Отчет по теме самообразования Интеграция и межпредметная связь на уроках изобразительно

Отчет по теме самообразования «Уроки интеграции и межпредметная связь на уроках изобразительного искусства»

Важнейшей задачей преподавания изобразительного искусства в современной школе является развитие личности учащегося путем формирования его сложного внутреннего мира. Происходит получение научных знаний об объективном мире

вокруг (цель абсолютного большинства школьных дисциплин) и развитие эстетических вкусов, творческого восприятия этого объективного мира.

Интеллектуальное и духовное развитие – это сложный, многогранный процесс, и в нем немалую роль играют уроки эстетического цикла, ИЗО в том числе. Уроки ИЗО не только развивают уровень познания, но и формируют психический

мир личности, они также помогают включить субъективные эстетические ценности в формирующиеся общественно-значимые ценности, а это – основная задача личностно-ориентированного обучения.

При интеграции уроков ИЗО происходит использование потенциала нескольких учебных дисциплин, открываются дополнительные возможности для решения учебных и воспитательных задач, уплотнение количества информации в уроке и мыслительной деятельности учеников по усвоению этой информации. Происходит показ огромных информационных ресурсов, которыми может пользоваться ученик, если установит интегрированные связи между учебными предметами.

Эмоциональный настрой учителя, неординарность ситуации на интегрированном уроке передается учащимся. Увеличивается разнообразие методов и приемов, используемых учителями на одном уроке. На этих уроках дети не только получают психологическую разгрузку, они учатся творчески подходить к учебному процессу, использовать наряду с интеллектуальными — свои художественные возможности.

Обращу внимание также на то, что во время интегрированных уроков каждый ребенок задействован активной, творческой работой. Он может реализовать себя во время урока несколько раз, как в интеллектуальной, так и в художественной деятельности. Ребенок востребован в силу его возможностей и способностей. А

так как итогом интегрированных уроков является, чаще всего, две работы: рисунок и сочинение, рисунок и стихотворение, рисунок и словесный ответ, то и оценен ребенок тоже дважды, что для него имеет большое значение.

Изобразительное искусство в системе межпредметных связей позволяет соблюдать и выполнять одно из важнейших условий сохранения интереса к учебной деятельности – ее разнообразие. Разнообразие изучаемого материала, способов и различных форм работы на уроках. Один из самых верных и сильных путей возбуждения интереса – эмоциональное воздействие. Красота, образность, эмоциональная напряженность изучаемого материала на интегрированных уроках изобразительного искусства заставляет детей с интересом следить за происходящим в течение урока.

Переключение учащихся с занятий научными дисциплинами на занятия художественной деятельностью способствует сокращению перегрузки детей, оказывая на младших школьников значительное психотерапевтическое действие, снимая нервно-психическое напряжение, вызванное другим видом деятельности.

Творческая работа у детей не сопровождается чувством утомления, а доставляет радость и удовольствие, ведь эстетическая сторона предметов и выполняемой работы вызывает у школьников большой интерес. Рассмотрим особенности интеграции уроков ИЗО. Большие возможности для использования интеграции дает изучение литературы и русского языка. Общие художественные средства словесного и изобразительного искусства – основа

межпредметных связей этих дисциплин. Известный отечественный литературовед К. Писарев пишет: “словесное искусство и изобразительное искусство обладает каждое своей спецификой, но стоящие перед ними задачи реалистического отражения действительности решаются во многом общими художественными

средствами”. Изобразительное искусство способствует восприятию

литературного произведения, развитию внимания, воображения. Литературное чтение в младшей школе представляет собой начальную ступень единого, непрерывного курса литературы в современной общеобразовательной школе.

Действительно, литературное чтение призвано не только научить детей читать, но и воспринимать содержание произведений художественной литературы какособый вид искусства. Так, например, при изучение рассказа К.Д. Ушинского “Четыре желания” в первом классе, дети читают отрывки из произведения, находят в тексте описание природы и отмечают, как этот эпизод отражен в картинах художников (картинный ряд репродукций на доске). Рассматривая иллюстрации, репродукции картин с изображением четырех времен года, дети выделяют основные цвета, при помощи которых художники создавали пейзажи. Затем, совместно с учителем учащиеся выполняют художественную работу – при помощи цветовых пятен рисуют четыре времени года.

Одной из форм систематической работы по эстетическому воспитанию являются занятия сюжетно-тематическим рисованием, основная цель которых – развитие умственной активности и творческого воображения детей. Эти занятия можно продуктивно совмещать с изучением тем литературных произведений о природе.

