Творчество А С Пушкина в русской музыкальной культуре

Абрамова Екатерина Петровна,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25»

(из опыта работы учителя музыки)

«Творчество А. С. Пушкина в русской музыкальной культуре»

4 класс. Раздел «День, полный событий»

Сценарий цикла из 7 уроков.

Пояснительная записка.

Данный цикл уроков разработан мною на основе УМК «Музыка»для 1-4 классов начальной школы Е. Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, и методики работы с учебниками по данной программе.

При разработке этих уроков мною были использованы такие педагогические методы, как:

Метод междисциплинарных взаимодействий;

Метод проблемного изучения;

Метод перспективы и ретроспективы;

Проведение данных уроков нацелено на формирование у учащихся таких общеучебных умений и навыков, как:

адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

предъявлять на оценку свои достижения по заданному или назначенному самим ребенком критериям;

использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет – ресурсы.

При изучении данного раздела перед учащимися ставятся следующие задачи:

воспитание навыков эмоционально – осознанного восприятия музыки, умения анализировать её содержание, форму, музыкальный язык на интонационно – образной основе;

расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно – образного мышления;

формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;

В результате изучения раздела «День, полный событий» учащиеся узнают о музыкально – поэтических образах, основанных на творчестве А.С. Пушкина и воплощенных в музыкальных произведениях различных жанров композиторами разных эпох;

1 урок из цикла занятий, посвященных творчеству А.С. Пушкина

Тема: Приют спокойствия, трудов и вдохновенья»…

ЦЕЛЬ: Через интонацию поэзии и музыки дать возможность

почувствовать учащимся сердцем, душой красоту

родного края для А.С. Пушкина – Михайловского —

глазами поэта, композитора и художника.

Тип урока: Изучение нового материала.

Межпредметные связи: Литература, музыка,

изобразительное искусство

Наглядный материал: Виды им. Михайловское, пейзажи

с осенней тематикой, портреты

А.С. Пушкина, П.И. Чайковского,

Г.В. Свиридова.

Музыкальный материал: Г.Свиридов, «Пастораль»,

П.Чайковский, «Октябрь. Осенняя песня»,

Уч.: Здравствуйте, ребята, сегодняшний урок весьма необычен – это урок –

путешествие, путешествие во времени… Скажите, а когда путешествовать

интереснее — когда маршрут уже давно проложен и хорошо известен,

или заманчивее отправиться в ещё неизвестные для себя места?

Дети: Наверное, когда в неизвестное место, ведь открывать что – то новое

всегда интересно!.. Но хорошо, если хоть что – нибудь известно о том,

что может нас ожидать…

Уч.: Вот и сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие,

маршрут которого вроде бы и известен, но для вас, я думаю, он станет

во многом открытием. И сможем мы это сделать не выходя из класса,

пусть наши уроки на ближайшее время станут страничками альбома,

поэтического и музыкального. И перелистывая его страницы, мы

отправимся в те места, которые связаны с именем А. С. Пушкина.

Побываем там, где любил бывать сам поэт, о которых много и

с любовью писал и в стихах, и в прозе, раскрывая лирические и

драматические образы. Узнаем о том, какие русские композиторы

нашли для себя в поэзии А.С. Пушкина источник вдохновения…

(здесь можно прочитать стихотворение поэта Белкина Андрея

Михайловича — текст в приложении)

Итак, путешествие во времени начинается — и мы переносимся на

180 лет назад… но так, как мы в том времени будем чужими, нам

понадобится что – то или кто-то, проводник или путеводитель…

Что вы выбираете?

Дети: А можно, чтобы у нас было и то, и другое?.. Ведь проводник — это тот

человек, который хорошо знает свои родные места, а в путеводителе

можно найти какие – нибудь интересные подробности….

Уч.: Что ж, вполне разумное предложение. Пусть нашим проводником

станет музыка, а путеводителем станут воспоминания современ-

ников поэта, отзывы о его творчестве известных писателей и поэтов.

(звучит музыка Г. Свиридова «Пастораль», на экране осенние

пейзажи Михайловского – фото или репродукции картин).

Читаю строки «Приветствую тебя, пустынный уголок, приют

спокойствия, трудов и вдохновенья»…

Скажите, ребята, знаете ли вы, о каком родном для себя месте так

проникновенно отозвался поэт?

Дети: Эти стихи написаны о Михайловском!

Уч.: Действительно. Музыка Г. Свиридова и стихи А. С. Пушкина

перенесли нас в Михайловское — родовое имение поэта. ( на экране

показ слайдов с видами Михайловского.) Здесь, осенью 1824 г.

А.С. застала эпидемия холеры, и вынужденное затворничество

обернулось для него возможностью спокойно писать свои сочинения.

Пушкин мог часами ходить пешком или целый день скакать верхом

по неброским, но по своему, строгим и красивым сосновым лесам,

холмам с извилистыми тропинками. И в ответ на вопрос друзей,

чем ему так дорога деревня, ведь там нет даже кабинета для работы,

поэт отвечал «деревня — вот мой кабинет»…

Уч.: Что ж, пришла пора воспльзоваться нашим путеводителем — в нашем

путешествии им станет наш учебник, откройте его на стр. 42, — давайте

посмотрим на репродукцию картины В. Попкова «Осенние дожди. Пушкин».

Как вы думаете, это просто изображение поэта на фоне природы? Или же

художник нам хотел рассказать о внутреннем мире поэта, его чувствах?

( подвести к мысли, что это не просто изображение осенней природы, но и

некое ощущение тревожности, царившей в душе поэта и переданное

художником…)

Дети: На картине и правда какое — то грустное настроение, краски говорят об

этом… Они в основном серые, темно-коричневые… Может быть, и у А.С.

Такое же грустное, и даже тоскливое настроение… Может быть ему очень

плохо здесь, в Михайловском, одному, без родных и друзей…

Уч.: А кто – нибудь из вас обратил внимание на другие краски и оттенки цвета,

присутствующие на картине? Так ли уж всё безрадостно здесь?

Дети: Нет, здесь есть и светлое настроение в красках желтый, оранжевый цвет…

Может быть, поэт думает о чем – то хорошем, ведь это его любимые места?..

Уч.: А сейчас мне хотелось ещё раз вернуться к музыке композитора Г. В.

