Охрана и развитие зрения и зрительного восприятия Рабочая программа тифлопедагога

1. Особенности работы тифлопедагога с детьми с нарушением зрения

Успешному осуществлению работы по работе со школьниками с нарушениями зрения способствует знание тифлопедагогом зрительного диагноза ребенка и этапа в его лечебно-восстановительном периоде (ортоптика, плеоптика, стереогнозис), индивидуальных зрительных возможностей (VIS) (Приложение 1), уровня развития зрительного восприятия.

Важнейшее средство психолого-педагогической коррекции обучающихся с нарушениями зрения и успешного обучения их в общеобразовательной школе — создание щадящего, охранительного режима в образовательном процессе в классах охраны зрения (Приложение 2).

Тифлопедагогу, работающему с детьми с нарушениями зрения, необходимо помнить, что при определенной остроте зрения рекомендовано предъявлять картинные пособия конкретного размера и определенного цвета (Приложение 3).

При миопии и катаракте для восприятия картинок должен использоваться темный фон и даваться контрастное изображение предметов, а для демонстрации пособий при атрофии зрительного нерва рекомендован светлый фон. Учитывая это, тифлопедагог должен иметь в работе двусторонний фланелеграф со светло и темной стороной, а также подставку для соблюдения 45-градусного угла в направлении взора ребенка на картинке.

Для тифлопедагога важным является знание основных терминов: амблиопия, миопия, гиперметропия, афакия и т.д., а также особенностей зрительных нагрузок при предъявлении пособий детям разного возраста с определенной остротой зрения.

Зрение отличается от других органов чувств тем, что зрительная работа может быть представлена на трех уровнях: сенсорном (ощущения), перцептивном (восприятие) и апперцептивном (представление). Такую же трехуровневую систему зрительного включения необходимо представлять при предъявлении детям с нарушениями зрения пособий.

В занятиях тифлопедагога должны быть использованы методы и приемы для снятия отрицательного фона в настроении, в привитии ребенку желания заниматься с интересом (Приложение 4).

Большое значение при работе с детьми, имеющими нарушения зрения, имеет осуществление индивидуального подхода, многократное повторение инструкции (от 2 до 6 раз).

Широкие возможности для развития зрительно-пространственной ориентировки представлены в коррекционной работе тифлопедагога в разделе восприятие пространства. Ведь только при точном понимании и использовании школьников в речи предлогов (из, над, под, на, из-за, с(со), из-под, к) и таких понятий, как «выше — ниже», «дальше — ближе», «слева — справа», «близко — далеко», можно утверждать, что они относительно адекватно отражают окружающее пространство.

В целом можно сказать, что нарушение процесса развития зрительного восприятия при патологическом характере зрения обучающегося осложняет формирование его чувственно-практического опыта. В тех видах деятельности, где необходимо участие зрения, у детей наблюдается быстрая утомляемость, отвлекаемость. Для снятия утомления, для активизации внимания, работоспособности тифлопедагогу необходимо использовать разгрузочные упражнения с элементами релаксации и глазной гимнастики (Приложение 5), а также предусмотреть смену видов деятельности на коррекционном занятии.

У школьников с нарушенным зрением отмечается в разной степени общая моторная недостаточность, а также нарушения координации пальцев кисти руки.

Совершенствовать мелкую моторику можно, выполняя различные задания в тетрадях. Например, рисуя объекты, которые имеют образно-смысловую значимость (обводка по трафаретам и штрихование по образцу и по словесному ориентиру, раскрашивание контурных изображений в заданных параметрах пространственного расположения, рисование по клеточкам различные предметы) (Приложение 6).

Такие задания способствуют развитию координированности движений руки, развивают ориентировочные действия в двухмерном пространстве листа, развивают зрительное восприятие и внимание.

Тренировке важнейших зрительных функций: выделения, прослеживания, фиксации и локализации способствуют обводки по трафаретам, зрительные диктанты и т.д. Ведь именно развитие кинестетического контроля за движением руки при выполнении практического действия (рисование, проведение различных линий, частичные и полные обводки, заданные штриховки) является важнейшим средством компенсации и коррекции зрительной недостаточности в развитии двигательных навыков и умений.

Задания на развитие зрительно-моторной координации способствуют и активизации зрительных анализирующих действий по фиксации формы объектов, ориентировке в микропространстве (на плоскости листа, стола).

В коррекционной работе тифлопедагогу необходимо решать задачи формирования полисенсорного опыта отражения, познания, уточнения и обогащения представлений и образов окружающей действительности не только при активном включении зрительного, но и других видов восприятий: тактильно-двигательного, зрительно-двигательного, зрительно-осязательного, зрительно-слухового.

Игровые моменты играют важнейшую роль в коррекционно-развивающей работе на занятиях тифлопедагога, они позволяют повысить работоспособность детей с нарушениями зрения.

