фрагмент урока выделения признаков

Фрагмент урока « Выделение признаков»

Сравнение зайца и волка.

( Дети сравнивают).

— Вы говорили: добрый, храбрый, серый, черты характера и т.д.- О чем говорим? Что это такое? ( признак)

-А вы можете выделять признак из задания «сравнить»?

( задание для выделение признака: Сравнить лису и Колобок)

Выделение признаков

-Что можно взять в признаки? ( то, что есть у всех сравниваемых предметов)

-Давайте будем учиться выделять признак из задания.

Упражнения для определения признаков.

По количеству:

-Что сравниваем: строчку или шарик?

-Сравниваем строчку по количеству.

-Что будете делать для того, чтобы найти признак для сравнения?

1. Слушать задание. Посмотрю, что означает каждое слово?

2. Выясним, о каком предмете идет речь?

3.Назовем признаки каждого предмета.

4. Сравним предметы.

Сравнение по форме:

По длине:

По объему:

По весу:

Как выделяем признак?

Я рассмотрю предмет.

Я назову предмет.

Я назову признаки для сравнения.

PAGE \* MERGEFORMAT3

фрагмент урока к Модулю 4

Фрагмент урока на этапе закрепление учебного материала с использованием цифрового инструмента «портала learningapps.org»

Тема: Написание слов с непроверяемыми безударными гласными»

Содержание, деятельность учителя

Формирование УУД учащихся

Использование различных источников и средств обучения

Закрепление учебного материала

закрепить лексическое значение слов с непроверяемыми гласными «А», «О» с использованием цифрового инструмента «портала learningapps.org»

-Учитель предлагает детям ознакомиться с приложением портала learningapps.org на своих ноутбуках по подготовленной ссылке.

Групповая работа с данным приложением

-учитель предлагает детям ознакомиться с заданием

С помощью курсора слова разделяются на две группы.

Проверка выполнения задания

Регулятивные УУД:

Волевая саморегуляция (учащиеся выполняют задание до окончательного результата)

Контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности путем проверки выполнения задания.

Познавательные УУД

Выполнение логических операций (сравнение и классификация слов по общим признакам — непроверяемые гласные «А» и «О»)

Цифровой инструмент «портала learningapps.org»

HYPERLINK «http://learningapps.org/33367» http://learningapps.org/33367,

ноутбуки учащихся с выходом в интернет.

фрагмент к уроку Леса России

Конспект фрагмента открытого урока

по теме: «Формирование и развитие у учащихся

навыка самоуправления своей деятельностью

как средств повышения эффективности обучения

в начальной школе»

Фрагмент урока окружающий мир 4 класс

Программа « Окружающий мир» О.Т.Поглазова

Тема урока: « Россия – страна лесов»

Учитель: Бакулина Светлана Александровна

4 февраля 2010 год

Тема урока: « Россия – страна лесов»

Цели:

Образовательный аспект:

сформировать знания о климатических условиях, характерных растениях и животных;

рассмотреть отличия тайги, смешанных и широколиственных лесов;

Развивающий аспект:

развивать речь учащихся посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений;

способствовать творческому развитию учащихся;

развитие детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности; развитие навыков самоконтроля.

Воспитательный аспект:

показать красоту и многообразие природы своей страны

воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным.

Формирование общеучебных умений и навыков:

1..Формирование учебно-информационных умений

Умение работать с письменными текстами и осуществлять поиск информации в соответствии с целью;

Умение элементарно обосновывать высказанное суждение (при выполнении практической работы)

2.Формирование учебно-логических умений:

Умение делать умозаключения и выводы

3. Учебно-управленческие умения:

Понимать учебную задачу, планировать деятельность работать по алгоритму,

осуществлять контроль своих действий;

Содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль и самооценку.

Формы организации познавательной деятельности:

Групповая

Индивидуальная

Работа в парах

Методы обучения:

Частично- поисковый

Оборудование:

карта «Природные зоны России»;

картинки с изображениями животных разных природных зон;

карточки: «План исследования»;

карточки для индивидуальной работы;

План фрагмента урока

Организация класса на работу.

