Творческий проект Мой край в далеком прошлом

ГБОУ СОШ №3

г. Сызрани

Творческий проект

«Мой край в далеком прошлом»

Сызрань, 2013г

Актуальность проблемы:

2012год объявлен Годом истории.

Изучение истории родного края необходимо каждому человеку-

гражданину, патриоту, любящему свою Родину, свой край.

3. Нельзя жить в настоящем, думать о будущем, не зная прошлого.

Так же как дерево засыхает без корней, так же и народ погибает

без своих исторических корней.

Цель:

Собрать материал по теме, проанализировать, изучить и представить в виде научной работы.

Воспитание любви к родному краю.

Изучение глубокого прошлого своего города- города Сызрань до его основания.

Задачи:

Узнать, что было на Сызранской земле до основания города.

Выяснить, могли ли три богатыря с картины Виктора Васнецова охранять границы этой земли.

Узнать, чем обоснован выбор места для строительства городской крепости.

Поделиться полученными знаниями с одноклассниками.

Создать презентацию по теме исследования.

Сызрань- каким было это место до основания города?

Что происходило в наших краях в далеком прошлом?

Я подумал, а каким было это место до того, как на нем основали город?

И почему именно здесь решили построить Сызрань?

Чтобы получить ответы на эти вопросы я обратился в городской музей и узнал, что построил Сызранскую крепость специальный полк под руководством князя Козловского в 1683 году. Но здесь же мне встречается другая дата основания Сызрани -7191год. Как это может быть, ведь мы живем в 2012 году?

Оказывается, что тогда шел 7191год – по старому летоисчислению, которое велось еще до Рождества Христова. И обе эти даты относятся к одному и тому же времени.

Так что же здесь было еще раньше?

Здесь тогда лежало Казанское ханство, которое в 1552году было завоевано Иваном Грозным. Но по сути это было дикое поле. Россией оно не считалось и все земли между Астраханью и Нижним Новгородом назывались «нижним краем». А границы России заканчивались по реке Оке.

Жили здесь мелкими и редкими поселениями татары, чуваши, мордва и много других народов. Одинокими островками стояли Самара, Саратов, Царицын.

Местное население занималось охотой, в Едамасском лесу (где теперь село Трубетчино) заготавливали древесину, в Смолькинском лесу –добывали смолу. В лесных угодьях мордовские бортные ухожаева собирали мед диких пчел, в кашпирских горах разводили и перегоняли скот, выращивали просо и пшеницу, а в Усолье добывали соль. Ну и, конечно, на Волге было распространено рыбное дело.

Рядом с чувашами, мордвой, татарами селились русские. Богатые земли привлекали бедноту, казаков. Они бежали в вольные степи. Постепенно заселялась отдаленная территория.

Летом на Волгу стекались рыбаки. Они образовывали артели, строили рыбацкие дворы, где обрабатывали и солили рыбу, хранили инвентарь. Дворы огораживали частоколом и охраняли. На плотах рыбу отправляли в Москву. В садках доставляли в столицу живых лососей и белорыбицу. Летом рыбацкая жизнь кипела, а зимой замирала.

Такие богатства привлекали и кочевников и разбойников.

Напряженная военная обстановка заставляла жить в страхе. В предгорьях Жигулевских гор были кочевья могущественного и независимого Калмыцкого ханства. За Волгой бродили орды ногайцев и башкир. Ногайцы, калмыки грабили и убивали.

Кашпирские горы назывались разбойничьими. Здесь разводили и перегоняли скот, и довольно частыми были набеги кочевников. Зародилась об этих местах красивая легенда:

«Жила девушка по имени Сыза и любила она юношу по имени Кашпур. Пришлось однажды Кашпуру сражаться с кочевниками. Тяжелым и продолжительным был бой. Кашпур израненный, истекающий кровью, упал на землю. И тогда Сыза взяла и рук Кашпура меч, вскочила на горячего коня и продолжила битву. Тяжелой была битва для Сызы. Раненная девушка, чтобы не сдаться в плен кочевникам, бросилась с высокого обрыва в реку».

Вот такая грустная история. В этой легенде я услышал знакомые слова- Кашпур- Кашпир, Сыза-Сызран.

По всему нижнему краю совершали набеги кочевники.

