Творческий проект Инновационная деятельность классного руководителя в системе воспита

МБОУ «Новоибрайкинская СОШ имени М.И. Абдрахманова»

Аксубаевского муниципального района РТ

Творческий проект

«Инновационная деятельность классного руководителя

в системе воспитательной работы образовательного учреждения»

Тема: Взаимодействие семьи и образовательного учреждения, педагога и родителя.

Выполнила: учительница начальных классов

Гафиятова Рушания Гумеровна

2013 год

Взаимодействие семьи и образовательного учреждения, педагога и родителя.

Я искренно рада поделиться с мыслями о самых важных, волнующих проблемах нашего времени, связанных с воспитанием подрастающего поколения- будущего и настоящего и самого ценного достояния республики.

Классный руководитель — непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе. Сегодня он ближайший друг, воспитатель и наставник учащихся. Он организует, направляет воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия учителя и родителей.

Одним из важнейших компонентов воспитательной системы образовательных учреждений сегодня вновь становится просвещение родителей и тесная взаимосвязь их с школой.

Актуальность данной проблемы и необходимость этой работы не вызывает сомнения.

Наши дети… В каждой семье и школе с ними связаны повседневные тревоги и радости, заботы об их жизни, здоровье и воспитании.

Современный ребенок находится в сложной ситуации: с экранов телевизоров, по радио идёт огромный поток разной информации, в котором трудно ориентироваться не только ребенку, но и взрослому.

Юному человеку недолго ошибиться и подвергнуться негативному влиянию.

В этой ситуации ему могут помочь только заинтересованные в его дальнейшей судьбе, понимающие и любящие взрослые, ими являются классный руководитель в школе родители в семье.

Более чем 23 летний опыт работы с родителями даёт мне основания думать;

Какие же ошибки допускает школа при работе с родителями?

Как помочь родителям в воспитании своих детей?

Как учителю правильно выстроить воспитательную работу?

Первый свой жизненный опыт ребенок приобретает в семье. И первыми воспитателями его становится родители. Соловейчик сказал: «Школа учит воспитанных в семье детей». Поэтому очень важна взаимосвязь с семьей и только совместными усилиями, вместе с родителями можно решить проблемы наших детей.

Но нестандартные формы работы с родителями не всегда оправдает себя. Сегодня необходимо пересмотреть тематику и формы проведения просвещения родителей. Обусловлено это тем, что большая часть родителей — непрофессиональные воспитатели, им требуется педагогическая, психологическая помощь в решении проблем воспитания, в установлении добросердечных отношений с детьми.

Свою работу я начинала с диагностики семьи, с взаимоотношения родителей и детей, с изучения мнений родителей о школе.

В диагностике взаимоотношений родителей и учащихся использую проективные методики.

Для проективного исследования мнения родителей использую следующие вопросы.

Уважаемые папы и мамы!

Начинается новый учебный год. Он принесет свои радости и удачи вам и вашим детям, вместе с тем он принесет горести и разочарования. Такова жизнь, с этим следует согласиться. Однако мы , взрослые, можем сделать так, чтобы в нашей жизни было меньше тревожных и тягостных дней и ночей, часов и минут ожидания…

Для этого мы должны быть вместе со своими детьми, знать чем они живут, что им интересно и шагать по жизни, помогая и поддерживая друг- друга.

Если вы согласны с этими словами, тогда в путь!

Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребенок?

Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?

3. Какие внеклассные мероприятия вы посетили бы?

Какую помощь вы могли бы оказать классному руководителю?

Какие проблемы воспитания в семье вызывает у вас серьёзную тревогу и опасения?

В какой помощи со стороны школы нуждается ваша семья?

Особую озабоченность у нас вызывает резкое снижение воспитательного

воздействия семьи, ее роли в социализации детей.

Родители, не владея в достаточной мере знанием, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Во многих семьях главным недостатком является отсутствие эмоциональной близости между родителями и детьми.

В отдельных семьях дети растут с искаженными представителями о смысле человеческой жизни.

Современное развитие общества требует особой гибкости в семейном воспитании.

Анализируя состояние воспитательной работы в семье, уровень воспитанности учащихся, мы пришли к выводу, что наиболее остро перед нами стоит проблема взаимодействия семьи и образовательного учреждения, педагога и родителя.

Решая эту проблему, я поставила перед собой цель: работать над повышением воспитательного потенциала семьи через повышение педагогической культуры родителей, через совместные творческие дела, которые имеют огромный воспитательный эффект.

От поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

Единство воспитательных воздействий семьи и школы. Сегодня взаимоотношения детей, родителей напоминает подвижный четырёхугольник.

Между обществом, учителями и семьей стоит ребенок. Через него идет основной поток информации в разные направления.

Отсутствие систематического и постоянного родительского воздействия.