Учитель: Чтобы работа на уроке прошла организованно, и вы экономно распределяли время, вспомним, правила поведения на уроке:

— «Хочешь говорить — подними руку»;

— «Умей слушать отвечающего»;

— « Содержи в порядке рабочее место»;

— « Закончил работу в парах, покажи знак»;

Постановка темы и целей урока.

1)определение темы урока

Учитель: готовясь к сегодняшнему уроку, меня привлекли необычные звуки. Я предлагаю вам послушать эти звуки и представить то место, где можно было бы их услышать.

Учитель: что вы себе представили? Что почувствовали?

Ответы детей: эти звуки можно услышать в лесу. Представляется светлый лес, множество птиц, светит яркое солнце.

Учитель: можно ли эти звуки услышать в таком лесу? (изображение берёзового леса, светлых лесов)

Что вы можете рассказать про этот лес? Какой он?

Учитель: послушайте ещё один фрагмент звуков и представьте то место, где можно было бы их услышать.

Учитель: что вы себе представили? Что почувствовали?

Учитель: можно ли эти звуки услышать в таком лесу? (изображения тёмных таёжных лесов).

Учитель: кто догадался, о чём сегодня будет идти речь на уроке?

Дети: сегодня на уроке мы будем говорить о природной зоне лесов.

Учитель: обратимся ещё раз к фотографиям с изображением лесов.

-Почему такое разное впечатление о лесе?

— В каком лесу вам хотелось бы побывать? Почему?

-А вы никогда не задумывались над тем, почему в одних лесах чувствуешь себя уютнее, безопаснее.

-Я предлагаю вам разобраться в этом вопросе. Контрольный вопрос нашего урока: Почему одни леса тёмные, а другие светлые, и как это влияет на растительный и животный мир? (частично вопрос на доске).

2)проверка изученного материала

— чтобы разобраться в этом вопросе, нам нужно отправиться в «Зону лесов». Для этого выстроим маршрут, по которому будем двигаться. Каким будет этот маршрут, будет зависеть только от вас.

— вам будут предложены высказывания. Если вы согласны с этим высказыванием, то ставите черту. Если не согласны — ставите овал.

зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей

природные условия тундры суровы: холодная длинная зима, короткое прохладное лето.

северное сияние- явление природы характерное для степей.

в тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения.

дождь зимой- явление характерное для пустынь.

богатые перегноем почвы находятся в зоне пустынь.

лишайник ягель растёт быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища.

дикие северные олени обычно живут стадами.

в тундре добывают нефть и природный газ.

в зоне пустынь животные ведут ночной образ жизни.

-Проверим вашу дорожку. Сверьте маршрут, который построили вы, с тем маршрутом, который действительно приведёт нас в «Зону лесов».

— у кого получился такой же маршрут? Молодцы!

Какое высказывание вызвало затруднение?

Учитель: маршрут готов, пора отправляться в путь!

3) определение целей урока

Учитель: как настоящим исследователям, нам надо определить цели нашей экспедиции.

— как вы думаете, что необходимо знать путешественникам, которые отправляются в путь?

Дети:

— должны знать место нахождение природной зоны на карте.

-будем исследовать климатические условия данной природной зоны.

-будем исследовать растительный мир.

-будем исследовать животный мир.

Учитель:

-чтобы вам не ошибиться в исследовательской работе, разместим план работы на доске.

1.

2.

3.

4.

Сообщение новых знаний

Результаты исследований будем отражать в плане работы.

Учитель:

— с чего начинаем нашу работу?

Дети: определяем место нахождения природной зоны по карте.

(ответ у доски)

Зона лесов, находится южнее зоны тундры, и протянулась она с запада на восток по равнинам и плоскогорьям.

ФИЗМИНУТКА

Учитель: ответ на этот вопрос поможет вам разобраться с климатическими условиями этой зоны.

