Отчего мы иногда болеем

Тема: Отчего мы иногда болеем.

Цель: Познакомить с причинами и профилактикой заболеваний.

Задачи:

Образовательная:

формировать у учащихся новые понятия: инфекционные заболевания, предупредительные прививки.

Воспитательная:

1.Дать первичные сведения о заболеваниях и их профилактике;

2.Способствовать привитию интереса к урокам окружающего мира;

3.Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.Развивающая:

развитие речи учащихся, познавательного интереса

развитие творческих способностей младших школьников

формирование умения работать с текстовой информацией

формирование умения работать в паре.

Оборудование: иллюстрации здорового образа жизни (презентация), книги, тетради, карточки для работы в парах.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Постановка проблемы и актуализация знаний.

• Обсуждение творческого вопроса с прошлого урока. (слайд 1)

Проблемная ситуация. Диалог на с. 61 и задание 1. (слайд 2)

Лена: Мне приснилось, что маленькие гадкие микробы ползают по мне изнутри и хотят съесть заживо.

Миша: Ну что ты, организм этого не допустит. Только надо ему немножко помочь.

•Актуализация.

Прежде чем ответить на проблемный вопрос, надо вспомнить, что они уже знают.

1. Вспомни, что тебе известно о микробах.

2. Какие ткани защищают нас от микробов?

3. По каким признакам можно понять, что человек болен? (слайд 3)

Ученики определяют тему урока. (Отчего мы иногда болеем).

III. Совместное «открытие» знаний.

Вступительное слово учителя.

В одной сказочной стране на берегу прекрасного моря стоял дворец. В нем

жил правитель, у которого было три сына. Отец любил своих сыновей,

они отвечали ему взаимностью. Дети росли добрыми, послушными и трудолюбивыми. Одно огорчало правителя — сыновья часто и подолгу болели.

Правитель пригласил во дворец самых мудрых людей страны и спросил: «Почему люди болеют? Что надо сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?» Мудрецы долго совещались, и самый старый из них сказал:

«Здоровье человека во многом зависит от образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудных ситуациях».

Выслушал правитель мудреца и приказал открыть школу здоровья для детей своей страны.

Работа в парах. Обсуждение вопросов.

•От чего же зависит здоровье человека?

• Что является причиной заболеваний?

(Выслушиваются различные мнения детей)

• Причины болезни изучает маленький ручеек. Послушайте! (Читает подготовленный ученик) (слайд 4)

Бежит маленький ручей

Средь цветов и средь камней.

И людей, и зверей

Поит он водой своей.

Часто жалуются люди

На болезни и недуги.

У зверей сложна судьба,

В то же время — жизнь длинна,

И дубы растут лет сто,

Коль не срубит их никто.

Вот прозрачный ручеек — Задает себе вопрос:

«Почему болеют люди?

Что их так несчастных губит?»

И решил вопрос он этот

Всем задать, кого ни встретит:

Розе, пальме, кабану, Тигру, дикому коту.

— Что же ответили ручью растения и животные?

Учитель. По мнению прекрасной розы, люди болеют потому, что не умеют радоваться красоте окружающего мира и успехам друг друга, а радость — это особая мудрость, и болезни ее боятся.

Высокая стройная пальма ответила, что люди мало заботятся друг о друге, часто бывают жестокими и неблагодарными. Они убивают животных, наносят вред растениям. А жестокость — это путь к гибели и болезням. Люди часто обманывают друг друга.

Тигр отметил, что люди не верят в свои силы, в себя и это не позволяет им чувствовать себя здоровыми.

Дикий кот считает, что человек часто бывает неаккуратен, не соблюдает основных гигиенических правил и такое поведение вредит его здоровью.

Кабан заметил, что люди неправильно питаются, переедают и это тоже вредит их здоровью.

• А как вы думаете, что является причиной заболеваний? (Подводят итог). (слайд5)

Мы часто говорим о заразных болезнях. В медицине такие болезни называют инфекционными. В переводе с латинского слово инфекция означает заражать, портить. Заразиться можно от больного человека или животного (собаки, кошки). В распространении целого ряда заразных болезней принимают участие кровососущие насекомые: вши, блохи, комары, москиты, слепни, клещи и др

Инфекция распространяется микроорганизмами (микробами), которые «живут» в воздухе, воде, пище, земле, на поверхности игрушек и книг.

Источником заражения может быть кровь больного человека. Это может произойти при переливании крови или использовании медицинских инструментов, например одного и того же шприца несколькими людьми или при лечении зубов.

Замечено, если человек перенес какую-нибудь инфекционную болезнь, он уже ею больше не заболеет. У организма появляется невосприимчивость к такой болезни — иммунитет. • Как искусственным способом можно приобрести иммунитет? (слайд 6) — Делали ли вам прививки?

— От каких болезней?

В результате прививки человек заражается вирусом в безопасной для себя форме, и организм приобретает способность сопротивляться болезни, т.е. иммунитет.