На уроках, перед чтением лирических стихотворений, описаний природы, важно создать соответствующую эмоциональную и психологическую подготовку к чтению. Это и впечатления детей от экскурсий, прогулок по осеннему, весеннему

и зимнему лесу, парку, наблюдением за поведением птиц и животных, беседы о картинах художников пейзажистов. Без помощи учителя дети затрудняются определить художественные средства, которые поэт, писатель использует при описании природы, у них нет достаточного опыта для передачи впечатлений, полученных от услышанного или прочитанного стихотворения. Чтобы средства выразительности поэтического образа стали

детям понятнее, целесообразно обеспечить взаимодействие зрительного и слухового восприятия, т.е., рассматривать картинный ряд, в котором выделяются основные моменты текста. Знакомя детей с прекрасными образцами литературы и искусства, нужно добиться эмоционального подъема у ребенка, возникновения у

него желания создать свой образ, передать свое отношение к увиденному и услышанному. Учащиеся, под руководством учителя, создают свой пейзаж по заданной теме или по желанию.

Динамичные образы природы изображать легче, поэтому следует подбирать произведения, в которых природа показана в действии, в развитии. Природа раскрывается в поэзии в цветовой, композиционной, колористической характеристике образов. Например, в стихотворении А. Толстого “Осень”

описываются листья “пожелтелые”, кисти рябин “ярко-красные”. То есть, непосредственно диктуется, какие краски нужно использовать при работе. Педагог должен помочь овладеть способами изображения описанных в стихотворении картин природы. Эпитеты определяют различные тона, оттенки цвета. Нужно добиться понимания того, что “темный лес” нужно изображать насыщенной

краской, а “прозрачные леса” требуют использования более светлых тонов. Передать колорит пейзажа помогают художественные средства – красочные эпитеты, глаголы, прилагательные: “пришла”, “рассыпалась” и т.д. Например, при

знакомстве с зимней лирикой, дети на интегрированном уроке читают стихи С.Есенина “Поет зима, аукает…”, “Пороша”, И.Бунина “Метель”, других поэтов. Вновь встречаются с репродукциями картин Б. Кустодиев “Масленица”, “Зимнее

солнце”, И.Грабаря “Февральская лазурь”, И. Шишкина “Сосна”. После обмена впечатлениями, выбрав понравившиеся строки, дети рисуют свой зимний пейзаж.

“Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно бело

Подвязалася сосна”.

Очень важно при изображении пейзажей избегать штампов в прорисовке неба,

земли. Чтобы этого не происходило, можно использовать различные способы наложения краски на цветной фон, на другую краску, способ вливания цвета в цвет и многое другое. И, конечно, использование различных средств – акварель, гуашь, тушь. Для того, чтобы улучшить эмоциональность детского восприятия, можно использовать музыкальные произведения замечательных композиторов П.И. Чайковского, А. Вивальди и др.

Все это способствует творческому решению поставленных задач, которые дети получают в процессе того или иного урока.

На занятиях чтением, литературой учителя часто имеют дело с разновидностью графики — книжной иллюстрацией, которая содействует более активному восприятию текста, приобщает маленького читателя к художественному видению прочитанного. Иллюстрация в тексте важна для комплексного восприятия детьми литературного произведения. Воображение ребенка не всегда способно воссоздать картину, описанную в тексте (не хватает жизненного опыта, образов

окружающего мира).

На интегрированном уроке дети-“художники” имеют возможность создания своего образа не только в воображении Например, читая сказку П.Ершова “Конек-горбунок”, знакомясь с замечательными иллюстрациями художника Д. Донского, учащиеся присматриваются внимательнее к литературным персонажам, замечают подробности, детали, ищут в тексте описания тех моментов, которые запечатлены в иллюстрациях. Для создания своего рисунка к сказке дети перечитывают понравившиеся отрывки, затем иллюстрируют их. Таким образом, рассматривание и создание иллюстраций к литературным произведениях на уроках чтения развивает наблюдательность и восприятие детей. Эффективно использовать интеграцию изобразительного искусства и русского языка при проведении уроков развития речи и написания сочинений. Этим урокам предшествует большая подготовительная работа. Учащиеся заранее подбирают стихи, загадки, песни, иллюстрации по заданной теме, составляют описательные словосочетания и предложения. К определенным урокам могут быть совершены экскурсии в природу. Так, сочинение “Первый снег” в моем классе было написано после первого снегопада. Прежде чем дети приступили к работе над сочинением, они познакомились с творчеством художников-пейзажистов, писателей, поэтов, которые восхищались этим явлением природы. В начале урока прослушивается отрывок из стихотворения И. Никитина “Встреча зимы”:

Поутру вчера дождь

В стекла окон стучал.

Над землею туман

Облаками вставал.

Дети приходят к выводу, что работу над рисунком нужно начинать с осеннего пейзажа.