В помощь я предлагаю вам карту исследователя, а некоторые из вас на местах получат более подробную карту помощницу.

Карточка-помощница

а) какие особенности имеет зона лесов в положении Солнца?

солнце поднимается над горизонтом

выше ниже

б) какое влияние оказывает солнце на продолжительность зимы и лета?

зима

продолжительнее лета или -зимой становится

они одинаковы по холоднее или теплее;

продолжительности?

в) количество осадков характерное для зоны лесов.

Так как зима и лето одинаковы по продолжительности, зима не такая суровая, а лето более жаркое, чем в зоне тундры, то осадков зимой и летом выпадает:

одинаково; зимой больше; летом больше.

Беседа.

Учитель:

-что же такое лес? Лес- это сообщество растений из деревьев, кустарников, трав, мхов, лишайников и грибов. Почему леса растут южнее тундры? Что этому способствует?(более тёплый климат)

-как вы думаете, сразу ли тундра переходит в лес? (ответы детей)

-не сразу лес растёт стеной. Северные леса у тундры мелкорослые и редкие. Большие деревья растут дальше к югу.

Деревья в лесной полосе растут не как попало, а в определённом порядке.

На севере- хвойные деревья- ТАЙГА

К юго и юго- западу –ЛИСТВЕННЫЕ ЛЕСА.

— может ли быть резкое разграничение между хвойными и лиственными деревьями.

-между ними СМЕШАННЫЕ ЛЕСА.

-случайно ли это? Попробуем разобраться в этом вопросе.

-разделимся на три группы. Одна отправится в ТАЙГУ, другая в СМЕШАННЫЕ леса, третья- в ЛИСТВЕННЫЕ леса.

-так как в лесу мы гости, то должны соблюдать в лесу особый порядок.

Я прочитаю вам правила поведения в лесу, а вы если с ним согласны, то хлопайте в ладошки. Если не согласны, то топайте ногами.

а) Ветки не ломайте, деревья не калечьте.

Ни травинку, ни лист зря не рвите. Костры не разводите!

б) В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки

сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени –

ещё вырастет!

а) Наконец-то можно пошуметь, покричать, постучать и,

главное, никому ты не мешаешь!

б) Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится,

и вы не узнаете ни одной тайны.

3. а) Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую

жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы

их совсем не было!

б) Животные всякие важны – животные всякие нужны.

Каждый из них делает в природе своё полезное дело.

Учитель:

-вижу, вы хорошо знаете правила. Вас можно смело отпускать в лес. Для исследовательской работы вы будете использовать сообщения, которые лежат у вас на партах. Работать будете парами.

-ваша задача: выяснить, какие растения произрастают в том или ином лесу и от чего это зависит.

(дети самостоятельно читают сообщения и обсуждая в парах выбирают главное)

Подведём результаты вашей работы. (выслушивание детей)

Обобщение после каждого выступления.

На этом этапе ваши исследования закончились. Как бы вы оценили свою работу? (отметка в плане урока)

Переходим к завершающему этапу наше работы. Но в лес вы не пойдёте. А попробуете выполнить задания, опираясь на те знания, которые у вас имеются. Это прочитанные ранее книги, просмотры телепередач, беседы с товарищами и родителями.

Задание будет следующим: вам необходимо собраться в одном месте. Вам будут предложены картинки с изображениями животных. Вы должны отобрать и приклеить на лист только те изображения животных, которые по вашему мнению могут обитать в лесах.

(демонстрация получившихся работ) объяснение выбора.

В благодарность за вашу работу я хочу вас немного развеселить. Предлагаю просмотреть небольшой видеоклип.

Опорные таблички

Слайд №1.