IV. Физкультминутка

V. Закрепление материала

Игра-соревнование «Кто больше знает?» (слайд 7)

Назовите известные вам инфекционные заболевания и возможные способы заражения ими. (Ангина, бешенство, ветрянка, грипп, дизентерия, дифтерия, желтуха, коклюш, корь, конъюнктивит, краснуха, менингит, свинка, скарлатина, столбняк, энцефалит.)

— Кто из вас болел какой-нибудь из перечисленных болезней?

• Где можно встретить возбудителей заболеваний?

• Какие системы органов участвуют в защите нашего организма от различных возбудителей?

• Если возбудители попали в организм, то какие клетки вступают с ними в борьбу? По каким признакам можно понять, что человек заболел? (Высокая температура, озноб, головная боль, насморк, тошнота и др.) (слайд 8)

Проанализируйте ситуацию.

(Можно также использовать стихотворение С. Михалкова «Грипп».)

Катя сегодня из школы пришла,

С книжками вместе болезнь «принесла.

Кашляет, чихает, слезы вытирает.

У нее несчастный вид — очень голова болит,

Нос припух, температура — видно, ей нужна микстура.

И глотать ей тоже больно — очень Катя недовольна.

Надо ей учить уроки — она мается в дремоте,

Надо маме помогать, а она не может встать,

Пора подруге позвонить — трудно громко говорить.

В общем, встали все дела — так хвороба подвела.

Невзирая на протест, ей поставили компресс,

Хоть не хочется лечиться — с процедурами Катя мирится,

Надо ту болезнь прогнать, чтоб здоровой снова стать:

В школу бегать, песни петь — надо многое успеть.

•Чем отличается заболевший человек от здорового?

•Как вы думаете, приятно человеку болеть?

•Работа по учебнику.

•Как помочь больному?

• Отчего же мы все-таки иногда заболеваем? Работа с рисунком на с. 61. (Гипотезы.)

• Задание 2 и З на с. 51.

• Почему при заболевании повышается температура?

(Высокая температура губительна для микроорганизмов, ускоряет приток крови с белыми кровяными клетками.)

• Что при этом произойдет с возбудителями?

Как помочь больному при ознобе:

-укутать;

-дать теплое питье (чай с малиной, вишней);

-положить грелку.

При высокой температуре:

-чаще проветривать комнату;

-давать часто питье;

-положить на голову холодный компресс;

-сделать обтирание (1 ст. ложка водки, 1 ст. ложка воды, 1 ст. ложка уксуса)

• Как еще можно помочь организму? Какая система органов будет в этом участвовать? (Рис. нас. 61.) (слайд 9) Вспомните сказку о докторе Айболите. Он один лечил зверей от всех болезней.

— Кто лечит вас, когда вы болеете?

—Как называется врач, который лечит на дому взрослых? (Терапевт.)

—Детей? (Педиатр.)

— Зубы? (Стоматолог.)

— Глаза? (Окулист.)

— Уши, горло, нос? (Отоларинголог.)

— Делает операции? (Хирург.)

Есть еще много других врачей, но мы познакомимся пока с работой только этих врачей.

— Какие лечебные учреждения вы знаете?

— Чем они отличаются и что у них общего?

• Задание 5 нас. 62.

Самостоятельное применение знаний.

• Вопросы на с. 53.

Как вы думаете, хорошее у вас здоровье? Посмотрите, друг на друга,

скажите, как выглядит здоровый человек.

Игра-соревнование «Кто больше знает?»

Дети называют признаки, характеризующие здорового человека. (Веселый, бодрый, энергичный, у него чистая кожа, блестящие волосы, хороший сон и др.)

VI. Первичный контроль

Тест «Твое здоровье» (слайд 10)

(Ставьте «+» или «-»)

1. У меня часто болит голова.

2. У меня часто бывает насморк.

З. У меня больные зубы.

4. Иногда у меня болит ухо.

5. У меня нередко болит горло.

6. Каждый год я болею гриппом.

7. Иногда меня тошнит.

8. Некоторые продукты и лекарства вызывают у меня аллергию.

9. Ко мне легко прилипают всякие болезни.

Чего получилось больше: «+» или «—»?

Как вы думаете, что необходимо делать, чтобы улучшить или сохранить свое здоровье?

— Улыбаться, говорить друг другу добрые слова.

— Есть полезную пищу.

— Чистить зубы. Мыть руки.

— Выполнять физические упражнения и т.д.

Вот как заботится о себе герой стихотворения:

Почему я не болею, почему я здоровее

Всех ребят из нашего двора?

Потому что утром рано

Заниматься мне гимнастикой не лень,

Потому что водой из-под крана

Обливаюсь я каждый день.

Игра «Полезно — вредно». Назовите, что для здоровья полезно, а что вредно.

VII. Рефлексия

• Как часто мы можем болеть гриппом, ангиной, ветрянкой, корью? Почему? (Проверка с помощью чтения учебника).

•Что нового узнали на уроке?

— Что запомнилось сегодня на уроке?

–Как прошёл урок проголосуйте жетонами.

VIII. Домашнее задание. (слайд 11)

Используемая литература:

1.Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина «Школа докторов природы». Москва. «Вако». 2005.

2.Н. Коростелёв «50 уроков здоровья». Москва. «Детская литература». 1991