Отыщи предка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ №43»

Использование исследовательской деятельности как условие повышения познавательной активности на уроках окружающего мира.

Выполнила: учитель начальных классов

Мельникова Татьяна Анатольевна

Омск

2009

Актуальность

«Образован не тот, кто много знает,

а тот, кто хочет много знать,

и кто умеет добывать знания» В. Вахтеров

Любому обществу нужны одарённые люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Поэтому приоритетным направлением системы обучения и воспитания, по моему мнению, является формирование у учащихся способности самостоятельно добывать знания, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Главная задача данного направления – дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных способностей и склонностей.

Я работаю по программе развивающей системы Л. Занкова уже второй год. И очевидно, что принципы обучения младших школьников отличаются от традиционных программ тем, что знания даются не в готовом виде, а их нужно самостоятельно находить и открывать. Совместный творческий поиск позволяет делать открытия, создавать новое, делать выводы и идти дальше, что, несомненно, повышает познавательную активность обучающихся в начальной школе.

Познавательная деятельность начинается с ориентировочно-исследовательской, основное значение которой заключается в обследовании изучаемого предмета, в получении разнообразной информации, необходимой для существования человека в среде обитания и решения различных практических задач, которые он ставит перед собой.

Способность ребенка задавать вопрос, анализировать, наблюдать, делать выводы, устанавливать связи, делать умозаключения – те необходимые умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения и жизни. И без исследовательской деятельности их не сформировать. Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимается процесс решения ими научных и личностных проблем. Основная цель такого обучения – создать условия для развития умения школьников учиться самостоятельно открывать знания .

Уроки окружающего мира 1,2 класса предполагают серию опытов, серию наблюдений за объектами окружающего мира, работу с дополнительными источниками информации и т.д. Сам учебник, по мнению авторов имеет ряд особенностей. (цитата с «Круглова стола», который состоялся в «Учительской газете»22.01.2008 ) «В учебники принципиально новая подача материала, основанная на новых деятельностных технологиях. Учебник не просто книга для чтения, а инструмент организации учебного процесса». Именно учебник «Окружающего мира» помогает направить ребенка на путь исследования, а задача учителя возбудить у ребенка интерес от общих тем к фактам, деталям, объектам, явлениям.

Система работы по организации исследовательской деятельности на уроках окружающего мира

Начинать организацию исследовательской деятельности целесообразно с первого класса.

В первом классе в своей работе я использовала специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

На первым этапа проводились тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребёнка с техникой проведения исследования.

С первых дней занятий в школе мы рассматриваем методы исследования, т. е. откуда можно получить информацию. На уроках мы практиковали задавать друг другу вопросы по темам. Для этого использую следующие упражнения:

показываю картинки с изображением людей, животных и предлагаю задать им вопросы.

На стол кладу предмет и задаю вопрос : «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?»

Игра «Найди загаданное слово». Дети задают разные вопросы об одном и том же предмете, начинающие со слов «что», «как», «почему», «зачем»).

Игра «Угадай, о чём спросили». На карточке написан вопрос: «Когда происходит листопад?» Ребёнок отвечает: «Листопад происходит осенью». Всем остальным детям надо догадаться, каким был вопрос.

Далее перед детьми ставилась проблема, решение которой им необходимо было найти в книгах. Например, «Для чего слону хобот?». Ответы на вопросы, дети могли представить устно, с помощью своего рисунка или показать иллюстрацию.

Весной было организовано наблюдение за веткой березы, которую поставили в воду. Дети с помощью учителя фиксировали результаты. Впоследствии, уже втором полугодии первого класса, я провожу урок, на котором мы учимся, как надо собрать всю доступную информацию и обработать её так, как это делают учёные.

Моя задача подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа. Я предлагаю детям подготовить сообщение о буром медведе. Определив последовательность работы, начинаем собирать материал. Некоторые дети работаю с энциклопедиями, другие узнают информацию у взрослых, третья группа использует компьютер. Сведений собрали много. Приходим к выводу, что нужно создать схему – рисунок. Так с помощью учителя ребенок учиться делать краткие записи, изобретать значки, условные обозначения. Что в свою очередь развивает мышление и творческие способности ребенка.

Во второго класса необходимо работать над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др.

Предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть проблемы, которые применяю на уроках.

Задание: посмотрите на мир чужими глазами. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Для этого выполняем следующие упражнения:

1)продолжи неоконченный рассказ;

2)составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на какое-то время стали рыбкой в аквариуме, цветком на лугу и др.)»