Пение птиц

Слайд №2

Слайд №1 звуки тайги

Слайд №3

Слайд № 4

Тема урока

Слайд№5

Фотографии лесов

Слайд №5

Появляется контрольный вопрос

Слайд №6

Слайд №7

Слайд№8

Слайд №9

Слайд №10

Слайд №11

Слайд№ 12, 13, 14

Слайд № 15, 16, 17

формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка

by Комментарии к записи формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка отключены

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) работников образования Московской области

(ГОУ Педагогическая академия)

Кафедра адаптивного образования

Итоговый практико-значимый проект

«Универсальные учебные действия — формирование и развитие на уроке.»

по курсу вариативного модуля

«Образование и общество.Актуальные проблемы психолого-педагогической науки».

Слушатель: Голубева Галина Николаевна,

учитель начальных классов МОУ для

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей «Школа-интернат для детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей».

г. Воскресенска Московской области

Научный руководитель проекта:

Онишина Валентина Вольевна

2012г.

Оглавление:

I. Вступление. Обоснование выбранной темы. с 3

II. Основная часть. 1. Значение русского языка в начальной школе. с 5

2. Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка: с 5

1) личностных УУД;

2) регулятивных УУД;

3) познавательных УУД;

4) коммуникативных УУД.

3.  Результаты освоения программы по русскому языку выпускниками начальной школы. с 6

4. Коррекция «дисграфии» по методу Г.М.Зегебарт. с 7

1) Понятие и необходимость работы по «дислексии» и «дисграфии». с 7

2)Активизация мыслительной деятельности учащихся. с 7

3) Практические игры и упражнения: с 8

а) мозговая гимнастика, с 8

б) корригирующая гимнастика для глаз. с 9

5. Групповое занятие по теме «Безударные гласные» по практическому применению метода Г.М. Зегебарт по коррекции «дисграфии»: «Учение без мучения». с 9

1) Цели занятия. с 9

2).Развивающие игры.

3) Работа с карточкой: с 10

а) подготовительная работа. с 10

б) основная работа – тренировка правописания. с 11

в) подведение итогов, самооценка деятельности. с 12

III. Заключение. с 13

Список литературы. с 15

Приложение. С 16

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования. Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Актуальной и новой задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин, формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.

В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Ожидаемый результат. Педагоги:

освоен понятийный аппарат универсальных учебных действий;

созданы учебно-методические ресурсы, обеспечивающие учебные предметы начальной ,основной и средней школы;

создан банк данных по проблеме проекта.

Учащиеся:

формирование компетенций;

формирование компетентности как «компетенций в действии»;

формирование представлений о социальных ролях, правилах и нормахих выполнения;

формирование реалистической позитивной осознанной самооценки и самопринятия;

развитие ориентации для построения деятельности, общения, поведения;

формирование у учащегося адекватного представления о том, как его воспринимают и оценивают другие (родители, учителя, сверстники);

адекватная оценка своих возможностей.

Цель практико-значимой работы: изучить формирование и развитие универсальных учебных действий на примере урока русского языка в системе обучения на основе технологии «полного усвоения».

Объект исследования: универсальные учебные действия.

Предмет исследования: применение универсальных учебных действий на уроке русского языка в системе обучения на основе технологии «полного усвоения».

Задачи: изучить этапы урока и виды универсальных учебных действий; апробировать полученные знания на проведении урока русского языка.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ научной литературы; обобщение передового педагогического опыта; эксперимент.

      

 

  В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения учащегося по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе.

Целями и задачами являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; умение  ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

В Программе развития УУД выделены четыре блока :

Формирование личностных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

Система заданий, ориентирующая младшего школьника на оказание помощи героям учебника и соседу по парте.

Формирование регулятивных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, рисунков на уроке русского языка

Формирование коммуникативных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе.

Формирование познавательных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться:

— формулировать правило на основе выделения существенных признаков;

— выполнять задания с использованием материальных объектов, схем;

— проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения   или правильный ответ;

— строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

— строить логическую цепь рассуждений

 Результаты освоения программы по русскому языку выпускниками начальной школы

Личностные результаты: осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка; принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека; появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД (обеспечивают способность регулировать свою деятельность): понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Познавательные УУД:

искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения;

выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.