Воспитание — процесс круглосуточный, оно ощущается во всём семейном укладе, культуре взаимоотношений родителей, в подборе друзей, в разговорах, в каждой мелочи. К сожалению, для многих семей оно сводится к проверке дневника, к посещению школы по вызову, к посещению родительских собраний раз в четверть.

И крайне важная проблема — проблема педагогической культуры родителей.

Ожидаемые результаты от реализации данного проекта:

Повышение заинтересованности и активности родителей в решении проблем воспитания и обучения подрастающего поколения.

Повышение уровня воспитанности учащихся.

Пути реализации проекта

Формы и методы работы с родителями.

Повышение психолого-педагогических знаний (университет педагогических знаний: лекции, беседы, практикумы, открытые уроки, консультации.)

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, клубы по интересам, индивидуальное шефство, оказание помощи в укрепление материально — технической базы школы).

Индивидуальная работа с семьями, консультации классных руководителей, посещение семей).

В университете педагогических знаний родители получают минимум знаний о педагогической культуре, знакомятся с актуальными вопросами воспитания, учатся взаимодействию с учителями в воспитательной работе. Проводится в форме лекций, бесед. Например, «Режим дня школьника», «Роль семьи в воспитании детей», «Если хочешь чтоб ребенок тебя любил», «Организация подготовки учащихся к уроку дома». «Дети и телевидение», «Трудовое воспитание детей в семье», «Как родители могут помочь ребенку хорошо учиться?»

Также оформлена стенгазета «Для вас, родители!».

Открытые уроки проводятся с целью ознакомления родителей с новой технологией в работе, методикой преподавания, требованиями учителя.

В дни открытых дверей в классе чувствуется особое оживление. Родители приходят на уроки, смотрят лучшие тетради, дневники.

Вместе с тем вовлекаем родителей во внеклассные мероприятия, как «Праздник букваря», «Традиции моей семьи», «Папа, мама и я – спортивная семья».

Практикумы.

В ходе практикума предлагается принять’ решение в создавшейся конфликтной ситуации между родителями и детьми, родителями и школой. Объяснить свою позицию в возникшей ситуации. Например, «Кто вы своему ребенку?» (родитель или приятель).

Родительский комитет, где входило наиболее и инициативные родители. Он под руководством классного руководителя планирует, готовит всю совместную работу по педагогическому образованию, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи. Также организует помощь в ремонте классного кабинета.

Действенным органом, способным влиять на деятельность школы, является родительское собрание — одна из форм анализа, осмысления классных и общественных проблем учебно-воспитательной работы. На собрании планируются пути наиболее тесного сотрудничества семьи и школы!

Уроки нравственности под инновационной педагогической технологией представляются как новые педагогические формы, способы, приёмы и воспитательные средства, которую обеспечивают большую результативность в освоении знаний, умений, навыков учениками, а также огромный эффект при работе с родителями.

Во многих школах основной формой (как и десять лет тому назад) воспитательной работы с учащимися остаётся классный час, где здесь — беседа, эффективность от такого мероприятия мала. А тем временем в стране преступность среди школьников растет изо дня в день. Что же делать? Восстановить общечеловеческие ценности, спасать будущее поколение без нравственного, трудового воспитания этого не достичь!

У нас в этой области — положительные сдвиги. В классах, где учителя проводят уроки нравственности по развивающей технологии профессора Ахмет Закиевича Рахимова, годами не наблюдается нарушений даже правил внутреннего распорядка школы.

С 2003 года в гимназии организуется учебный и воспитательный процесс (классные часы и уроки нравственности) по технологии А.З. Рахимова. Особенности экспериментальной технологии заключаются в следующем:

Она позволяет строить процесс усвоения в форме теоретического анализа изучаемой ситуации в ходе преобразующей деятельности и оперирования диалектическими противоречиями, отражения конкретной диалектики вещей, постижения всеобщей объективной связи и развития в природе и обществе..

Способствует формированию диалектического, самостоятельного, творческого мышления, развитию способности к саморегуляции своих учебных и поведенческих действий.

Данная технология обеспечивает четкость усвоения основных понятий, идей, оптимальность объема знаний, навыков и умений по учебному предмету, ведет к устранению учебных перегрузок, ликвидирует нарушение логики в расположении о держания в учебниках, а также устраняет необоснованные повторы одного и того же материала на разных этапах изучения учебного курса.

Технология целиком строится на основе формирования действий по выделению гипотез, формирования и планирования учебных задач, выбора и конструирования способов решения, т.е. она направлена на выработку действий ориентировочного характера. Именно такие действия создают у ученика потребность в учебном творчестве, развивают творческий стиль мышления и внутренние мотивы учения.