В полдень дождь перестал,

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок…

Дослушав стихотворение, дети продолжают работу; учитель на образце показывает как нужно накладывать белую гуашь. Закончив работу, учащиеся по желанию читают стихотворения, выделяют красивые слова, эпитеты, словосочетания. Учитель записывает слова на доске, вместе с детьми повторяет порядок работы над сочинением, его составные части. Пока дети работают в черновиках, учитель организует выставку рисунков, затем читает готовые сочинения (по желанию): “Первый снег. Мы всем классом стояли у окна и смотрели, как пошел первый снег. С утра день был хмурый и ненастный. Дул сильный ветер, моросил дождь. К полудню закружились в воздухе крупные мохнатые снежинки. Падая на землю они быстро таяли. Скоро, значит, наступит зима. Покроет снег всю землю пушистым ковром. Природа заснет крепким сном до весны.

Хочется обратить особое внимание на то, что на уроках развития речи создание яркого образа предшествует его описанию, т.е., зрительный образ опережает словесный. При этом важно, чтобы зрительные ассоциации носили эмоциональный характер. Для этого используются продуктивные виды деятельности, дети читают стихи, рисуют, слушают музыку и делятся своими впечатлениями. Например, урок – описание “Рябина” начинается с экскурсии в школьный сквер. Дети рассматривают осенние рябины, обращают внимание на красоту природы в это время года, разнообразие цвета листвы и ягод, вспоминают стихи и загадки о рябине. Вернувшись в класс, дети составили букет из опавших листьев и веток, которые принесли с экскурсии. Во время художественной работы еще раз проговариваются красочные, яркие эпитеты, которые помогают подобрать цвет для листвы, ягод, фона. Кто – то из детей рисует ветку рябины, кто – то букет с

натуры, кто-то – увиденный у школы пейзаж.

По окончанию работы учитель делает небольшой опрос, выписывает словарные слова на доску. Дети составляют план написания сочинения, работают в черновиках. “Красная рябина. Осень разукрасила все деревья в яркие цвета. Березу одела в

желтый наряд. А вот рябину нарядила в яркое красное, багряное платье. Стоит рябина – похожа на матрешку, в ярких одеждах. Грозди ягод, будто бусы в несколько рядов. Они горят яркими огоньками. Ягоды кажутся на вкус спелыми и сладкими, а на самом деле они горькие. Но после первого мороза они вкусные.

Рябина – это очень красивое дерево. Мне очень понравилась красавица – рябина”

Из детских работ оформляется выставка работ.

На уроках русского языка целесообразно использование интеграции изобразительного искусства при подготовке к словарной работе, особенно в первом и во втором классах. Например, обсуждается написание слова – помидор. Учитель предлагает заменить букву “о” на …помидор. Здесь можно

использовать иллюстрации или натуральные предметы. Дети выполняют рисунки на отдельном большом листе цветными карандашами. Затем записывают словарное слово в тетрадь. Занятия проходят в игровой, непринужденной форме, что облегчает запоминание.

Интеграция уроков математики и изобразительного искусства помогает осваивать учащимся некоторые математические понятия. Целесообразнее проводить интеграцию на первом – втором году обучения, когда дети на ассоциативной основе знакомятся с понятиями треугольника, прямой, луча, отрезка, линий замкнутых и открытых. Конечно, в этом случае возникают трудности с отбором материала. Нужно очень тщательно продумывать и составлять планы интегрированных уроков, следя за тем, чтобы межпредметная связь была необходимой, явной.

Интеграция возможна при изучении тем “площадь прямоугольника”, “периметр”, “доли”, “дроби”. В своей работе нужно опираться на знание физиологических особенностей младших школьников. Психологи считают, что “дети до девяти –

десяти лет являются правополушарными существами”. Для маленьких детей характерна непроизвольная память, невысокая осознанность поведения, эмоциональность: их познавательная деятельность имеет непосредственный, целостный и образный характер. “Правополушарные дети решают арифметические задачи не с помощью выявления принципиального ключа, и

каждый раз очень конкретно и индивидуально, с опорой на бытовые ассоциации. Поэтому использование эмоциональной и ассоциативной памяти считается эффективной . На ассоциативной основе дети познакомятся с понятиями: треугольник, вершина треугольника, отрезок, луч, прямая. При знакомстве с линией, точкой, геометрическими фигурами применяется также метод дорисовывания, который дает возможность соблюдать основное условие воображения: видеть целое раньше частей. Это положение тесно связано с основным принципом обучения детей “художников”: от общего к частному. Этот метод помогает детям адаптироваться в учебном процессе, что очень важно на начальном этапе обучения. Рисование – вид деятельности, уже знакомый для ребенка, впервые пришедшего в школу, занимающегося математикой, письмом, чтением и поэтому не вызывающий особых затруднений. Практически, на каждом уроке рисования мы сталкиваемся с межпредметными связями математического, геометрического плана. Это и правильное построение предметов, и поиск упрощенных геометрических форм: овалов, прямоугольников, трапеций.