Свиридова (показать портрет), которая открыла наш урок, — это пьеса

«Пастораль» и она появилась на нашем уроке совсем неслучайно. Ведь

создана она для музыкальных иллюстраций к повести А.С. — «Метель».

Во времена Александра Сергеевича слово «пастораль» в музыке означало жанр произведений, изображающих картины природы или сцены села, сельского

быта. Сейчас вы услышите ещё одну пьесу из «Музыкальных иллюстраций» —

» Осень».

Послушайте и подумайте над вопросом — какая из них, по вашему мнению,

отвечает настроению А.С. в Михайловском ? (слушание, обсуждение).

Ну а теперь вы услышите строки поэта, которые вам, безусловно, хорошо

знакомы. Вслушайтесь в них, подумайте, какие интонации звучат в словах А.С.

О каком времени года поэт сочинил эти строчки ? (читаются строки — «Унылая

пора… Очей очарованье!»… ). Как вы думаете, одинаковое ли настроение

в этих строчках? Можно ли эти настроения передать в музыке? Какие средства

музыки (лады, темп, тембры инструментов и др.) могут в этом помочь?

Дети: Сначала совсем грустно, уныло, а потом радостно, светло… А в музыке это

могут сделать с помощью минора (грусть) и мажора (радость), медленного

темпа. А из инструментов можно, наверное, чтобы звучала скрипка или

флейта…

Уч.: Хорошо. Послушайте пьесу русского композитора П. И. Чайковского

«Осенняя песня». Подумайте, есть ли в ней то, о чем вы только что говорили?

Подумайте, почему композитор так назвал свою музыку? И есть ли что-то

схожее в музыке П. И. и в стихах А.С.?

Дети: Знаете, в музыке звучат и грусть, и радость – так же как и в стихах Пушкина.

А музыка хоть и грустная, но в то же время она какая – то спокойная, мягкая…

Как будто человек и грустит и вспоминает о чем-то хорошем одновременно

и поет об этом песню…

Уч.: Вот и подошел к концу наш первый урок, посвященный осенней поэзии

А.С. Пушкина и осенним музыкальным пейзажам, написанным русскими

композиторами Г. Свиридовым и П. Чайковским. Надеюсь, что столь не —

обычное путешествие вместе с поэтом по его любимым местам оказалось

интересным для вас, и значит мы будем путешествовать дальше…

Домашнее задание:

А в качестве домашнего задания я попрошу вас найти и прочитать стихотворение

«Зимнее утро», нарисовать к нему рисунок, и на обратной стороне рисунка

выписать оттенки и цвета, которые использует поэт, описывая зимнее утро.

2 и 3 уроки из цикла занятий, посвященных творчеству А.С. Пушкина

ТЕМА: Зимнее утро. Зимний вечер

Цель: Раскрыть красоту поэзии А.С.Пушкина, его нежное

и трепетное отношение к своей «Музе»- нянюшке

Арине Родионовне Яковлевой через творчество

русских композиторов и русское народное песенное

творчество, а также умение поэта передать

музыкальность слова.

Тип урока: Расширение изучения нового материала

Межпредметные связи: Литература, музыка,

изобразительное искусство

Наглядный материал: Пейзажи, виды Михайловского зимой;

Рисунки учащихся на тему «Зимнее

Утро»; портрет Арины Родионовны

Яковлевой; портрет П.И. Чайковского;

подсвечник; свечи.

Музыкальный материал: Пьесы П.И. Чайковского: «Зимнее

утро» (цикл «Детский альбом»);

«У камелька» (цикл Времена года»);

Р.н.п. «Зимняя дорога»; хор «Зимняя

дорога» В. Шабалина; р.н.п. «Зимний

вечер»; романс «Зимний вечер»

М. Яковлева

Уч.: Здравствуйте, уважаемые путешественники! Вы знаете, почему я так к вам

обратилась? А знакомо ли вам стихотворение А.С., которое ярко и образно

передаёт настроение и чувство, столь необходимое нам сегодня? Что вам

нужно было взять с собой в дорогу для нашего сегодняшнего путешествия?

Дети: Конечно знаем, ведь мы на прошлом уроке отправились в путешествие

вместе с А.С. Пушкиным, а дома нам нужно было найти и подготовить стихо –

творение А.С. «Зимнее утро», нарисовать к нему рисунок.

Уч.: Что ж, мне кажется самое время показать ваши замечательные работы…

(демонстрация и обсуждение работ уч – ся).

Вы молодцы! И если ваши рисунки видел бы сам А.С., он искренне

порадовался вашим замечательным работам…

Итак, «Зимнее утро»… Скажите, ребята, а какое настроение передает

поэт в этом своем стихотворении? Можно ли в его строчках услышать

музыку, и какой по характеру она могла бы быть?

Дети: Настроение очень радостное, торжественное… А иногда оно становится немного грустным и тихим… И музыка тоже, наверное, может быть сначала очень радостной, игривой, а потом немного стихнет… станет грустной, медленной…

Уч.: Ребята, на стр.44 прочтите, пожалуйста, высказывание П. И. Чайковского о

поэзии А.С. — согласны ли вы с ними? (слушание, обсуждение). Как вы считаете, какие средства музыки могут помочь композитору «нарисовать» этот

пушкинский пейзаж?

Дети: Лады мажор и минор, они могут передать настроение… А еще темп – быстрый

и медленный…

Уч.: Молодцы! Давайте послушаем пьесу П.И. Чайковского из цикла «Детский

альбом», и вы подумаете над вопросом в учебнике на стр. 44. (слушание).

Итак, ребята, есть ли на ваш взгляд что – то общее, и что – то отличающее

в стихотворении А.С. Пушкина и в пьесе П.И. Чайковского?

Дети: У Чайковского вначале музыка радостная, и у Пушкина в стих – и тоже звучит

радость… потом музыка немного успокаивается, стихает, и в стихотворении

тоже… это когда поэт говорит о буре, вьюге… Но заканчивается все и у поэта,

и у композитора снова радостью, счастьем от удивительной красоты зимней

природы…

Уч.: А какая же зима во времена А.С. Пушкина обходилась без путешествия по

зимней дороге на санях, запряженных русской тройкой… А знаете ли вы, ребята, стихотворение А.С., которое он посвятил русской зимней дороге?