2. Требования к организации и планированию занятий

Классы охраны зрения комплектуются с учетом возраста обучающихся, остроты зрения и нарушений зрительных функций, а также уровня усвоения образовательной программы.

В классах охраны зрения обучаются школьники с косоглазием и амблиопией, имеющие остроту зрения выше 0,4; слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучшем, видящем, глазу с переносимой коррекцией; дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих заболеваниях глаз; дети с миопией, гиперметропией, отсутствием одного глаза.

Занятия проводятся 2 раза в неделю в 1-4 классах охраны зрения. Группы, состоящие из двух-трех обучающихся, комплектуются с учетом характера заболевания органа зрения, состояния основных функций, уровня сформированности зрительного восприятия и общего психического развития.

Занятия, продолжительностью не более 30 минут. Непрерывная зрительная нагрузка не превышает 5-10 минут. В ходе занятий педагог следит за тем, чтобы у детей не возникало зрительное утомление, строго соблюдались требования гигиены к освещенности, позе и осанке детей. Использование в одном занятии разных методик позволяет предотвратить утомление и поддерживает познавательную постоянную активность детей.

Индивидуально-групповые занятия предполагают выполнение детьми индивидуальных заданий, а также их коллективное сотрудничество в решении общей задачи. Ход и результаты занятий фиксируются в журнале.

Нами разработана программа занятий по охране зрения и развитию зрительного восприятия для школьников с нарушениями зрения обучающихся в классах охраны зрения общеобразовательной школы.

Последовательность занятий построена с учетом закономерностей формирования восприятия (освоение сенсорных эталонов, переход внешних перцептивных действий во внутренний план).

Сложность и объем заданий возрастают при переходе учащегося в следующий класс. Развитие зрительного восприятия и представлений оцениваются с помощью контрольных заданий и методик.

Анализ результатов выполнения контрольных заданий может служить основанием для вывода о дальнейших возможностях и перспективах работы с обучающимся.

Если школьник усвоил программу коррекционного курса первого класса, то он может приступить к занятиям по программе второго класса, а после его успешного прохождения – к занятиям по программе третьего класса.

Основными задачами занятий по охране и развитию зрения и зрительного восприятия являются следующие:

формирование умений пользоваться нарушенным зрением;

расширение и уточнение круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности с помощью всех сохранных анализаторов;

обучение использованию получаемой полисенсорной информации во всех видах деятельности.

Эти задачи должны выступать в качестве основных ориентиров при подготовке материала к занятиям по развитию восприятия, их планированию. При разработке каждой конкретной темы педагог должен предусмотреть систему заданий, исполнение которых будет способствовать реализации названных выше задач.

3. Основные требования к занятиям

Основными принципами организации занятий по развитию зрительного восприятия, наряду с общедидактическими, являются предметность и наглядность преподавания, коррекционно-развивающая направленность обучения.

Под предметностью понимается организация обучения таким образом, чтобы изучаемый объект был по возможности воспринят всеми органами чувств ученика: слухом, зрением, осязанием, обонянием, тактильными ощущениями (Приложение 7).

Наглядность преподавания предполагает использование на коррекционном занятии различных вариантов изобразительных средств: рисунки, таблицы, схемы и др. (Приложение 8).

Коррекционно-развивающая направленность на занятиях по развитию зрительного восприятия предусматривает учет следующих факторов: использование каждого метода и приема обучения с целью развития учащихся, формирования у них умения самостоятельно оперировать информацией, коррекции познавательной деятельности.

Занятия тифлопедагога по развитию восприятия у школьников классов охраны зрения теснейшим образом взаимосвязано с лечебно-восстановительным процессом. Так, на каждом этапе лечения ребенка на коррекционных занятиях используется соответствующий дидактический материал, проводятся специальные игры и упражнения, способствующие закреплению результатов аппаратного лечения зрения.

В период плеоптического лечения тифлопедагог включает в занятия игры и упражнения, способствующие активизации деятельности амблиопичного глаза. Так, предлагает детям задания, в которых учит их выделять с помощью зрения цвет, форму, величину предметов и изображений; задания, связанные с обводкой по контуру через кальку, упражнения с мелкой мозаикой, конструктором (Приложение 9) и т.д.

В период ортоптического лечения с детьми проводят специальные упражнения по подготовке к лечению на синоптофоре, упражнения, закрепляющие результаты лечения на этом аппарате. С этой целью детей учат, например, накладывать одно изображение на другое, подбирать цветное изображение к контурному или силуэтному, точно совмещая их.

На занятиях по развитию зрительного восприятия тифлопедагог знакомит детей с основными правилами охраны зрения (например, соблюдение правильной позы при выполнении графических упражнений (Приложение 10), рассматривание картинок; умение правильно пользоваться дополнительным освещением и т.д.).

