Творчество АЛБарто

Творчество А.Л.Барто

У нас в стране каждую весну, в конце марта во время школьных каникул начинается «Неделя детской книги». «Книжкина неделя» — это праздник, придуманный замечательным писателем Львом Кассилем. Первый раз его провели в 1943 году. Когда в кремле в Колонном зале на Неделе детской книги появлялась эта поэтесса, каждую строчку ее стихов сопровождал гул детских голосов, повторяющих наизусть ее стихи. Она говорила так: «Я начну читать стихотворенье, а вы все вместе, его продолжайте, если знаете. Мое дело сочинять стихи, а читать и знать их должны вы, читатели!» Конечно, вы все знаете эти стихи с детства. Давайте и мы прочитаем все вместе знакомые и любимые строчки: «Уронили мишку на пол…», » Идет бычок, качается…», «Зайку бросила хозяйка…», » Наша Таня громко плачет…» Вот видите, вы тоже хорошо их помните. А зовут эту поэтессу… Агния Львововна Барто.

Агния Львововна родилась в Москве 17 февраля 1906 г. Там она училась и выросла. Отец ее — Лев Николаевич Волов, был ветеринарным врачом, и в доме у них всегда было много разных животных. Любимым писателем отца был Л.Н.Толстой. И как вспоминает А.Барто, отец учил ее читать по его книгам. Еще он любил читать и знал наизусть все басни И.А.Крылова. У каждого в детстве есть мечта — Агния мечтала стать шарманщиком: ходить по дворам, крутить ручку шарманки, чтобы из всех окон высовывались люди, привлеченные музыкой. Стихи она начала писать в раннем детстве — в первых классах гимназии. И писала, как и положено поэтам, в основном о любви: о кавалерах и «розовых маркизах». Главным критиком юной поэтессы был, конечно, ее отец.

А вот серьезно занятся литературой Агнии Львововне посоветовал Анатолий Васильевич Луначарский — нарком (министр) культуры. Он приехал на выпускной концерт в хореографическое училище, где училась А.Л.Барто. На концерте она танцевала под музыку Шопена и читала свое стихотворение — «Похоронный марш». А Луначарский смотрел на ее выступление и улыбался. Спустя несколько дней он пригласил юную балерину к себе в Наркомпрос и сказал, что, слушая ее стихотворение он понял, что А.Л. обязательно будет писать — и писать веселые стихи.

Когда А.Барто первый раз пришла со своими стихами в Госиздат, ее направили в отдел детской литературы. Это ее удивило и обескуражило, ведь она хотела быть серьезным взрослым поэтом. Но встречи и беседы с известными писателями В.Маяковским и М.Горьким окончательно убедили ее в том, что детская литература серьезное дело и стать детским поэтом непросто. Агния Львововна стала бывать в школах, детских садах, прислушиваться к разговорам ребят на улицах, во дворах. Как-то раз она услышала слова маленькой девочки, смотревшей, как передвигают дом у Каменного моста: » Мама, а теперь в этом доме прямо в лес можно ездить?» так появилось стихотворение «Дом переехал».

Замечательный детский писатель К.Чуковский очень хвалил ее цикл стихов «Игрушки». А С.Я. Маршак говорил: «Работайте, не у всех сразу получалось. Юный Антоша Чахонте не сразу стал Чеховым». И поэтесса работала, общалась с ребятами, и получались вот такие чудесные стихи, например, «Обида» и «В театре»

Во время Великой Отечественной войны Агния Львововна жила в Свердловске, печатала военные стихи, статьи. Как корреспондент «Комсомольской правды» в 1942 г. побывала на западном фронте. Но всегда она хотела написать о юных героях: особенно о подростках, которые работали на заводах, заменив ушедших на фронт отцов. По совету Павла Бажова, поэтесса пошла на завод в ученицы и приобрела специальность токаря 2-го разряда. Так было написано стихотворение «Мой ученик», в котором она с юмором рассказывает об этом.