В районе нынешнего Октябрьска на горах стояли дозоры служилых чувашей и татар. С холма Караульный Шихан хорошо просматривалась заволжская часть, а на Лысой горе был маяк из скоро загорающихся материалов. При приближающейся беде люди прятались.

Кроме кочевников грабили еще и разбойники-беглые крестьяне.

Служилых сюда направляли на год-два и припасы завозили им по Волге, что было очень опасно. Горы, на которых стоит Кашпир тогда называли казацкими. За 30 лет до основания Сызрани это место славилось частыми нападениями на суда. Но несмотря на это каждую весну собирался огромный казенный караван вниз до Астрахани, а осенью возвращался обратно. Караван охранялся стрельцами. И к нему примыкали купеческие и монастырские суда. Часто караван до низовья не доходил.

Богатые угодья стали дарить монастырям. Так в наших краях появились монастырские дворы: Чудов, Савво- Сторожевская обитель. Близкие ко двору монахи Савво- Сторожевого монастыря , получившие еще и соляные промыслы в Усолье, были прямо заинтересованы в защите своих владений.

И сюда в «дикое поле» на охрану нижних рубежей приходил дозор. В боярском приговоре говорилось: «А стоять на сторожах, с конь не сседая, переменяясь, и ездить по урочищам направо и налево по два- три человека. А станов им не делать, а огни класть не в одном месте, коли каша сварена, тогда в этом месте не ночевать, а где ночевали, там не полдничать. А в лесах им не ставиться, а ставиться на таких местах, где усторожливо».

Я вдруг подумал, наверное в дозор к нам в нижний край выезжали для удержания границ государства богатыри русские- Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич? Возможно, но …

Во-первых- Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич жили в Киевской Руси, а это было в 10 веке,

Во вторых- они охраняли свои рубежи своей земли и не могли поехать так далеко.

В третьих- о них написал летописец, а о богатырях, охраняющих «дикое поле» ничего не сказано.

Может это были Новгородские богатыри? Но о них упоминаний нет.

При раскопках древнего кургана недалеко от села Уваровка были обнаружены следы деревянной постройки, угли и гвоздь. Предполагают, что это была дозорная вышка казаков. Место возвышенное, открытое, хорошо просматривается степь за Куброй и густой дубравой.

Сызранские казаки того времени были явлением чрезвычайно интересным. Пёстрым был их национальный состав, разнообразным было и вероисповедание. Вместе, плечом к плечу стояли православные, мусульмане, язычники. На службу принимали не каждого. Нужны были только профессиональные военные, в совершенстве владеющие оружием, умеющие держаться в седле и знающие многое, без чего человек в дикой степи не жилец.

Итак, можно с уверенностью говорить, что крепость здесь была необходима для хозяйственного освоения края и для защиты его населения!

Так начала строиться Сызрань.

С севера — река Крымза,

с северо-запада- река Сызран,

на юге- болотистая пойма Волги,

с востока- ровное плато, хорошо просматриваемое место.

С постройкой крепости «Сызран» укреплялись границы государства, строилась она как форпост, строилась во время военных действий, на вражеской территории.

Анкетирование:

Знаете ли вы год основания Сызрани?

Ответили правильно-8

Не знают ответа-10

Сомневаются-3

Назовите причины основания города.

Ответили правильно-6

Не знают ответа-13

Сомневаются-3

Каким был наш край до постройки крепости?

Ответили правильно-8

Не знают ответа-10

Сомневаются-3

Могли ли богатыри с картины Васнецова стоять дозором в наших местах?

Ответили правильно-8

Не знают ответа-10

Сомневаются-3

Выводы:

Научился работать с научной литературой, анализировать собранный материал.

Получил глубокие знания об истории своего города.

Заключение:

Сегодня Сызрань хоть и небольшой, но красивый и уютный город . И мы, его жители, хотим знать его историю!

До сих пор Сызранцы находят в недрах родной земли свидетельства давних лет, трепетно хранят их, изучают и передают следующим поколениям.

Источники:

«Сказание о первых сызранцах» С.Зацаринный;

«Жемчужины жигулей» Н.В. Сорокин;

«История России 9-17 века» Т.В. Черникова;

Интернет- ресурсы.

«Здесь живут простые люди, здесь живут мои друзья! Есть на Волге город Сызрань! Это родина моя!

PAGE

PAGE 1

Выполнил:

ученик 4 «Б» класса

Мартынов Максим

Руководитель:

Зайцева С.В.