно, станут отличными математиками, врачами, учителями, журналистами, и вот тогда самым благотворным образом дадут о себе знать их творческие увлечения, добрым следом которых останется их стремление создать что-то новое, своё, лучшее, двигающее вперёд дело, которому они решат посвятить свою жизнь.

Дописывание сказок

Сочинение новых сказок и историй

Постановка

Рассказывание сказок, групповое придумывание «покругу», рассказывание «по кругу» известной сказки и т.д.

Видеосюжет.

«Сказка сладка — песня быль.

Красна песня ладом.

Настолько песня хороша,

Прозрачна — родниковая,

Что хочет хмурая душа,

Чтоб песнь взлетела снова,

Настолько песня хороша,

Добра, смела, сурова,

Что хочет эту песнь душа

Запомнить слово в слово.

Сейчас редко услышишь русскую народную песню, её чистую, как родниковая вода, и негромкую, как вдох, мелодию. А было время, и не такое уж далёкое, когда вся жизнь русского человека от рождения и до смерти сопровождалась песней.

Выращивает личность с системой ценностей через сопереживание собственной культуры, искусства осмысления своего я.

На уроках русского языка применяю лексико-орфографические упражнения, составленные на основе фольклорного материала: пословиц, поговорок, фразеологических оборотов. Этот путь даёт большое разнообразие сочетаний развиваемых интеллектуальных качеств, формирует сосредоточенность, устойчивое внимание, развивает творческие способности, речь и образное мышление. Примеры: карточки.

На уроках литературы большое внимание уделяю русским народным сказкам. Сказки… Волшебство… Попробуйте на минуту закрыть глаза и прислушаться, как откликнулась на них Ваша душа? Может быть, Вам стало теплее, или вспомнились приятные минуты детства, перед глазами встал самый счастливый миг жизни, появилось удивительное ощущение надежды.

Сказкотерапия

Сочинение сказок — по иллюстрации, опорным словам,по началу и т.д.

Интерпретация

Переписывание

За всеми этими наивностями кроются искренние и поэтому самые истинные творческие устремления ребёнка, самые подлинные проявления его хрупких чувств и несформировавшихся ещё мыслей.

Более 20 лет я работаю над проблемой «Развитие творческих способностей школьников и воспитание духовности средствами народного искусства».

Изучение народного искусства воспитывает в человеке творческое начало, и в этой своей функции оно ничем, не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Нередко от родителей и даже учителей можно услышать такие слова: «Ну, зачем он тратит дорогое время на сочинение стихов — у него ведь нет никакого поэтического дара! Зачем он рисует? Художник из него не получится! А для чего он пытается сочинить музыку — ведь это не музыка, а чепуха какая-то получается!» Какое в этих словах педагогическое заблуждение! В ребёнке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Сегодня он пишет нескладные мелодии, не умея сопровождать их даже самым простейшим аккомпанементом; сочиняет стихи, в которых корявые рифмы; рисует картинки, на которых изображены какие-то фантастические существа.

В них ручейки берут истоки,

В них каждый день куда — то мчит.

Ребячий шум, звонки, уроки

Моей судьбы привычный ритм.

А жизнь то гнётся, то искрится.

На каждом новом рубеже.

Но злу с добром ведь не ужиться

В моей распахнутой душе.

Я перед ним закрою двери,

Чтобы добра продлилась нить.