3) используя данную концовку (…дождь закончился, но люди продолжали стоять под навесом; …и Алеша тепло улыбнулся маме…) продолжите рассказ;

4) определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, газеты, линейки);

5) назови, как можно больше признаков предмета (дерева, дома, шапки, книги и т. д.).

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, т. е. строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. В умении выработать гипотезы используем следующее упражнение:

— давайте вместе подумаем, почему птицы улетают на юг; почему улицы так называются, почему мы используем кулер и т. д.;

Делая предположения, предлагаю использовать слова: предположим, допустим, возможно, может быть и т. д.

Также необходимо научить давать определения понятиям. Для того, чтобы учиться определить понятие, я применяю относительно простые приёмы:

сравнение своих описаний с описанием этих же предметов учёными-классиками или одноклассниками различение .

Важным средством развития умений давать определения являются обычные загадки. Отгадка загадки – это её определяемая часть, а формулировка – это вторая половина определения, его определяющая часть. На уроках пробуем составить свои загадки.

Составление и разгадывание кроссвордов.

Также с детьми мы учимся классифицировать.

Классификацией называют операцию определения понятий по определённому основанию на непересекающиеся классы. Например, я предлагаю детям популярное задание «четвёртый лишний». Предметы классифицируем по основному признаку, по цвету, по форме и т. д. Чем больше деления, больше продуктивность мышления. Для формирования последних умений использую задачи на классификацию с явными ошибками. Такие задачи позволяют развивать и критическое мышление, что очень важно в исследовательской деятельности.

Ещё мы учимся наблюдать. Наблюдая над определенным явлением (например, температурой воздуха), ребята систематические отмечают результаты, сравнивают полученную информацию, составляют сообщение, где мы формулируем выводы по проделанной работе.

С ребятами учимся проводить эксперимент – важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Для проведения мини- исследования на уроке необходимо составить четкую инструкцию для детей по выполнению заданий, обеспечить нужным оборудованием, таблицей, где будут фиксироваться результаты. Исследование лучше всего проводить в группе, где ребята распределяют роли, и каждый отвечает за свое маленькое задание. Таким образом, работа будет организованной и результативной. И, безусловно, помощь учителя очень важна. Представление результатов организовывается по-разному. Возможно, устное сообщение о проделанной работе и результатах. Но наиболее интересный способ – творческое представление результатов в виде рисунка, знака, схемы и др. Например, изучая свойства воздуха, ребята представили в виде рисунков-знаков. Каждый рисунок отражает свое свойство (Примечание 1)

На всех этапах работы мы, учителя, должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат — развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков.

Результативность и перспективность использование идеи

В этом году ребята моего класса выступили на городском этапе научного общества учащихся «Почемучка». Их работы отметили дипломами участников. Но самым ценным было отношение самих детей к своей работе, их самостоятельный поиск и творческое решение проблемы. В дальнейшем мы планируем продолжить исследовательскую работу, и готовится к школьному этапу НОУ.

В ходе исследовательской деятельности у детей формируются следующие навыки:

1. Мыследеятельные выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

2. Презентационные — построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе;

3. Коммуникативные — свободное владение информацией, умение четко отвечать на поставленный вопрос и выражать свои идеи и мысли, взаимодействовать внутри группы, находить оптимальный вариан;

4. Поисковые — находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернете, формулирование ключевых слов;

5. Информационные — структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.

Таким образом, можно утверждать, что применение метода исследование на уроках продуктивно. Открытие — как единица обучения, повышает познавательную активность, обеспечивает творческое развитие ребенка в процессе приобретения новых знаний.

В дальнейшем я планирую продолжить работу по использованию исследовательской деятельности на уроках. Планирую организовать исследования на других предметах. Выбор темы будет зависеть от выбора самих детей. Но уже сейчас можно утверждать, что использование исследовательской деятельности на уроках окружающего мира повышает познавательный интерес учащихся к предмету, к темам и к творчеству. Важным моментом, я считаю, это самостоятельная работа по добыванию знаний и развитие творческих способностей ребенка.

Список литературы

Братанова Т.А. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками. //Начальная школа, №5, 2008. с. 41-43

.Пержинская Е.В. Как организовать исследовательскую работу в 1 классе. // Начальная школа, №5, 2008. с. 38-41.

Полат Е.С, Бухаркина М.Ю.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров. – М.: Издательский центр «Академия»,2000.

Степанова М.В.. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. Учебно-методическое пособие для учителей.- Санкт-Петербург. Издательство «Каро», 2005.

Тимофеева В.П. Исследовательская работа в начальной школе. // Начальная школа, №2, 2008. с. 9-11.

PAGE

PAGE 5