Учебная деятельность школьника, как разновидность общечеловеческой деятельности, должна с необходимостью включать в себя мотивацию и постановку учебной проблемы, выбор способов, а также контрольно-оценочные действия.

Проблема формирования целостной учебной деятельности поставлена и разработана коллективом под руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. В созданной ими теории центральной является проблема превращения школьника в субъекта своей деятельности, что означает:

способность ученика к постановке и решению задач, анализу и оценке результатов; способность анализировать мотивацию своего учебного и нравственного поведения, осуществляет целеполагающую деятельность;

способность к осознанию себя участником взаимодействия с другими и умению правильно управлять своим поведением.

Экспериментальная технология обучения, направлена именно на реализацию учащимся своей деятельности, что вполне соответствует основным принципам формирования диалектического, творческого мышления. Однако это принципиально невозможно при сложившейся системе учебно- методических традиций.

Учитель, начинающий работать по деятельностной технологии, должен осознать, что учебная деятельность опирается на три компонента: ориентировочный, операциональный, рефлексивный.

Ориентировочный компонент реализуется в три приема создания проблемной ситуации (1), исходя из которой, учащиеся должны сформулировать основную учебную задачу (2) и, наконец, планированию деятельности и самооценка своих возможностей в решении учебной задачи (3). В результате происходят качественные изменения в психическом развитии ребенка.

Таким образом, учебная деятельность имеет место там, где некоторые знания о всеобщем усваиваются раньше знаний о его частных проявлениях. Первоначально учитель сам ставит учебные задачи. Однако следует иметь ввиду, что по мере формирования учебной деятельности эта функция будет выполняться своими учащимися, что и будет характеризовать уровень умения учиться.

Операциональный компонент учебной деятельности предполагает самостоятельную исполнительскую работу ученика.

На этом этапе под руководством учителя выполняют предметные и умственные действия по усвоению способа выявления сущности изучаемой предметной области. Причем предметная область и способы ее усвоения должны быть смоделированы самими учащимися. Этап завершается практическим приложением усвоенного способа к решению других, нестандартных ситуации, т.е. учащиеся проверяют, действительно ли они усвоили способ действия с учебным материалом.

Рефлексивный компонент познания выражается в том, что на исполнительском этапе учащиеся в процессе собственной учебной деятельности осуществляют контроль и оценку собственных действий.

Однако есть необходимость выделения последнего этапа деятельности, когда учащиеся целенаправленно будут контролировать и оценивать себя по трем параметрам: способу выделения приемов для усвоения той или иной предметной области.

Таким образом, предлагаемая экспериментальная система способствует устранению недостатков антипсихологических традиционных методов обучения и обеспечивает выход в педагогическое творчество по формированию у школьников продуктивных качеств личности.

Нравственное воспитание — целенаправленное формирование молодого поколения в семье, а также в воспитательных и образовательных учреждениях’ на основе духовно — нравственных принципов, принятых в качестве нормативных в конкретном социальном обществе,

Актуальность проблемы, нравственного воспитания обуславливается состоянием современного общества, фактом духовной деградации молодого поколения и отсутствием эффективной системы нравственного воспитания школьников.

При создавшейся ситуации в соответствии с общественными потребностями возникла необходимость разработки нового направления в науке о воспитании. Также инновационное, научное направление разработал А.З. Рахимов и назвал «Нравологией», т.е. учением о нравственности, по которой работаю я и наша гимназия. Программа курса «Нравология» представляет собой самостоятельную систему право логических знаний и умений, которые должны стать нравственными убеждениями и свойствами личности. Программа нравологии разработана и опробировна как самостоятельная, альтернативная, вариативная, дополнительная система теоретического и практического освоения нравственных категорий и духовного воспитания школьной молодежи. При изучении нравологии в форме уроков нравственности я ставлю следующие цели:

— введение детей в мир новых представлений о том, что такое нравственность и чем она характеризуется, какую роль играет эта дисциплина в познании самих себя, особенностей человеческих отношений, в саморазвитии и формировании лучших человеческих качеств;

способствовать овладению не только теоретическими знаниями о нравственности, но и одновременно вооружать учащихся приемами и способами нравственной саморегуляции, самоуправлении и саморазвития;

готовить детей к духовно — нравственной самостоятельной жизни как теоретически, так и практически;

установить органической связи школы и семьи в нравственном воспитании школьников.

Реализация этих целей возможно включенным в программу жизненно необходимым знаниям из самых различных, сторон современной духовности, в том числе и с учетом национальных особенностей. При этом данный предмет предусматривает теоретические, экспериментальные и практические условия нравственных категорий и понятий. Для этого уроки строятся на основе самых современных технологий обучения, где новые понятия изучаются в полном соответствии с технологией творческого развития А.З. Рахимова. Практическая часть занятий проводится в форме психонравственных тренингов, в качестве самостоятельной работы дети получают задания для совместной работы с родителями по составлению планов самовоспитания их реализации и самоотчетов о результатах сформированности усвоенных нравственных понятий.