Программа начальной школы дает возможность осуществлять связь уроков природоведения и изобразительного искусства, обогащая содержание и методы преподавания каждого из них, увеличивая эффективность воспитания экологической культуры младших школьников. Интеграция помогает учителям сделать уроки природоведения более яркими, эмоциональными, образными. Использование учителем рисования произведений таких жанров, как анималистический, пейзажный, натюрморт, помогут детям глубоко почувствовать красоту природы при изучении растений и. животных, непосредственно их взаимосвязей, среды их обитания и т.д. На уроках природоведения и учитель изобразительного искусства с успехом может использовать репродукции картин И. Левитана, И. Репина, И. Грабаря, М. Коровина, И. Шишкина, В. Лебедева и многих других. Например, при изучении в 1 классе темы “Строение растений”, чтобы обратить внимание на красоту природы, на обилие зеленых растений, детям предлагалось рассмотреть репродукции картин А. Куинджи “Березовая роща” и И. Шишкина “Корабельная роща”. А замечательные рисунки художников – анималистов В. Ватагина, Е. Чарушина знакомят детей с богатым миром животных, птиц, что позволяет обогатиться впечатлениями перед созданием своего образа по заданной теме.

Так, при изучении в 4 классе “Водоем” учитель наряду с рисунками обитателей водоема, фотографиями лотоса, кувшинки знакомит детей с репродукцией картины И. Левитана “Заросший пруд”, подчеркивая тем самым и красоту окружающего мира, и значимость для людей столь малой его части – отдельного уголка природы, одной кувшинки. А дети на цветном картоне создают свои кувшинки, заполняя ими “водоем”. Эффективно применение интеграции уроков при изучении экологических проблем. Учащиеся с большим интересом готовятся к урокам, находя материал для докладов, сообщений по заданной теме, подбирают рисунки и иллюстрации.

Для детей с эмоционально–чувственным восприятием мира очень важно создание своего собственного образа. Поэтому они с желанием рисуют плакаты по той или иной экологической проблеме, оформляют альбом рисунков цветущих растений местности или животных и птиц, занесенных в Красную книгу. Например, при изучении темы “Строение растений” дети познакомились с частями растений, узнали назначение каждой части, а при создании своего цветка уделили внимание экологии окружающей среды, нарисовав цветок среди зеленой травы, под чистым голубым небом.

В неменьшей степени помогут учителям в воспитании у детей любви к природе живые наблюдения, экскурсии, посещения музеев. Для создания эмоционального настроения на уроках природоведения используются также музыкальные произведения, которые помогают детям окунуться в мир природы, почувствовать ее присутствие рядом. Так, говоря о домашних животных, ученики могут прослушивать музыкальные пьесы “Деревенский двор”, “Овечка” из сборника “Классика – детям”. Показать прелесть весеннего леса ,голоса птиц, можно услышать в следующих произведениях: “Волшебство природы”, “Поющий лес”, “Голоса весеннего леса”.

Привлечение музыки на уроке помогает ввести детей в тему, создать настрой на работу. Например, урок по теме “Водоем” можно начать с прослушивания музыкального отрывка “На пруду”, после чего задать вопрос: “Что вы услышали?”. Возможны ответы детей: птичьи голоса, кваканье лягушек, стрекотание кузнечиков, как водомерки танцуют на воде (!) Восхищение и удивление вызывает у детей просмотр видеокассет “Чудеса

природы” (Ридерз Дайджест). Это и потрясающий мир животных Серенгети (Кения), река Амазонка в Бразилии, неприступные вершины Гималаев, Непал, Большой Каньон в Аризоне и многое другое. Дети осознают, что мир велик и един, очень красив и неповторим, могущественен и хрупок. Его нужно хранить, беречь и

восстанавливать.

Окружающий мир – один из предметов, создающих необходимую основу, начальную базу для изучения отдельных дисциплин естественно-математического цикла: физической географии, биологии, физики. Использование художественных

произведений, создание детьми на уроках природоведения ярких

иллюстративных образов является необходимым элементом для интеграции изобразительного искусства в дальнейшем с предметами естественно-математического цикла. Большое значение для эффективной работы имеет привлечение технических

средств при проведении интегрированных уроков. Это и просмотр презентаций, слайдов с образцами народного и мирового искусства, архитектуры, скульптуры. Просмотр видеоматериала “Великие чудеса света” (Ридерз Дайджест) вызывает у детей интерес и желание познавать дальше.

Интегрируя уроки изобразительного искусства с предметами развивающего цикла, помогает детям адаптироваться в обстановке учебной деятельности, открыв в себе возможности и способности к творчеству. Интеграция ИЗО способствует тому, что уроки становятся более интересными, насыщенными информацией, развивают и обогащают воображение младших школьников, вносят элементы эстетического воспитания в учебный процесс.