Дети: Это стихотворение «Зимняя дорога»…

Уч.: Сейчас мы услышим с вами два музыкальных произведения, которые были

созданы на основе этих пушкинских строк. Куда приведёт нас дорога? Что

мы увидим вокруг себя? Я думаю, что музыка вновь поможет найти ответы

на все наши вопросы… И первым из них будет русская народная песня

«Зимняя дорога». Я прошу вас обратить свое внимание на нотный пример

в учебнике на стр. 45. Послушайте, как звучит мелодия, какая у нее линия –

резкая, плавная?Какие чувства она передаёт? (исполнение учителем

р. н. п. «Зимняя дорога» и разучивание 1 куплета, обсуждение характера

исполнения песни).

А теперь пришла пора услышать произведение, созданное композитором,

вдохновленным этими же строчками поэта… Это романс В. Шебалина

«Зимняя дорога». Послушайте его и подумайте над вопросом № 1 на стр. 45…

(слушание и сравнение р.н.п. и романса)

Ребята, так по какой из дорог вам захотелось бы прокатиться, и почему?

Дети: Наверное, по зимней дороге в русской народной песне, ведь там кажется

настроение немного более радостным, спокойным.

Уч.: А почему у вас возникло такое ощущение, ведь стихотворение — то было одно

и то же? Может быть какое — то средство музыки смогло вам что – то подсказать?

Дети: Да, в народной песне темп не очень скорый, а радость и спокойствие помогает

создать лад мажор… А. в романсе темп быстрый, и музыка звучит очень

тревожно и грустно…

Уч.: Ребята, а зимой день долгий или короткий? Вот и в Михайловском день

подошёл к концу, наступил вечер… Но и долгими зимними вечерами А.С.

не скучал – ведь рядом с ним была его любимая муза, ей он посвятил эти

строки — «…Ты дескую качая колыбель,

Мой юный стих напевами пленила

И меж ветвей оставила свирель,

Которую сама заворожила.»

На стр.46. вы можете увидеть портрет А.Р., выполненный в стиле барельефа,

и фотографию её домика в Михайловском… А как называл свою нянюшку поэт?

Дети: Он называл её «Подругой юности моей»…

Уч.: А еще поэт очень ласково и трепетно обращался к ней, называя А. Р.

«мамушкой», и величал её своею Музою… А ведь была Арина Родионовна

простой крестьянкой и просто необыкновенной рассказчицей и сказочницей…

Пословицы, прибаутки, поговорки…Они всегда звучали из её уст… И боль —

шинство его сказочных или былинных историй, которые мы с вами знаем,

поэт услышал именно от своей незабвенной нянюшки…

Давайте послушаем пьесу П.И. Чайковского «У камелька» из цикла «Времена

года», мне кажется она поможет нам с вами ощутить тот уют домашнего

очага – камелька, у которого и коротали долгие зимние вечера поэт, и его

няня… Внимательно вслушайтесь в звучание пьесы Чайковского, взявшего

в качестве эпиграфа слова А.С. Пушкина:

«И мирной неги уголок

Ночь сумраком одела,

В камине гаснет огонек,

И свечка догорела»

и подумайте, какое в музыке царит настроение, меняется ли оно в течение

пьесы или же остается неизменным?.. (слушание, обсуждение). Итак, в доме

уют и тепло, а что же происходит за окном? Послушайте-ка… (учитель

исполняет романс М.Яковлева «Зимний вечер»).

Какую картину вы смогли представить, услышав это музыкальное произве —

дение?

Дети: Вьюга… Ветер воет, снежные вихри кружат, стучат по окошку… Но музыка какая — то все равно добрая, нежная… Очень красивая музыка!

Уч.: Спасибо! Может вот эти строчки поэта вам подсказали настроение —

«…То как путник запоздалый к вам в окошко постучит»?… Может быть

и так, ведь поэт мысленно обращался к тем, кого в эти вечера не было

рядом с ним, к своим друзьям… И тот романс, который вы только что

услышали, написал один из лицейских друзей Пушкина — Михаил Яковлев.

И вновь я прошу вас обратиться к учебнику – путеводителю на стр. 47 —

кто еще сложил свое музыкальное произведение на стихотворение «Зимний вечер»?

Дети: Русский народ… Это русская народная песня…

Уч.: Посмотрите на нотные примеры этих музыкальных сочинений, что на ваш взгляд делает их похожими?

Дети: Темп – в романсе он довольно медленный, а в песне тоже написано, что

звучать она должна не очень скоро…

Уч.: Вы молодцы, и очень наблюдательны! Давайте попробуем разучить р.н.п.

«Зимний вечер», и подумаем над вопросами на стр. 47 нашего учебника,

обращенные к этим двум сочинениям… (разучивание, обсуждение)

Ну что же, вот мы и побывали в Михайловском в зимнюю пору и перелистнули

ещё одну страничку нашего альбома -путешествия по пушкинским местам.

Скажите,ребята, смогли ли вы почувствовать, ощутить это волшебство

зимнего вечера вместе с поэтом? Кто и что помогли нам в этом путешествии?

Дети: Стихи А.С., а музыку подарили П. И. Чайковский, В. Шабалин, М Яковлев …

И русский народ! А еще нам помогли ключевые слова — выразительность,

изобразительность, музыкальное прочтение стихотворения…

Уч.: А мне хочется добавить к этому — ваши чудесные ответы и замечательное

исполнение музыки!

Ребята, а на этом можно закончить наше с вами путешествие, как вы считаете?

Все ли мы вами узнали о творчестве А.С., и все ли музыкальные произведения,

созданные на его стихи, мы услышали?

Дети: Нет, путешествие надо продолжить, ведь вы говорили об Арине Родионовне,

няне А. С. — что она ему много сказок рассказывала… А ведь о сказках мы еще

и не узнали…

Уч.: Ай да молодцы! Ничего не упустили! Ну что ж, тогда вам домашние задание:

вспомните — какие сказки А.С. Пушкина вы знаете, какие герои вам нравятся и

почему…

Спасибо вам за урок сегодняшний и жду вас на следующую нашу встречу!