Учебный курс Нравологии состоит из.теоретических, экспериментально- диагностических и практических занятий.

На каждом уроке изучается теоретический материал, дети усваивают духовно — нравственные понятия, дают им свои определения в процессе групповой деятельности, экспериментально — диагностические занятия предназначаются для демонстрации нравственных явлений, знакомства и условия диагностических методик по изучению уровня нравственного становления. Практические занятия изучению уровня нравственного становления включают нраво-диагностику, методы нравственного воздействия и коррекции поведения.

Курс нравологии вводим поэтапно. Первая ступень нравственного воспитания проводится в начальных классах как вводный курс на классных часах один час в неделю по расписанию в 4 ом классе.

Второй этап нравственного воспитания продолжается в средних классах в объёме 72 часа, из них 36 часов в классно — урочной форме, а 36 часов в форме самостоятельной работы в семье совместно с родителями.

В качестве учебно- методического пособия пользуемся книгой «Уроки нравственности» Казыханова В.С., заслуженного учителя школ России, методиста ИНПО г. Набережные Челны.

На уроках нравственности по технологии профессора А.З. Рахимова — общение между детьми является основной формой групповой работы, дети чувствуют себя хозяевами урока. Им даётся право ошибаться, но ошибки свои он должен исправлять.

А учитель — он дирижер урока, своими вопросами пробуждает мысли учащихся, открывает нераскрытые до сих пор «резервы» и «впрягает» их в дело. В таких занятиях увеличивается умственные способности ребенка, растеряется его кругозор и постепенно он станет мыслящим и действующим. У него нсть собственное мнение, с ним считаются, советуются и начинают признавать как личность. И ещё самое важное, если учитель с ребенком составляют две | стороны четырёхугольника, общество третья, но четвертая сторона, на которую они опираются на уроке — это родители. Родители не присутствуют

непосредственно на уроке, но однако, работая с учеником в течение 30 минут , учитель ни на минуту не отпускает с поля зрения родителей. Для решения рассмотренной на уроке проблемы он «погружает» в мозг ребенка мысль: «обсуждение проблемы урока с родителями — обязательно».

Без этого технология не обеспечит достижения поставленной цели и о каких — либо успехах и речи не может быть.

От таких выводов выиграют все: учитель выполняет задание по воспитанию молодого поколения, возложенное обществом, ученик становится самостоятельно мыслящей личностью, умеющей разобраться в любой ситуации. Что касается родителей, они глубоко осознают важность воспитания ребенка и более ответственно и требовательно относятся воспитательному процессу.

Какие же мнения мы услышали по инновационной технологии от родителей во время беседы. Мы задали вопросы родителям начальных классов.

Одобряете ли Вы введение уроки нравственности.

97,4 — ответили положительно.

Изученную на уроке тему обсуждаете ли дома?

80%-да.

20% — не обсуждаем.

Хотите ли Вы чтобы уроки нравственности велись и в следующем году? -;

К чему я пришла, работая над этим проектом?

Совместная целенаправленная работа сказывается на обучении воспитании детей. В результате проводимой работы с семьями возросла заинтересованность и активность родителей в решении проблем воспитания и обучения подрастающего поколения.

Итак, чем активнее будет сотрудничество детей и родителей в учебной и внеклассной деятельности, тем меньше проблем с работе с семьями встретит педагог в своей деятельности.

Это незыблемое правило работы с семьей, которого должен придерживаться творчески работающий классный руководитель.

В дальнейшей работе я намерена продолжить и расширить работу по организации родительского всеобуча с целью активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс школы, повышения психолого- педагогической культуры родителей.

Рекомендации.

Не беседуйте с родителями второпях и на бегу!

Умейте терпеливо слушать родителей!

Не спешите с выводами, обдумайте хорошо то, что вы- услышали от родителей!

Если педагог не компетентен в какой проблеме ситуации, то он должен извиниться!

Список использованной литературы:

Рахимов А.З. Нравология: Учебное пособие. — Казань, Изд-во «Творчество», 2006.

Рахимов А.З. Психодидактика. Учебное пособие. — Уфа, Изд-во «Творчество», 2003.

Рахимов А.З. Педагогическая технология творческого развития. Методическоепособие. Уфа, издательство «Творчество», 2003.

Поиски и находки. Издательство «Творчество». Мин печати РБ, Уфа, 1996.

Рахимов А.З. Педагогическая акмеология. Уфа 1999 год

Богданова О.С., Петров В.И., Методика воспитательной работы в начальных классах. Москва. «Просвещение.», 1990.

И.В. Гребенников, Семья и школа. Москва «Просвещение» 1985.