В самом конце войны, перед Днем Победы в семье А.Л.Барто произошло большое несчастье — погиб ее сын Гарик. Придя из института, он отправился покататься на велосипеде, и попал под машину. Стихи ушли из дома. Агния Львововна стала ездить по детским домам, где жили сироты — жертвы войны. Там она снова убедилась в том, насколько дети неравнодушны к поэзии. Она читала им свои стихи и видела, как дети начинали улыбаться. Так появилась новая книга стихов «Звенигород» (1947 г.) — книга о воспитанниках детских домов и о людях, которые заботятся о них. Случилось так, что в 1954 г. эта книжка попала в руки к женщине, у которой во время войны потерялась 8-летняя дочь Нина. Мать считала ее погибшей, но, прочитав поэму, стала надеяться, что дочь жива и о ней так же кто-то заботился все эти годы. Агния Львововна передала это письмо в специальную организацию, где работали люди, самоотверженно и успешно занимавшиеся поисками пропавших людей. Через 8 месяцев Нина нашлась. Об этом случае была напечатана заметка в газете. И тут у Агнии Львововне стали приходить письма от разных людей: «Помогите найти моего сына, дочь, маму!» что было делать? Для официального розыска нужны точные данные. А зачастую, ребенок, потерявшийся маленьким, их не знает или не помнит. Таким детям давали другую фамилию, новое имя, врачебная комиссия устанавливала примерный возраст. И Агнии Львововне пришла в голову такая мысль: не сможет ли помочь в поисках детская память. Ребенок наблюдателен, он видит и запоминает увиденное на всю жизнь. Главное нужно было отобрать самые неповторимые воспоминания детства. Эту идею удалось проверить с помощью радиостанции «Маяк». С 1965 г. 13 числа каждого месяца А.Барто вела передачу «Найти человека». Вот вам пример — поэтесса рассказывает про Нелю Неизвестную, зачитывает ее воспоминания: «Ночь, гул самолетов. Помню женщину, на одной руке у нее грудной младенец, в другой тяжелый мешок с вещами. Мы куда-то бежим, я держусь за юбку, а рядом двое мальчишек. Одного из них зовут Роман». Через три часа после передачи пришла телеграмма «Неля Неизвестная наша дочь, ищем ее уже 22 года». Почти 9 лет вела эту передачу А.Л.Барто. Удалось воссоединить 927 семей. В 1969 г. ей была написана книга «Найти человека», в которой рассказывались истории потерявших и нашедших друг друга людей. Эту книгу и работу на радио она посвятила светлой памяти своего сына Гарика.

Когда у дочери Агнии Барто Татьяны родился сын Володя, он стал самым желанным и любимым внуком Агнии Львовны. Именно о нём поэтесса создала целый цикл стихов: «Вовка — добрая душа». Послушайте два стихотворения из этого цикла: «Как Вовка стал старшим братом» и «Как Вовка стал взрослым».

А еще А.Л.Барто писала сценарии к детским фильмам «Слон и веревочка» и «Подкидыш». Эти фильмы любят смотреть все: и взрослые, и дети.

А.Л.Барто побывала во многих странах земного шара и везде встречалась с детьми. Побывав однажды в Болгарии, в маленьком городке она познакомилась с девочкой Петриной, которая очень хотела переписываться с ребятами из Москвы. Барто рассказала об этом московским детям и дала адрес Петрины. В течение 10 дней болгарская школьница получила больше 3000 писем. В первый день пришло 24 письма и девочка ответила на все. Но на другой день пришло еще 750 писем. Вскоре из почтового отделения позвонили и сказали, что они завалены письмами для Петрины и не могут нормально работать. Болгарские ребята устроили субботник: собрали письма и раздали всем детям, чтобы те ответили на них. Так завязалась дружеская переписка между советскими и болгарскими ребятами.

Умерла А.Барто 1 апреля 1981 г. Ее именем названа одна из малых планет, что вращаются вокруг Земли. После нее осталась полтора миллиона книг на 86 языках, замечательные стихи, которые вы помните с детства, которые будете читать своим детям: «Игрушки», «Младший брат», «Однажды я разбил стекло», «Вовка — добрая душа», «Мы с Тамарой», «Все учатся», «Звенигород», «За цветами в зимний лес» и другие.

Поэзия доброты в творчестве А.Л. Барто

Сегодня никого не удивить сообщением о том, что дети читают все меньше и меньше. Как сохранить интерес к чтению, как упрочить уважение к книге? Этот вопрос стоит не только перед учителями, но и перед работниками библиотек. Не секрет, что дети сегодня чаще прибегают к помощи компьютера, где почти всегда находят ответы на все свои вопросы. А «услужливые» составители компьютерных программ предложат их вниманию краткое содержание, а точнее «выжимки» из любого произведения.