4 урок из цикла занятий, посвященных творчеству А.С. Пушкина

ТЕМА: « Что за прелесть эти сказки!»

ЦЕЛЬ: Показать учащимся изобразительные возможности музыки

в представлении сказочных образов в поэзии А.С. Пушкина.

Раскрыть красочность сказочных музыкальных образов,

созданных русским композитором Н.А. Римским – Корсаковым.

Тип урока: Расширение изучения нового материала

Межпредметные связи: Изобразительное искусство, литература,

музыка

Наглядный материал: Иллюстрации из сказок А. С. Пушкина,

портреты Н. А. Римского-Корсакова,

А. С. Пушкина, плакат с изображением

инструментов симфонического оркестра.

Музыкальный материал: Пьеса «Нянина сказка» из цикла «Детский

альбом» П.Чайковского; музыкальная

картина «Три чуда» из оперы «Сказка о

царе Салтане» Н. Римского – Корсакова.

Уч.: Здравствуйте, дорогие ребята! Что ж, наше путешествие продолжается, и мы

вновь отправляемся в путь, перелистывая страницы альбома – учебника.

И вновь в этом необычном путешествии нашим гидом станет… (показываю

потрет)

Дети: Александр Сергеевич Пушкин…

Уч.: Скажите, ребята, а откуда у поэта такое увлечение сказками, как вы думаете?

И почему его сказки привлекательны для людей?

Дети: Ему сказки няня сказывала… А он потом их записывал, наверное, поэтому и

его сказки так необычны! А ещё они очень легко читаются!..

Уч.: Подскажите, а как обычно начинается сказка? …в тридевятом царстве,..

(дальше попросить продолжить детей – можно подсказать в тридесятом

государстве…)…

А сейчас мы услышим, как начинается сказка в музыке.

(слушание пьесы «Нянина сказка» П. Чайковского). Обсуждение

услышанного…

Вот мы и очутились в сказке, но не простой, а музыкальной…

И коль мы с вами путешествуем по миру поэзии А. С. Пушкина,

музыка, которая всегда сопровождала творчество поэта, вновь поможет нам.

(Звучат фанфары из оперы «Сказка о царе Салтане»).

Скажите, ребята, а как звучала музыка, которая привела нас в сегодняшнюю

сказку? (ярко, торжественно, призывно). Вы правы – это звучали фанфары,

а они всегда призывали «Внимание! Внимание! Внимание!..

Ребята, а без чего не обходиться ни одна сказка?

Дети: Без чудес!

Уч.: А из какой сказки это чудо? (зачитать строчку « В синем небе звёзды

блещут…»)

Дети: Это из «Сказки о царе Салтане и славном сыне его Гвидоне Салтановиче».

Уч.: Ребята, а кто мне скажет, что так удивляло путников, попавших на остров

князя Гвидона? О чём с таким восторгом рассказывали купцы?

Дети: О чудесах, которые они видели: о белочке, о богатырях, о царевне –

лебеди…

Уч.: А хотите услышать всё описанное вами, но уже языком музыки? Но нам

нужно быть готовыми к появлению чуда. И мы сможем сделать это!

Послушайте одну мелодию (наигрываю мелодию « Во саду ли..»)

Скажите ребята, знакома ли вам эта мелодия?

Дети: Да, это мелодия плясовой « Во саду ли, в огороде»…

Уч.: Давайте споём её! (исполнение песни).

Вот теперь мы готовы к появлению чуда! Вслушайтесь в музыку, и вы легко

разгадаете музыкальные загадки композитора. И как в любой сказке, в

награду за старания вас будет ждать сюрприз! Вслушайтесь в музыку и

вы увидите первое чудо, ну а кто появится перед вами, мне кажется

вы легко угадаете! (слушание). Так кто ж предстал перед нами?

Дети: Да это же белочка! Она в сказке не просто орешки щелкает, а песенки поет,

да ещё и пляшет!

Уч.: Какие вы молодцы – знатоки сказки! Это действительно белочка. А что

показалось необычным в звучании музыки, показавшей нам эту героиню?

Дети: Музыка была какой – то звенящей, прозрачной, как будто стеклянной!

Может композитор хотел нам показать, что белочка живет в хрустальном

домике?

Уч.: Вы абсолютно правы! Н. А. Римский-Корсаков не случайно для представ —

ления этой героини выбирает челесту, — музыкальный инструмент, облада —

ющий именно таким прозрачным, как – бы стеклянным тембром звучания

( показать инструмент). Этот инструмент часто используют композиторы

для создания сказочных, волшебных, фантастических картин и образов.

Что ж, с первой загадкой – чудом вы справились. А что же удивило купцов

в их втором пришествии на остров?

Дети: Они увидели, как 33 богатыря выходят из моря и охраняют остров князя

Гвидона…

Уч.: Как вы думаете, какой должна быть по характеру музыка, которая смогла

бы нарисовать этих героев?

Дети: Решительной, и наверное, маршевой, ведь богатыри – это же защитники,

воины …

Уч.: Давайте послушаем этот эпизод, подумайте – какая музыка по характеру,

и какие музыкальные инструменты использовал композитор для изобра —

жения этих героев? Слушайте, думайте и выбирайте инструменты,

изображенные на этом плакате.

Дети: Музыка и правда решительная, даже торжественная! А вот инструменты,

кажется, могут звучать вот такие (показывают на деревянные духовые

инструменты).

Уч.: Вы правы, но только с небольшой поправкой – это действительно духовые

инструменты, их называют – медные духовые(показать на плакате). Их

звучание отличается ярким, звонким, призывным тембром, и в музыкальной

характеристике образов сказочных богатырей Римский – Корсаков умело их

использует. Что ж, вот и вторая музыкальная загадка вами разгадана!

Ну и наконец, что поразило путников, когда они прибыли на остров в третий

раз?

Дети: Они увидели царевну Лебедя!

Уч.: Молодцы! Давайте услышим, как Н. А. Римский – Корсаков показывает нам

появление этой прекрасной героини.(слушание и обсуждение характера

звучания и инструмента, представляющего героиню).

