Творческий отчет_68850

В школе я работаю 19 лет и 5 месяцев. На протяжении этих лет приходится работать над тем, чтобы приучить детей думать, проникать в суть явлений, сделать их активными участниками учебно – воспитательного процесса. Поэтому я работала над темой « Активизация познавательного интереса младших школьников».

Познавательная деятельность является одним из видов воспитывающей деятельности. Её цель – формирование отношения к познанию, науке, книге, а самое главное – учению. Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активного отношения к труду происходит, прежде всего, на уроке. Необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы: и дифференцированный подход к детям, и индивидуальную работу на уроке, и различные дидактические, иллюстративные, раздаточные материалы, технические средства обучения и вспомогательный материал к ним. Ученик работает с интересом, если он выполняет посильное для него задание.

Поэтому при подготовке к уроку стремлюсь к тому, чтобы он был построен с учётом индивидуальности, достоверности, правильности. Уделяю внимание яркости, занимательности, динамичности. Делаю так, чтобы урок действовал не только на ум, но и на сердце и чувства учеников. С целью занимательности включаю загадки, пословицы, поговорки, стихи.

На уроках математики включаю занимательные задания, которые способствуют развитию математического мышления детей. Вот некоторые из них:

1. «Математические бусы»

Из разных цифр я сделал бусы.

А в тех кружочках, где чисел нет,

Расставьте минусы и плюсы,

Чтоб данный получить ответ.

9 ***6 ***5 ***4 = 12

17 8 5 4 = 12

Большой наблюдательности требуют от учащихся логические цепочки, которые нужно продолжить вправо и влево, если это возможно. Для этого необходимо установить закономерность:

…..5 7 9 … (увелич. На 2)

…..5 6 9 10…( +1, +3)

3.

« Лишнее число»

Даны числа: 1, 2, 3, 4, 10

10 – лишнее потому, что оно двузначное.

4. «Ошибки – невидимки»

Такие задания вызывают живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить учебный материал.

Часто провожу уроки в форме игр «Путешествие в сказку», «Математическое лото» и др., а также включаю в устный счёт игровые моменты. В процессе игры дети выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте , решать задачи.

На уроках русского языка также включаю игры и игровые моменты, головоломки, загадки, занимательные и нестандартные задачи. На уроки к детям приходят герои из детских сказок. Интересно проходит работа со словарными словами. Я подбираю загадки, в которых отгадки – словарное слово.

Одним из средств активизации учащихся на уроке является выполнение самостоятельной работы. Самостоятельной работе отвожу особое место на уроке, так как она требует интенсивной работы детского ума. Самостоятельная работа проверяется, а формы проверки использую разные: самопроверка, взаимопроверка, сверка с доской, с помощью сигнальных карточек.

В последнее время у детей падает интерес к чтению. Разнообразить уроки чтения помогает урок – экскурсия, элементы драматизации и театрализации .Очень нравиться детям готовить рисованные «диафильмы» по прочитанному произведению. Здесь проявляется талант каждого ребёнка. Готовясь к урокам чтения, стараюсь работать так, чтобы ученик активно творчески мыслил в течение всего урока. Вопросы ставлю так, чтобы ученик мог сравнивать и на этом основании сделать вывод.

Особое место в системе развития речи школьника занимает сочинение. Ведь именно сочинение – высшая форма проявления творческих способностей ребёнка. Например, при работе над сказкой С. Аксакова «Аленький цветочек» детям предлагается представить себя этим волшебным цветком и рассказать о «себе».

Большое значение в формировании познавательных интересов имеют экскурсии, в частности, для уроков ознакомления с окружающим миром. Перед экскурсией сообщаю , что во время экскурсии дети будут искать приметы осени, зимы, весны ,лета. Дети с удовольствием находят эти приметы и наблюдают за изменениями, происходящими в природе. На этих уроках часто использую(кроме загадок, стихов , ребусов) работу по группам, что очень нравится детям. Они учатся говорить и слушать друг друга, объективно оценивать ответы, аргументировать оценку. Оживить опрос мне помогают кроссворды. Они не оставляют равнодушными школьников любого возраста. В игре каждый хочет быть победителем. Однако выигрывают те учащиеся, которые могут быстрее воспроизвести изученный материал. Игровая форма урока привлекает внимание к учебнику даже и не самых трудолюбивых учеников.

Рисунки с уроков ИЗО тоже использую на уроках чтения и окружающего мира. Так по теме «Растения» дети расположили рисунки по группам: растения леса, растения сада, растения поля; по ним дети отвечали урок. Младшие школьники любят рисовать, но чаще рисуют одно и тоже: домик, цветы, солнце, пистолеты, самолёты и т. д. После урока чтения я прошу нарисовать иллюстрацию к прочитанному произведению. Дети выполняют эту работу с большим желанием.

Особенно благоприятны для развития мышления, внимания, интереса и многих других полезных качеств уроки труда. В целях развития познавательной активности на уроках труда я использую беседу, кроссворды, стихи.

Подводя итог, хочу сказать , учителю, сколько бы многоопытным он не был, всегда приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои уроки интересными.