Необходимо отметить роль словесной регуляции тифлопедагогом зрительного восприятия детей. Он направляет рассматривание детьми предмета по определенному плану, последовательно, корригирует и активизирует его.

Непременное условие успешности работы тифлопедагога по развитию зрительного восприятия — активное включение в процесс зрительного обследования речи самих детей.

Основная цель, которую ставит перед собой тифлопедагог в коррекционной работе с детьми — подготовить их к восприятию того материала, который преподносят на общеобразовательных уроках, самостоятельному участию в других видах деятельности.

Схема проведения специальных коррекционных занятий тифлопедагога:

1) закрепление материала предыдущих занятий;

2) преподнесение нового материала;

3) физкультминутка;

4) закрепление нового материала;

5) заключительная часть.

4. Информационный банк данных об УМК

Учебный год

Предмет

Программа

год издания

Учебный план

число учебных часов

в неделю

Школьное обучение

по классам

IIIIIIIV2009-2010Охрана и развитие зрения и зрительного восприятия

Программы

специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (ясли-сад – начальная школа)

Коррекционная работа в начальной школе.

Под редакцией Л.И.Плаксиной

Рекомендовано

Управлением реабилитационной работы и специального образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации

Москва «Просвещение» 1997

2

2

2

2

5. Учебно-тематический план по охране и развитию зрения и зрительного восприятия в классе охраны зрения

Утверждаю

Директор МОУ «СОШ№ __»

_________________________

«____»_____________2010 г.

Учебно – тематический план

по охране и развитию зрения и зрительного восприятия

Класс охраны зрения – 1

Тифлопедагог — Ф.И.О.

Всего часов в неделю — 2

Планирование составлено на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (ясли-сад – начальная школа).

Рекомендовано Управлением реабилитационной работы и специального образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации

Раздел

Темы занятий

Кол-во

часов

1.Диагностика

Выявление уровня развития зрительного восприятия детей на начало учебного года.

2. В мире цвета

1. Знакомство с цветом

2. Основные цвета

3. Узнавание цвета

4. Цветовые ряды

5. Игры на сочетание цветов

1

1

1

1

1

3. Восприятие формы

1.Знакомство с геометрическими фигурами

2. Чувственное восприятие формы: «Обведи фигуру по контуру», «Узнай на ощупь».

3. Игры на узнавание формы: «Найди похожие фигуры», Из каких фигур рисунок», «Какой

формы предмет».

1

1

1

4. Восприятие величины

1. Восприятие параметра величины: большой — маленький.

2. Восприятие параметра высоты: высокий – низкий.

3. Восприятие параметра длины:

а) сравнение предметов;

б) упорядочивание;

в) измерение;

г) игры на восприятие длины.

4. Восприятие параметра ширины: узкий – широкий:

а) сравнение;

б) упорядочивание;

в) измерение.

5. Восприятие параметра толщины: толстый — тонкий.

1

1

1

1

1

5. Восприятие пространства

1. Я и мое тело.

2. Ориентировка на своем теле.

а) лево-право, верх-низ.

3. Восприятие направления:

а) влево-вправо, вверх-вниз;

б) справа, слева, впереди, позади;

в) вперди справа, впереди слева;.

г) вверху справа, вверху слева;

д) правее, левее, выше, ниже, близко, далеко.

е) друг за другом, рядом, около.

4. Посередине, между, у, над, под.

1

2

2

1

6. Восприятие количественных соотношений

1. Один — много, больше — меньше, равно, столько же.

1

7. Восприятие времени

1. Части суток.

2. Времена года.

3. Чувство времени.

4. Определение времени по часам.

1

1

0,5

0,5

8. Восприятие свойств предметов

1.Восприятие температуры и тяжести.

2. Восприятие поверхности.

3. Восприятие вкуса и запаха.

4. Восприятие звука

1

1

1

1

9. Восприятие целостного предмета

1. Игра на конструирование предметов и изображений.

2. Игра на узнавание предметов и изображений.

1

1

10.Формирование зрительных представлений по темам

1.Фрукты. Яблоко. Груша

2. Овощи. Помидор. Огурец.

3. Продукты питания.

4. Транспорт

5. Наземный транспорт

6. «Мой дом – моя семья».

7. Занятия людей

8. Мой город

9. Мебель

10. Одежда. Части одежды

11. Обувь

12. Посуда. Уход за посудой

13. Домашние животные. Кошка и собака

14. Дикие животные

15. Птицы

16. Посуда. Виды посуды

17. Посуда. Уход за посудой

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

11. Диагностика

Выявление уровня развития зрительного восприятия детей на конец учебного года

Итого:

46

Организация охраны зрения в школе

Приобщение школьников к проблеме сохранения своего зрения — это прежде всего процесс воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь.