Уч.: Что ж, наш урок – сказка закончился. Начиная урок — сказку мы с вами

сказали «… В тридесятом царстве жили – были…» И сегодня на уроке

мы с вами узнали, кто же живет в музыкальной опере — сказке Н.А. Римского —

Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Но пришла пора заканчивать, и тут будут уместны слова, которыми

сказки заканчивались? Что это за слова, подскажите мне, пожалуйста…

«Сказка ложь, но в ней намёк, добрым молодцам урок!». И для нас намек

в нашей музыкальной сказке (уроке) тоже есть – ну-ка отыщите подсказки

— ключевые слова в нашем учебнике — путеводителе на стр. 51.

Что это за подсказки?

Дети: Музыкальная живопись, регистры… (разбираем значение музыкальных

понятий).

Уч.: Как вы думаете, ребята, помогли ли эти слова — подсказки нам предста —

вить картины, нарисованные композитором, ставшим и художником

тоже? Какие музыкальные инструменты нам помогли увидеть все эти

чудеса?

(ответы учащихся, закрепление материала урока ).

И как в любой сказке за все разгаданные загадки полагается что?

Дети: Награда!!!

Уч.: Молодцы! И вы действительно её заслужили – смотрим фрагмент к /ф –

сказки «Сказка о царе Салтане» (можно фрагмент мультфильма)

5 урок из цикла занятий, посвященных творчеству А.С. Пушкина

ТЕМА: Музыка ярмарочных гуляний.

Цель: Познакомить учащихся с традициями

Святогорских ярмарочных гуляний

во времена А.С. Пушкина, представить произведения русских композиторов,

раскрывающих эту тему в своих произведениях.

Тип урока: Расширение изучения нового материала

Межпредметные связи: История, литература, музыка

Наглядный материал: Портреты А. С. Пушкина, П. И. Чайковского,

репродукции картин Б. Кустодиева, яркие

платки, связки баранок или бубликов,

русские самовары (или их изображения).

Музыкальный материал: Фрагменты из оперы «Евгений Онегин»

П.Чайковского: пастуший наигрыш из сцены

письма Татьяны; р.н.п. «Уж как по мосту —

мосточку», п. «Девицы — красавицы ,

«Пастораль» Г. Свиридова; пьесы «Мужик

на гармонике играет», «Камаринская» — цикл

«Детский альбом» П.Чайковского; русские

народные плясовые наигрыши.

Уч.: (Звучит р. н. плясовой наигрыш) Приветствую вас, дорогие мои

путешественники! Не устали еще от нашего путешествия? Ну, если и

притомились немного, то уж сегодня на уроке отдохнем да повеселимся!

Музыка, встретившая вас, подсказала что – нибудь о том, куда мы отправимся

с вами сегодня?.. А то, что украшает наш класс?… Куда это мы все – таки

попали?..

Дети: Наверное, на праздник какой – то, на гулянье… Музыка веселая, заводная, под

нее плясать и играть хорошо… А еще и угощение получить….

Уч.: Вы молодцы! А где же это все возможно встретить, в этом поучаствовать?

Как можно назвать такой праздник и как часто он бывает?

Дети: Нет, такой праздник, наверное, частым быть не может, ведь если каждый

день гулять да веселиться, можно и устать… А вот как он называется?..

А может быть это ярмарка?.. Она бывает только по каким – нибудь

народным праздникам…

Уч.: Ай да молодцы вы у меня! Догадливый народец! Мы и вправду с вами на

ярмарке очутились, да не простой! А на знаменитой Святогорской ярмарке

в «девятник»! Послушайте, как её описывал купец Василий Томилин:

« Торговали мы между двух горок; на одной монастырь стоит,

а на другой селение. Повсюду палатки, да телеги, да оглобли, кверху заво-

роченные , да лошади, а народу – видимо-невидимо. На ярмарке – то. Снуют

да шумят, а кто песню орет, а там поросенок завизжит, лошади заржут,

бубенцы звонят, а там цыган с маклаком ругается, а тут на балалайках

зашмаривают, а здесь торгуются; а где – кружок вокруг страцев соберется,

те «Лазаря» поют, а им в чашки грошики бросают, где парни да девицы

хоровод водят, песни поют да тоже на балалайках играют…»

А вот почему ярмарка называлалась в «В девятник» — послушайте – ка одно

стихотворение (текст в приложении). Как вы думаете, а кто нас с вами

привел на эту ярмарку?..

Дети: А.С. Пушкин!..

Уч.: Конечно это он, и сегодня А.С. нас привел туда, куда очень любил ходить —

на ярмарку. А вот что он там делал?.. Где вы можете узнать об этом?

Дети: В учебнике – ведь он наш путеводитель, значит там можно найти подсказку…

Уч.: Вы совершенно правы, — открывайте его на стр. 52 и там, я думаю, вы найдете

много интересной информации о ярмарке пушкинских времен… (уч-ся читают, обсуждение прочитанного). Ребята, подумайте над вопросами, которые вы видите на стр.52 – как вы считаете, какую музыку мог слышать А.С., бывая на Святогорской ярмарке?

Дети: Радостную, веселую, плясовую, которую на гармошке играли, а еще на

ложках и бубнах… А может быть и какую — нибудь медленную, задумчивую…

Уч.: Послушайте один музыкальный фрагмент, подумайте – мог ли такую музыку

услышать поэт? (звучит пастуший наигрыш из оп. П.Чайковского «Евгений

Онегин»).

Дети: Конечно мог, ведь в нашем путеводителе так и сказано: ярмарка оживала с

первыми лучами солнца, значит, и пастушьи наигрыши конечно звучали!

Уч.: А хотите узнать, что все – таки любил смотреть и что любил делать на

Святогорской ярмарке А.С.?… Тогда послушайте, как об этом вспоминает

один из современников Пушкина, часто встречавший поэта на ярмарке.

Это воспоминания одного из послушников Святогорского монастыря

Владимирова (звучит «Камаринская» или «Мужик на гармонике играет»

из «Детского альбома» П.Чайковского).