Поэтому начинать прививать интерес к чтению, уважение к слову надо с дошкольного возраста, а укреплять его с самого раннего школьного возраста. Эффективнее всего будет обращаться к творчеству известных любимых с дошкольного возраста авторов, таких так – Маршак С., Чуковский К., Михалков С., Барто А., Осеева В. и др. Обращаться к тем произведениям, которые дети знают, любят и содержание которых им понятно. При этом нужно не забывать, что чтение любого произведения должно стать открытием для ребенка он обязательно должен узнавать, что-то новое.

Пожалуй, нет ни одного ребенка, в чьем детстве не звучали бы стихи А. Барто. В 2006 году Агнии Львовне Барто исполнилось бы 100 лет со дня рождения и 25 лет со дня смерти, но поэзия Барто по – прежнему современна, интересна и понятна любому малышу.

Для формирования интереса к чтению родной литературы у обучающихся я использую произведения А.Л. Барто.

«Поэзия добрых дел»

Для того, чтобы сформировать и закрепить интерес у обучающихся начальных классов к поэзии А.Л. Барто я использую различные формы и методы работы (вербальные, наглядные, игровые, индивидуальные, групповые).

Сегодня я расскажу о ряде мероприятий, посвященных жизни и творчеству Агнии Львовны Барто и адресованных учащимся начальных классов.

Час интересных сообщений «Всем детям ровесница».

Учащимся предлагается приготовить сообщение о жизни или о творчестве А. Барто (самостоятельно или с помощью родителей, учителя или библиотекаря). Учащиеся рассказывают интересные сведения об авторе и ее деятельности, читают стихи, демонстрируют рисунки, книги, которые они читали, когда были совсем маленькие. К этому мероприятию оформляется тематическая полка «Я читаю стихи Агнии Барто», где представлены книги и портрет А. Л. Барто. Участвуя в таком мероприятии, дети с неподдельным интересом знакомятся с творчеством автора своих любимых стихов. Одним из сообщений было сообщение о деятельности А. Барто в послевоенные годы.

Этот период деятельности поэтессы очень заинтересовал обучащихся поэтому была организованна проектно-исследовательская деятельность. Дети собирали материал из разных источников (книги, периодические издания, Интернет). В результате выполнена электронная презентация «Поэзия добрых дел или найти человека», которая отражает важную и значительную деятельность Агнии Львовны – поиск людей. В презентации представлены сведения о том, как была организована радиопередача «Найти человека», демонстрируются первая обложка «Звенигорода» и фотография Нины – первого ребенка, которого удалось найти А. Барто. Современным учащимся интересен этот период деятельности А. Барто. Дети умеют сопереживать героям «Звенигорода», с интересом слушают истории из передачи «Найти человека». Мне кажется, это очень важно, что дети не остаются равнодушными к таким историям. Они задумываются о своем поведении по отношению к родителям и родным, ставят себя на место тех потерявшихся во время войны детей. И имя А.Л. Барто после знакомства с презентацией «Найти человека» ассоциируется у детей теперь уже не только со стихами из цикла «Игрушки».

По прежнему очень эффективна такая форма мероприятий, как громкие чтения «Стихи детям». Громкие чтения включают в себя небольшую беседу о жизни и творчестве автора и выразительное чтение стихотворений, как ведущей, так и обучащимися. Очень хорошо проходит игра во время громких чтений: «Я начну, а вы продолжите», в которую очень часто играла сама поэтесса.

На протяжении нескольких дней в библиотеке работает книжная выставка «Если вы попросите я Вам расскажу», которая состоит из трех разделов: «Игрушки», «Я расту», «Труден бой самим с собой». Книги с этой выставки пользуются повышенным спросом. Так же на выставке присутствуют игрушки, рисунки, поделки, отзывы о стихах А. Барто.

Постепенно рисунков набирается много и я организовываю выставку рисунков «Иллюстрация к стихотворениям А. Барто».

Рисунки у детей добрые, светлые, индивидуально выразительные. В них так легко узнаются стихи Барто. Просматриваются погружение в тему, атмосфера соучастия, радости от деятельности. С помощью рисунка дети выражают свои впечатления о прочтенном.