Коммуникативные УУД: осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

Коррекция « дисграфии» по методу Г.М.Зегебарт «Учение без мучения».

В нашем интернате неуклонно растет количество детей, психическое и физическое здоровье которых вызывает серьезные опасения. У большинства детей отмечается оскудение словарного запаса, ослабление памяти, недоразвитие словесно-логического и абстрактного мышления. В результате дети с трудом воспринимают и запоминают информацию на слух, не в состоянии находить взаимосвязи между отдельными предметами, явлениями природы, да и сам процесс познания представляет для них определенную трудность. Большинству наших учащихся постоянно требуется дополнительная помощь педагога.

Особенно это касается речевого развития и грамотности. Если раньше слова «дислексия», «дисграфия» были знакомы логопедам и психологам, то сейчас к такой работе подключаются и учителя.

С учетом этих проблем мы стали применять в своей работе методику Галины Михайловны Зегебарт «Учение без мучения». Она предназначена для групповых и индивидуальных занятий по русскому языку с детьми в рамках основных разделов школьной программы по русскому языку, утвержденной Министерством образования РФ. При этом обучение построено с учетом новейших достижений психологии.

Программа реализует комплексный подход к решению проблем с чтением и письмом. Предлагаемые игры и упражнения позволяют одновременно развивать внимание, слуховую, зрительную и моторную память, синхронно задействовать отделы мозга, непосредственно отвечающие за автоматизацию навыков чтения и письма. Занятия по программе развивают учебные навыки в целом, повышают мотивацию: дети учатся получать удовольствие от учебы.

Работа с материалами базируется на использовании различных видов деятельности (интеллектуальной, сенсорной, моторной), способствующих развитию разных участков мозга и стимулирующих межполушарное взаимодействие.

Главный итог работы с предлагаемыми играми и лингвистическими упражнениями — активизация умственной деятельности.

Дети учатся учиться!

В практике своей работы я использую следующие виды работ:

1.Игры и упражнения.

Мозговая гимнастика.

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важнейшей частью занятия по РПС. Исследования ученых доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач. Убыстряются психомоторные процессы. А чем больше и чаще человек будет уделять время своим глазам, тем дольше он не столкнется с такими заболеваниями, как близорукость и дальнозоркость.

«Качание головой» ( упражнение стимулирует мыслительные процессы):

Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 сек.

«Ленивые восьмерки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

«Шапка для размышлений» ( улучшает внимание, ясность, восприятие и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней мочки три раза.

Корригирующая гимнастика для глаз.

Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох.

«Вижу палец»: указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см смотреть на палец в течении 4-5 сек., затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6сек, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6раз.

«Палец двоится» (облегчает зрительную работу на близком расстоянии): вытянуть руку вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет двоится. Повторить 6-8 раз.

«Зоркие глазки»: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

«Стрельба глазами»: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх и вниз. Повторить 5-6 раз. Не спеша.

«Письмо носом»( снижает напряжение в области глаз): закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.

Практическое применение метода Г.М.Зегебарт «Учение без мучения» в 3 классе по теме «Безударные гласные».

Цели:

— научить детей определять безударную гласную, правильно вставлять нужную букву,

— активизировать природную грамотность,

— расширить словарный запас,

— формировать навыки чтения и письма,

— развивать память, внимание, способности обучаться самостоятельно,

— развитие универсальных учебных действий.

Ход занятия:

Развивающие игры.

Прежде чем приступить к непосредственной работе с карточками, поиграем с представленными на ней словами в следующие игры:

Игра «Что это?» способствует развитию речи и логического мышления. Во время игры ведущий произносит любое слово из карточки, например «ведро». Задача ребенка – объяснить себе и другим, что означает это слово. Ведущий может предложить целый ряд дополнительных вопросов, ответы на которые позволяют порассуждать о возможностях использования ведра, выявить общие свойства воды и других жидкостей, осознать отличие материала самого ведра от воды в нем и т.д. Игра позволяет поговорить о том, что голод это состояние человека, а стол — предмет кухонной мебели. Предмет, состояние человека, явления природы….

