Творческое развитие младших школьников на уроках и во внеурочное время

Начало обучения в школе – переломный момент в жизни ребёнка, характеризующийся сменой основного вида деятельности: на смену игре приходит учение. Это новый и неизвестный детям вид деятельности и, как всё новое и неизвестное, он может явиться фактором повышенной тревожности ребёнка, способствующим формированию заниженной самооценки. И неудивительно, что очень скоро у части детей интерес к учению пропадает, и за ними прочно закрепляется репутация «троечника» или «двоечника». Но если понаблюдать за этими детьми, то можно увидеть такую картину: изнывающий за партой, невнятно бормочащий у доски и смотрящий пустыми глазами на учителя он преображается, как только прозвенит звонок с урока. Здесь тебе и решительность, и звонкий голос, и изобретательность. А разгадка проста: ребёнок из объекта деятельности превратился в субъект, которому дозволено творить порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребёнок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность.

Развитие творческих возможностей – важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Это связано с тем, что в начальных классах только начинают формироваться способы учебной работы, закладываются приёмы решения учебных задач, которыми учащиеся будут пользоваться в дальнейшем.

Важную роль в развитии творческого мышления младших школьников играют учебные задания, которые выступают в качестве цели мыслительной деятельности и определяют её характер. Выделяют репродуктивные задания, которые требуют воспроизведения готовых знаний и методов работы без существенных изменений, и продуктивные, выполнение которых предполагает внесение существенных изменений в структуру усвоенных знаний или требует поиска новых знаний.

Различные виды заданий по-разному влияют на развитие мышления младших школьников. Преобладание в учебной деятельности репродуктивных заданий формирует у ребёнка установку на воспроизведение знаний и способов действий, которые он приобрёл раньше, привычку действовать по образцу, что составляет репродуктивную основу мыслительного процесса. Но творческое мышление предполагает осуществление нешаблонных способов действий, умение ставить новые цели, осуществлять контроль и оценку, планирование, нетривиальные способы анализа, сравнения, обобщения, формирование критериев оценок и т. д. Чтобы сформировать у учащихся указанные мыслительные процессы, необходимо включать в урок продуктивные задания, непосредственно направленные на развитие таких процессов творческого мышления, как целеобразование, планирование, нешаблонный анализ, сравнение, обобщение, а также контроль и оценка.

Для развития целеобразования учитель должен более широко использовать задания, которые требуют от ученика самостоятельного формулирования цели: постановка вопросов, самостоятельное составление заданий, определение целей и задач деятельности.

Процессы целеобразования имеют место при выполнении заданий вида: сформулировать вопросы к содержанию текста, картины; задать дополнительный вопрос ученику. Проявлению творческих возможностей детей способствует игровой мотив, поэтому задания на целеобразование лучше использовать в игровой форме, в форме соревнования. Для развития умения формулировать цели деятельности необходимо предлагать детям вопросы о том, какие задачи они ставят в своей работе, с какой целью даётся в учебнике то или иное задание.

Особенно большие возможности в развитии целеобразования имеют уроки чтения, на которых учитель может более широко, чем обычно, использовать следующие задания: «Какие вопросы вы можете поставить к этому рассказу?», «Что вам понравилось в рассказе?» и др. Самостоятельная формулировка задачи – это и есть целеобразование.

Для развития у учащихся начальных классов умения планировать работу полезно постоянно обсуждать со школьниками, как они представляют себе свои будущие действия при выполнении любых заданий на уроке. Следует шире включать в урок задания типа: составить план рассказа, изложения и т.п.

Необходимость формирования у младших школьников творческого мышления ставит перед учителем задачу более широкого использования в учебном процессе заданий, непосредственно направленных на развитие у учащихся умения осуществлять анализ, сравнение, обобщение.

Развитию у учащихся нешаблонного анализа способствуют такие задания, как решение задач с недостающими данными, а также с лишними данными. Возможности для развития анализа у учащихся имеются и на уроках чтения и русского языка. На уроках чтения анализ произведения должен быть направлен на то, чтобы, опираясь на художественные детали, понять точку зрения автора, его мысли и чувства и выработать своё понимание данного текста. Разные точки зрения необходимо сравнивать, сопоставлять, чтобы показать возможности разной интерпретации текста. На уроках чтения следует, как можно чаще давать учащимся возможность говорить о собственном настроении, о том, что они чувствовали, переживали во время чтения.

Осуществляя анализ, сравнение, обобщение учащиеся овладевают различными формами рассуждений, доказательств, умением пользоваться своими знаниями. А на основе этого формируется умение комбинировать новые способы действий, что является важной стороной самостоятельного, творческого мышления школьника.

Формирование контрольно-оценочного механизма мыслительной деятельности предполагает использование на каждом уроке заданий, ориентирующих учащихся на осуществление контроля не только за результатами деятельности, но и в процессе выполнения этой деятельности, требующей оценки. С целью развития творческого мышления важно побуждать учащихся к самостоятельной проверке результатов работы, используя задания следующего типа: «Самостоятельно проверь задачу», «Какое правило будете использовать при проверке упражнения?». Подобный самостоятельный контроль, связанный с поиском способов осуществления этого действия, ведёт к повышению продуктивности мышления, т. е. активизирует процессы целеобразования, оценки.

Учащимся можно доверить взаимопроверку работ друг у друга. При этом у них совершенствуются умения выполнять контроль и оценку, что создаёт благоприятные условия для формирования важных регулирующих механизмов творческой мыслительной деятельности. Для развития творческого мышления большое значение имеют задания, которые ориентируют школьников на получение нового продукта. Например: составить рассказ по вопросам, картинкам, нарисовать словесную картинку к рассказу и т. п.

Таким образом, включение в структуру урока продуктивных заданий является одним из основных условий формирования у младших школьников таких процессов мыслительной деятельности, как выдвижение новых целей, планирование, нешаблонный анализ, сравнение, контроль и оценка, которые играют большую роль в развитии творческого мышления.

Среди педагогических приёмов и методов активизации творческого развития можно использовать положение Л. С. Выготского об исключительном значении слова как средства, организующего сознание и стимулирующего творческое воображение. В школьный период интерес детей к рисованию начинает ослабевать (по сравнению с дошкольным возрастом), и его место занимает словесное творчество. В качестве наиболее подходящей формы словесного творчества можно выбрать коллективное сочинение сказки, которое является той ситуацией, где снимаются барьеры для творчества. Каждый

ребёнок чувствует себя его соучастником: сочинённый продукт – это его продукт, а это многократно увеличивает активность детей.

Ещё одним приёмом развития творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время является стихотворство. К.И. Чуковский говорил: «В начале жизни мы все стихотворцы, и лишь потом постепенно начинаем говорить прозой». Работу необходимо начинать с первых дней пребывания ребёнка в школе. Сначала на уроках обучения грамоте, затем на уроках чтения, развития речи, внеклассного чтения. Для этого необходимо применять много стихотворного материала: сказки, загадки, стихи о буквах, звуках, цифрах, игры: «Закончи фразу», «Придумай рифму» и т. п.

Поддержка способности детей к стихотворчеству способствует формированию положительной мотивации к учению, адекватной самооценки детей.