Увлекательная игра – поиск «Имена от А до Я», цель которой поиск личных имен, встречающихся в стихотворениях Агнии Барто. Задача каждого участника игры – собрать все стихотворения Барто о своем личном имени. Может оказаться, что таких нет, но без поиска участник этого не узнает. Таким образом, дети вновь становятся исследователями стихотворений А. Барто. Они более глубоко и осмысленно познают творчество Агнии Барто.

Тем учащимся, у которых в процессе поиска оказалось, что в стихах Барто не упоминаются их имена, я предложила составить кроссворд «Имена».

Литературный праздник «Путешествие в страну веселого детства», посвященный творчеству Агнии Барто.

Оформление зала: выставка книг «Поэзия доброты», портрет А. Л. Барто, рисунки с выставки «Иллюстрация к стихотворению А. Барто», на полках игрушки; щит, изображающий школьную доску.

Действующие лица: ведущая, ВОВКА— «добрая душа», ТАМАРА и ТАНЯ из стихотворения «Мы с Тамарой», две СИНИЦЫ, герои стихотворения |«Три очка за старика». Этот праздник имеет как развлекательный моменты, так и познавательные. В обзоре творчества А. Барто была использована презентация «Поэзия добрых дел или найти человека», а так же кроссворды, составленные самими учащимися и инсценировка стихотворения «Три очка за старичка». Дети принимали активное участие в подготовке и проведении литературного праздника.

Говоря о поэзии А.Л. Барто, можно говорить о преемственности поколений. Неустареваемость произведений! Стихи А. Барто всем хорошо известны: их помнят и цитируют не только дети, но и взрослые. Я считаю, что работу по формированию интереса к чтению необходимо вести комплексно используя различные формы и методы работы. Обязательно должны присутствовать наглядные и игровые формы, а так же исследовательская деятельность. Книга несет не только информацию, но еще и эстетическую ценность, как один из видов искусства – необходимо подчеркнуть в процессе формирования интереса к чтению. По результатам проведенных мероприятий можно сделать следующий вывод: учащиеся с неподдельным интересом знакомятся с произведениями автора. Творчески подходят к изучению деятельности А. Барто (готовят сообщения, оформляют рисунки, выполняют поделки, составляют кроссворды).

Дети заслуживают самых прекрасных стихотворений, серьезных тем. Агния Барто в своем творчестве запечатлела целую эпоху в истории культуры детства, само же ее творчество является достоянием детства нынешнего. И наша задача всесторонне раскрыть это достояние перед детьми.

Своими достижениями считаю:

Сформирована группа обучащихся начальных классов из 10 человек, которые являются постоянными участниками всех вышеперечисленных мероприятий, активными читателями.

32 обучающихся начальных классов приняли участие в выставке рисунков.

По сравнению с началом учебного года на 43% увеличилось посещение библиотеки обучающимися начальных классов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агния Львовна Барто //Я познаю мир. Дет. энцикл.: Литература. — М., 1999. — С. 44—46.

2. Барто Агния Львовна // Писатели нашего детства. 100 имен. Биографический словарь в 3-х частях. — 4.1. — М., 1998. — С. 44—47.

3. Барто Агния Львовна // Очерки о детских писателях: Справочник для учителей. — М., 1999. — С. 17—19.

4. Барто Агния Львовна// Кузнецова Н. И. и др. Детские писатели: Справочник для учителей и родителей. — М., 1995. — С. 10—12.

5. Барто А. Л. Немного о себе // Вслух про себя: Сборник статей и очерков советских детских писателей. — М., 1975. —С. 22—23.

6. Барто А. Л. Записки детского поэта. — М.: Сов. писатель, 1976.

Всем детям ровесница // Разумневич В. Л. Книги на всю жизнь. — М.: 1975. — С. 57—86.

7. Заикина А. и др. Умные кроссворды. — М.: Лист, 1999.

8. ПолозоваТ. Праздники для детей. К 90-летию со дня рождения А.Л. Барто. // Начальная школа, 1996, — № 6. — С. 64—67.

9. Соловьев Б. И., Мотяшов И. П. Агния Барто: Очерк творчества. — М.: Дет. лит., 1979.

10. Смирнова В. О творчестве Агнии Барто // Барто А. Стихи детям. — М., 1981. — С. 6—14.

11. Сухин И. Г. Литературные викторины, тесты и сказки-загадки. — М.: Новая школа, 1998.

12. Химина 0. С. Поэзия доброты // Читаем, учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для библиотек. — 1998. — №8.— С. 121—123.