«Во время бывших в Святогорском монастыре ярмарок, Пушкин любил ходить, где более собравшихся старцев (нищих). Он, бывало, вмешается

в их толпу и поет с ними разные припевки, шутит с ними и записывает,

что они поют, а иногда даже переодевается в одежду странника и ходит

с нищими по ярмарке…

На ярмарке его всегда можно было видеть там, где ходили или стояли толпою старцы, а иногда он ходил, задумавшись, как будто кого или чего ищет»

Ну что, интересные воспоминания? А раз он любил переодеваться, так и в

хороводе мог запросто встретиться… Послушайте, пожалуйста, одну песню…

Подумайте, могла ли бы эта песня звучать на пушкинской ярмарке? (звучит

песня из оперы П.Чайковского «Евгений Онегин! — «Девицы – красавицы»)

Дети: Конечно, могла бы – ведь она очень похожа на хороводную песню. По

характеру она плавная, спокойная, очень певучая…

Уч.: А как вы думаете, эта песня придумана композитором или она народная?

Дети: Народная! Ведь русские хороводные песни именно такие….

Уч.: А песня эта была создана русским композитором П. И. Чайковским для своей

оперы «Евгений Онегин», и называется она «Девицы – красавицы». Давайте

разучим начало этой песни. А петь ее необходимо легко, напевно, радостно…

(разучивание песни). И вновь я прошу вас обратиться за помощью к нашему

учебнику – найдите, пожалуйста, ответ на мой вопрос – какое литературное

произведение легло в основу оперы П. Чайковского?

Дети: Нашли! … Опера была написана по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»…

Так, наверное, и песня такая появилась не просто так… Ведь А.С. очень любил

ярмарки!

Уч.: Вполне возможно… А вот следующая песня действительно могла быть

услышана поэтом, послушайте и подумайте, что можно делать под такую

песню?…(звучит р.н.п. «Уж как по мосту — мосточку»).

Дети: Под такую песню можно веселую плясовую завести… Она очень радостная,

быстрая, и наверное, под нее даже можно и поиграть…

Уч.: Так давайте разучим ее, и попробуем вместе с вами разыграть… (разучивание

песни). Ребята, похожи ли чем – нибудь песни, которые вы сегодня услышали?

Дети: Похожи…Они поются хором, как многие народные песни… А еще и под

первую, и под вторую песню можно хороводы водить…

Уч.: Молодцы! Скажите, ребята, а помогали вам сегодня в ответах подсказки –

ключевые слова в учебнике? И что это за слова? И все ли они вам понятны?

Дети: Конечно… Жанры русских народных песен: хороводные и плясовые песни.

А вот что значит обработка русской народной песни?… (обсуждение нового

для учащихся понятия).

Уч.: А в завершение нашего сегодняшнего «ярмарочного» урока мне бы хотелось

прочесть вам еще один фрагмент из воспоминаний современников А.С. —

послушайте пожалуйста… (звучит «Пастораль» Г. Свиридова). Эти воспоми-

нания записал торговец М.И. Лапин в своем дневнике: обратите ваше внимание на стиль речи этого человека!

«1825 год… 29 мая в Святых горах было о девятой пятницы «на Святогорской ярмарке»… и здесь имел щастие видеть Александра Сергеевича г – на Пушкина, который некоторым образом удивил странною своею одеждою. У него была надета на голове соломенная шляпа – в ситцевой красной рубашке, опоясавши голубою ленточкою, с железною в руке тростию с предлинными чорными бакенбардами, которые более походят на бороду, также с предлинными ногтями, которыми он очищал шкорлупу в апельсинах и ел их с большим аппетитом, я думаю около половины дюжины»

Уч.: Вот такой Пушкин у нас побывал на уроке, а мы вместе с ним побывали

на какой ярмарке?

Дети: Мы побывали на Святогорской ярмарке…. А еще ее называли ярмаркой

«в девятник»…

Уч.: Вот и завершилось наше путешествие вместе с А.С. по его любимой ярмарке.

А помните ли вы, что можно получить на ярмарке за угощение? Посмотрите

еще раз на репродукции картин, украсивших наш урок, на то, что еще вы видите в классе… Догадались?.. Тогда получайте ваше угощенье!

(учащимся раздаются баранки, бублики).

Приятного аппетита!!!

6 урок из цикла занятий, посвященных творчеству А.С. Пушкина

ТЕМА: Святогорский монастырь

Цель: Познакомить уч — ся с отношением А. С. Пушкина

к духовному наследию предков, и преломлением

этой темы в его творчестве и творчестве русских

композиторов. Закрепление знаний о жанрах

русской народной музыки.

Тип урока: Изучение нового материала.

Межпредметные связи: Музыка, литература, история.

Наглядный материал: Фотографии Святогорского монастыря,

портреты А. С. Пушкина, М. П. Мусоргского,

снимки колоколов, репродукции картин

Б.Кустодиева.

Музыкальный материал: Мусоргский М.П., фрагменты из оперы «Борис

Годунов» (Вступление, Великий колокольный

звон); Чайковский П.И.; фрагменты из оперы

«Евгений Онегин» (Девицы – красавицы,

Уж как по мосту — мосточку); фрагмент

духовного песнопения; Свиридов Г., «Пастораль».

Уч.: Ребята, скажите пожалуйста, куда привели нас музыка и стихи на

прошлом уроке? Что нового вы узнали для себя?

Дети: Мы побывали на ярмарке, на которой бывал и Пушкин… Что ярмарка

эта проходила только в тёплое время года… А ещё о том, что А. С.

любил переодеваться, и наблюдать за людьми на ярмарке… Любил песни

петь вместе со старцами, и загадки слушать!

Уч.: Вы молодцы, многое запомнили с прошлого урока. А какие песни звучали

на ярмарке?

Дети: Весёлые… плясовые… шуточные…

Уч.: А какой композитор включил ярмарочную сцену в своё произведение?

И какая из песен в опере подлинно народная, а какая композиторская?

Дети: Ярмарочные песни есть в опере у П.И. Чайковского, а называется она

«Евгений Онегин». Народная песня — это «Уж как по мосту, мосточку…»

Уч.: Давайте-ка мы споём эту песню (исполнение). Какая же ещё песня

звучит у Чайковского?

Дети: «Девицы — красавицы» — она плавная, мягкая, под неё можно хороводы

водить…

Уч.: Давайте вспомним эту песню, послушаем её. А репродукции картин русских

художников помогут нам с вами ощутить праздничное, ярмарочное

настроение ( слушание).

Скажите, ребята, а где проходила ярмарка? Как называлось это место и

вблизи чего оно находится?