Для этого могут использоваться следующие рекомендации по внедрению оздоровительной технологии в процесс занятий по охране и развитию зрения и зрительного восприятия:

Преодоление воздействия комплекса факторов закрытых помещений и ограниченных пространств:

проведение занятий в режиме открытого пространства: на улице, в библиотеке, у окна и т.д.;

привлечение в учебный процесс наибольшего числа анализаторов: зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных;

работа в режиме дальнего и ближнего расстояния;

специальные зрительные тренажеры.

Преодоление воздействия информационно-психогенных факторов:

использование элементов релаксации;

щадящий режим подачи информации;

проведение психологических тренингов;

использование элементов музыкальной терапии;

проведение социально-психологических тренингов.

Преодоление комплекса факторов доминантно моторно-закрепощенной и статичной позы:

работа в режиме использования динамических поз – стоя, сидя, работа за конторкой (Приложение 11);

проведение динамических физкультурных минуток.

Использование методики ученого врача-офтальмолога В.Ф. Базарного, который дает рекомендации в создании коррекционной среды. Это зрительные траектории в виде цветных линий-стрел в форме восьмерки на тренажере (Приложение 12). Для восприятия дидактического материала в режиме движения используется тренажер со зрительными метками. Создание такой специальной коррекционной среды не требует больших материальных затрат.

Осуществление комплексного подбора диагностических методик, которые помогают выстраивать работу в инновационном режиме, подбирать оптимальное содержание, средства и приемы педагогического воздействия.

Профилактика нарушений зрения у школьников

Проведением профилактических мероприятий по предупреждению возникновения и развития нарушений зрения у школьников должны заниматься не только врачи – офтальмологи, но и медицинский персонал, администрация, педагоги образовательных учреждений и родители.

Дети должны знать, как сохранить хорошее зрение, для этого родители и учителя должны проводить целенаправленную воспитательную работу по охране зрения.

К профилактическим мероприятиям, предотвращающим прогрессирование функциональных нарушений зрения, следует относить:

использование учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам;

применение правил чтения (Приложение 13);

соблюдение санитарно – гигиенических условий обучения;

чередование занятий учащихся с отдыхом;

проведение гимнастики для глаз в образовательном учреждении и дома (Приложение 14);

соблюдение ритм зрительной работы, гигиену просмотра телевизионных передач (Приложение 15);

контроль за правильной позой учащихся во время занятий и уроков (Приложение 10);

соблюдение санитарных правил освещенности в классах (Приложение 16);

использование удобной мебели, соответствующей росту школьника (Приложение 8, 17);

организацию рационального питания и витаминизации (Приложение 18);

посещение уроков физкультуры, спортивных секций, участие в соревнованиях, занятия плаванием (Приложение 19).

Заключение

В настоящее время вопрос охраны и развития зрения и зрительного восприятия остается предметом интереса тифлопедагогов, психологов, педагогов и медиков.

В методическом пособии предлагается материал по анализу особенностей работы тифлопедагога с младшими школьниками с нарушениями зрения, требования к организации и планированию занятий по развитию зрительного восприятия, информационный банк данных об учебно-методическом комплексе, учебно — тематическое планирование по теме “Охрана и развитие зрения и зрительного восприятия”.

Организация обучения детей с патологией зрения по предложенной нами методике положительно влияет на повышение успешности обучения школьников с нарушениями зрения вследствие активизации мышления, развития восприятия, улучшения памяти и внимания. Эффект воздействия проводимых мероприятий по охране и развитию зрения и зрительного восприятия определяются диагностическими методиками.

Очень важно то, что дети начинают понимать важность и роль зрения в их жизни, осознавать, что с помощью зрения они могут многое узнать об окружающем мире.

В заключение следует отметить, что только совместная работа тифлопедагогов, психологов, медицинских работников при активной помощи родителей будет определять эффективность охраны зрения и развития зрения и зрительного восприятия, а также профилактики нарушений зрения у школьников классов охраны зрения.

Литература

Аветисов Э. С. Охрана зрения у детей — М., 1975.

Глушкова Е. К. Береги зрение М., 1987.

Григорьева Л. П., Сташевский С. В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. Учебно-методическое пособие. – М. 1990.

Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М., 2000.

Никулина Г.В., Фомичева Л.В. Охраняем и развиваем зрение.- СПб., 2002.

Никулина Г. В., Фомичева Л. В., Замашнюк Е. В. Развитие зрительного восприятия – СПб., 2003.

Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. — М., 1985.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида под ред. Плаксиной Л.И. — М., 1997.

Литвак А. Г. Тифлопсихология. — М., 1985.

Шевлякова И.Н. Посмотри внимательно на мир. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста. — М., 2003.

PAGE

PAGE 17