Игра «Алфавит»- способствует развитию разных видов памяти. Дети разбиваются на 2 команды. Каждой команде выдаются слова, входящие в карточку. Предлагается записать слова в алфавитном порядке. Побеждает первый!

Игра «Кто подробнее опишет свои действия»

Дети подробно описывают свои действия, например, помыть руки, почистить зубы, причесать волосы, убрать кровать, убрать спальню и собрать портфель.

2.Работа с карточкой.

Подготовительная работа.

Этап 1. Вписывание орфограмм.

Шаг 1. Чтение слов карточки в любой последовательности, но парами, сначала из графы «Проверка», а затем из графы «Вставь букву».

Мысленное заполнение «дырок»- отсутствие проблемных гласных (орфограмм), предугадывание звучания слова называется антиципацией и является не самым простым, но весьма действенным упражнением для плохо читающего школьника.

Шаг 2. Расстановка ударения в одном из проблемных слов графы «Вставь букву».

Шаг 3. Демонстрация педагогом того, что ударная гласная находится не в корне проблемного слова.

Шаг 4.Формирование логического перехода: «Ударная гласная находится не в корне проблемного слова, следовательно, в корне присутствует безударная гласная».

Шаг 5. Расстановка ударения в слове, соответствующем проблемному , теперь уже из графы «Проверка».

Шаг 6. Демонстрация того, что в его корне находится ударная гласная: «В этом слове проблемная гласная в корне является ударной».

Шаг 7. Демонстрация того, что оба слова имеют общий корень и смысл этих слов совпадает.

Шаг 8. Вывод: слово из графы «Проверка» является проверочным для соответствующего ему проблемного.

Шаг 9. Впишите на место пропущенной безударной в корне гласной из корня проверочного, но красным карандашом.

Шаг 10. Проработайте совместно все карточки подобным образом.

Этап 2. Фиксация орфограмм.

Шаг 1. Выделять орфограммы голосом.

Шаг 2. Выделять орфограммы одновременно и голосом, и графически. Добиться этого можно, закрашивая все пространство, занимаемое орфограммой, красным карандашом.

Шаг 3. Выделить ,таким образом орфограммы во всех словах карточки.

Основная работа.

Этап 3. Тренировка правописания.

Шаг 1. Закройте слова графы «Проверка» листом бумаги.

Шаг 2. Предложите ребенку вписать пропущенные в словах орфограммы аккуратно и печатными буквами. Не стоит подглядывать, надо научиться самостоятельно находить ошибки и их исправлять.

Мы учимся учиться!!!

Это мотивация, тончайший инструмент, одно из важнейших условий обучения.

Шаг 3. Предлагаю самостоятельно проверить выполненное задание и исправить допущенные ошибки.

Это позволяет запоминать правописание проблемных слов не механически, а через ассоциацию с проверочным словом, что существенно расширяет возможности памяти и словарный запас.

Этап 4. фиксации ошибок.

Этап фиксации ошибок самим ребенком очень важен. Он снижает количество ошибок при списывании и учит концентрировать внимание. Полученные навыки в дальнейшем позволяет выработать осознанное отношение к процессу познания.

Шаг 4. Проверяю, все ли ошибки нашел ребенок.

Шаг 5. Предлагаю ребенку найти и исправить пропущенные ошибки.

Шаг 6. Закрепляем образ исправленного слова.

Подведение итогов. Самооценка деятельности.

Заключение.

Учебный предмет «Русский язык»  обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).