Дети: Ярмарка проходила в «девятник» недалеко от Михайловского… около

монастыря… А монастырь назывался Святогорский, и ярмарка поэтому

называлась Святогорской.

Уч.: Вот поэтому сегодня мне очень хочется познакомить вас с тем, что

происходило внутри монастырских стен. Почему А. С. любил не только

бывать на ярмарке, но и в монастыре.

Представьте себе, что мы с вами вместе с поэтом подходим со стороны

Михайловского к Святогорскому монастырю. Встречают нас Восточные

ворота, (они обращены в сторону имения), впоследствии эти ворота

стали называться Пушкинскими.

Осенив себя крестным знамением, поэт, ( и мы вместе с ним), входил

в монастырь. Там, по воспоминаниям современников, Пушкин уходил

в отведенную ему келью, и оставшись наедине со своими мыслями, думами

поэт сочинял. Стихи, написанные в такой одухотворённой обстановке

отличались особой просветлённостью, теплотой (включение фрагмента из

сюиты «Метель» — Пастораль). И даже стены монашеской кельи, (как вспоми —

нали современники), были исписаны поэтом. И где, как ни здесь могли

появиться строчки » Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких

и молитв». (здесь звучит духовное песнопение). А вот что ещё говорили о

Пушкине, и о его пребывании в монастыре (зачитать фрагмент воспоми-

наний современника А.С.- Л. Софийского).

И конечно же совсем не случайным было появлением знаменитого сочинения

А. С. Пушкина, — драмы » Борис Годунов», где жизнь монахов – летописцев

описана поэтом столь достоверно, и появление придуманного им литератур —

ного персонажа — монаха Пимена также не случайно.

Скажите, ребята. какой композитор написал своё музыкальное сочинение на

основе драмы А.С. Пушкина? Ответ на этот вопрос вам поможет найти наш

путеводитель – учебник, откройте его на стр. 54

Дети: М.П. Мусоргский, опера «Борис Годунов».

Уч.: Ребята, давайте споем небольшой фрагмент мелодии вступления к опере

повествующей о трудных временах в истории Руси — их называли смутными.

И композитор вслед за поэтом свое музыкальное повествование о смуте

начинает устами мудрого монаха, старца Пимена. Что можно увидеть

в этой музыке, что услышать? Пусть подсказкой для вас послужит

иллюстрация на стр. 55 — келья Пимена и репродукция гравюры

«Нестор – летописец»

(слушание музыки и демонстрация слайдов)

Дети: Можно услышать, как будто этот монах что – то пишет, … перо скрипит,..

Музыка очень медленная и спокойная.

Уч.: Давайте послушаем фрагмент оркестрового вступления к опере, и пусть

звучание симфонического оркестра раскроет для вас образ монаха –

летописца, созданный А.С. Пушкиным и М. П. Мусоргским,

называвшим свою оперу народной драмой.

Итак, мы с вами перевернули еще одну страничку нашего путешествия…

Что вы узнали для себя нового?

Дети: Что поэт сочинял не только сказки, но и исторические произведения… А в

музыке это смог рассказать М. П. Мусоргский…

Уч.: Для того, чтобы мы смогли завершить наше путешествие по пушкинским

местам, я попрошу вас к следущему уроку вспомнить значение слов – романс,

дуэт, ансамбль.

7 урок из цикла занятий, посвященных творчеству А.С. Пушкина

ТЕМА: « Приют, сияньем муз одетый…»

Цель: Раскрыть для уч-ся мир дружеского общения А. С.

Пушкина, музыкальные предпочтения поэта и его

друзей (жанр романса, знакомство с популярными

произведениями русских и зарубежных композиторов

середины ХIХ века).

Тип урока: Итоговый урок

Межпредметные связи: История, музыка, литература

Наглядный материал: Фотографии им. Тригорское;

портреты А.С. Пушкина,

М.И. Глинки, И. Козлова; А. П. Керн

Музыкальный материал: М.И. Глинка, романс «Венецианская

Ночь», Дж. Россини, «Тарантелла»

р. н. п. «Вечерний звон»

Уч.: Добрый день, мои уважаемые путешественники! Вот и подошло к концу наше

с вами необычное путешествие… И наш сегодняшний урок мне хотелось бы

посвятить непросто вашей встрече с поэтом, но и познакомить вас с некоторы —

ми традициями во времена А.С. Пушкина. Открывайте наш путеводитель на стр.

56, и найдите, пожалуйста, ответ на мой вопрос: чему традиционно обучали

детей в дворянских семьях ХIХ века, и как было принято проводить вечера?

Дети: Детей обучали музыке, а вечерами все собирались вместе и играли, пели…

Уч.: Действительно, в ХIХ веке в дворянской среде было принято в семьи

приглашать учителей музыки и танцев, — обучать детей игре на музы-

кальных инструментах, искусству пения и танца…

Неподалеку от Михайловского, в нескольких верстах находилось имение

местных помещиков Осиповых – Вульф. Его владелица, Прасковья

Александровна жила здесь вместе с детьми и внуками, и сюда по вечерам

часто приезжал А.С. В уютной гостиной звучали стихи, музыка, молодые

голоса… Вот его строки « Приду под липовые своды,

На скат Тригорского холма...»

И неизменно его прихода ждали, и А.С. Сразу становился центром внимания!

Кто — то брал в руки гитару, кто-нибудь садился к роялю, перебирая ноты,

выбирая любимые романсы, предлагал спеть всем присутствующим…

А вот какой романс был особенно популярен в то время в Тригорском?

Загляните в наш с вами путеводитель на стр. 56 и найдите, пожалуйста,

кто был авторами этого романса?

Дети: Музыка М. Глинки, а слова И. Козлова.

Уч.: Давайте послушаем этот замечательный романс, и попробуйте пораз —

мышлять над вопросом – какие картины он «рисует»?

( слушание,обсуждение)

А. С. Пушкин был знаком с автором этих красивейших поэтических

строк — Иваном Козловым. Своему другу, поэту А. Плетнёву,он писал —

« Скажи от меня Козлову, что недавно посетила наш край одна прелесть,

которая небесно поет его «Венецианскую ночь» на голос гондольерского

речитатива; я обещал о том известить милого, вдохновенного слепца.

Жаль, что он не увидит её, но пусть вообразит себе красоту и задушев –

ность, по крайней мере, дай Бог ему её услышать».

Ко времени появления «Венецианской ночи» И. Козлов совсем ослеп,

поэтому Пушкин и называет его «милым слепцом»…

А «прелесть» была А. П. Керн, именно ей А. С. Пушкин посвятил известное

стихотворение «Я помню чудное мгновенье…».

Мало кому известен в наши дни поэт И. Козлов, но мне кажется, что его

замечательное стихотворение «Вечерний звон», а если быть более точной,

то русскую народную песню на его стихи знают многие. Давайте послушаем

небольшой фрагмент этой песни (слушание).

Ребята, а какая еще музыка звучала на вечерах в Тригорском? Загляните в

путеводитель – учебник на стр. 56 .

Дети: Музыка Моцарта и Гайдна…

Уч.: Вы совершенно правы. А еще А. С. очень нравилась музыка итальянского

композитора Джоакино Россини. Послушайте знаменитую «Тарантеллу»

Россини (слушание).

Но и сами стихи поэта были очень музыкальны, и все присутствующие на

вечерах в Тригорском с нетерпением ждали новых творений А.С. , и проч —

тенных именно им. Недаром многие из них легли в основу многочисленных

музыкальных произведений в самых разных жанрах – песни, романсы, оперы, инструментальные сюиты, пьесы…

Посмотрите, пожалуйста, на портрет поэта выполненный русским художни —

ком О. Кипренским. Каким изображен А.С.? Кого мы еще видим на портрете

вместе с ним и почему? К кому в своих строках часто обращается поэт?

( обсуждение).

Дети: А. С. здесь какой — то задумчивый, но не грустный, может быть он что — нибудь

еще придумывает?.. А вот рядом с ним художник изобразил Музу, и в руках

у нее лира… И к музе А. С. очень часто в своих стихах обращается, благодарит

ее…

Уч.: Итак, ребята, мы с вами перелистнули последнюю страницу нашего

необычного альбома – путешествия… Понравилось ли вам так путе —

шествовать? Что интересного вы взяли для себя из этого путешествия?

(ответы учащихся, обсуждение)

А закончить наш сегодняшний урок мне хочется стихами, но не самого

Александра Сергеевича, а нашей с вами современницы – поэтессы

Людмилы Орловой. Это её посвящение Пушкину…

« Пушкинский свет добра,

Ты нам необходим,

Шум тригорских дубрав,

Сороти белый дым…

Пущин – лицейский друг,

Мчится в снежную глушь.

Трудно без дружеских рук

И единения душ.

Клин журавлей вдали,

Болдинский ясный свет…

Где – то грустит Натали,

Ждет твоих писем в ответ.

Дружбы, любви торжество

Через преграды лет,

Музыку слов — божество,

Даришь нам, лучший поэт!

Читайте Пушкина, учитесь у Пушкина добру, свету, любви! Пусть в каждом

вашем возрасте вы для себя будете открывать нового и незнакомого до сей поры поэта – А. С. Пушкина…

А на наших уроках мы, конечно еще не один раз встретимся с поэтом, и с теми

музыкальными произведениями, в основу которых легли произведения великого

русского поэта.

Приложение.

1. Белкин Андрей Михайлович. «Пушкин в Святогорском монастыре»

Во Святых горах края Псковского

Были ярмарки трижды в год.

В эти дни под сень монастырских стен

Из окрестных мест шел народ.

После Пасхи, в девятую пятницу,

Самый людный бывал базар.

И купца, и бродягу – пьяницу —

Всех влекло посмотреть товар.

А ряды тянулись гостинные

В монастырском широком дворе.

И молчали стены старинные,

И восход на крестах горел.

Мед, пеНЬКУ ВЕЗЛИ, БОЧКИ, СБРУЮ, СКОТ, —

Дар земли, плод трудов своих,

И глотали людей пасти двух ворот:

Анастасьевских и Святых.

И не раз поэт, полный чистых дум,

В ту обитель святых отцов

Приходил послушать нестройный

Многотысячных голосов.

В монастырь ходил и на кладбище,

Причитания слушал баб.

Молод был тогда, хоть куда ещё —

Быстроглазый смуглый арап.

А рубаха на нем кумачовая,

Трость железная, сам не брит.

Из Михайловского нипочем ему

Десять вёрст пройти – шаговит.

Торговался, бранился и спорил люд,

Пели нищие и слепцы.

И сновали в толпе то там, то тут

Бледнолицые чернецы.

Хороводы водили девушки,

Сарафаны – колокола.

Если много родилось хлебушка,

Жизнь мужицкая весела.

Соберет поэт нищих, плакальщиц,

И не нужен ему уют:

Сядет наземь он, будто странничек,

Молча слушает, как поют.

Песни – птицы, рождались просто вы

На просторах родимых сторон.

Чтоб потом алмазной россыпью

Засверкать под его пером.

И хоть много с тех пор отсияло лун,

Не забыт во Святых горах

Сердцеед и печальник народных дум,

Быстроглазый смуглый арап.

Белкин Андрей Михайлович. «Дорога в Михайловское»

Дорога, словно сжатая пружина,

Петляя след, уносится вперед.

Сосновый бор, как ратная дружина,

Ряды равняя, по бокам встает

Меж сосен поднимается подлесок,

Горит повсюду зелени всполох.

Вот – вот среди ветвей шуршащих всплесков

Плечом коснешься бронзовых стволов.

Насыщен воздух терпким ароматом,

И хвойный запах льется от вершин.

А зелень трав слегка росой примята,

И, тронув липы, ветерок шуршит.

След облаков исчез, он словно не был,

И уж росы на листьях больше нет.

Звеня, рекою наплывает небо

Меж крон, что расступились в вышине.

Сосновый бор, березок тонких стая.

Лип – великанов гордые ряды.

Медовый запах, заструясь, истаял,

Умчался вдаль, за синь лесной гряды.

А вот красавцы – аисты на липах,

Живут, как встарь, — их гнездам сотни лет.

Когда – то здесь, гуляя в рощах тихих,

Смотрел на птиц с улыбкою поэт.

И легкий ветер чуть листвой полощет,

Кругом разлит задумчивый покой.

Михайловские сказочные рощи

Торжественно объяты тишиной.