Ожидаемые предметные результаты освоения курса русского языка: овладение начальными представлениями о средствах языка и возможностях их использования в речи; освоение основных понятий и правил из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного); умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), при этом рассматривать их с указанной точки зрения (например, слово: с точки зрения звуко-буквенного состава, строения, принадлежности к той или иной части речи, роли в предложении); способность конструировать единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), а также создавать собственные высказывания для конкретной ситуации общения, в том числе небольшие тексты определённых жанров (в объёме изученного); умение в процессе письма пунктуационно правильно ( в освоенных пределах) оформлять мысли, а также замечать орфограммы, осознавать свои затруднения, решать орфографические задачи (в том числе по словарю), а в неизвестных случаях освоенным способом (с помощью «окошка») «уходить» от орфографической ошибки; проверять написанное и аккуратно (при необходимости) вносить коррективы.  

Формирование всего комплекса УУД происходит за счёт реализации принципа системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса. Так, приобретение знаний о языке и речи, основных языковых и речевых умений направляется коммуникативными, познавательными или учебными мотивами; большая часть разделов и тем курса содержит материал, позволяющий ставить с детьми учебную задачу, обеспечивать её принятие и активные действия по её решению. При этом осуществляются различные умственные операции со средствами языка: анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной, схематичной, модельной форме. Все предметные умения формируются на основе осознания учениками сущности выполняемых действий и последовательности необходимых операций. У учащихся постоянно формируется умение контролировать свои действия – как после их выполнения, так и по ходу (используются различные виды памяток, задания на исправление ошибок, ведётся системная работа по обучению самопроверке написанного и т.д.).

Список литературы.

1. .Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Москва. Просвещение 2010г.

2. Планируемые результаты начального общего образования /Л.А. Алексеева, С. В. Анащенкова , М. З. Биболетова и др./; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М., 2011 .

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. А. Г. Асмолов и др. – М., Просвещение 2011 г.

4. Коррекция дисграфии и дислексии. Г.М. Зегебарт. «Учение без мучения», Генезис , М-2009г.

5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов-М., Просвещение 1996.

6. Гончарова Т.Д. Обучение на основе технологии «полного усвоения».-М.:

Дрофа,2004.

7. Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность.- Р.: Эксперимент,1999.

8. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра/ под ред. А.А.Леонтьева М.,2006.

9.Г.К.Селевко Энциклопедия образовательных технологий. М., 2006.

PAGE 2

формирование умения находить и выделять ударный слог в слове

by Комментарии к записи формирование умения находить и выделять ударный слог в слове отключены

ЧАРУЮЩИЙ МИР ДЕТСТВА

Центр развития творчества детей и юношества Горьковского района работает с 1964 года. Работа ведётся по 5 направленностям: техническое творчество (7 кружков. 163 учащихся), эколого-биологическое (5 кружков, 66 учащихся), туристско-краеведческое (2 кружка, 32 учащихся), художественного творчества (52 кружка, 769 учащихся), культурологические (8 кружков, 112 учащихся). Всего воспитанников, посещающих кружки дополнительного образования, 1142.

При модернизации дополнительного образования, усложнении профессионально-педагогической деятельности, переходе ДОУ на новые условия функционирования возрастает роль повышения квалификации кадров, так как от этого зависит развитие дополнительного образования как в содержательном, так и в организационно – управленческом аспекте.

35 педагогов работают в дополнительном образовании, учат ребят всему тому, что умеют сами: вязать, шить, вышивать, рисовать, резать по дереву, плести корзины и лапти, лепить и ухаживать за природой. Из них имеют высшее образование – 15, среднее профессиональное – 20. Высшую квалификационную категорию имеют 2 педагога, 1 категорию – 28. Стаж педагогической работы свыше 20 лет — 14 человек, молодых до 5 лет – 4 человека. Курсовую подготовку на базе ИПКРО прошли 7 человек по проблемам дополнительного образования.

На базе общеобразовательных учреждений работают 24 педагога. В сельских школах занимаются в кружках около 700 ребят. С помощью таких педагогов как: Баташова В.П. (Серебрянская сош), Конорёв А.Ф. (Георгиевская сош), Бриер В.И. (Ударновская сош), Кабаненко И.А., Мальчихин В.Ф. (Алексеевская сош) дополнительное образование Горьковского района неоднократно становились лауреатами различных областных конкурсов.

В этом учебном году в конкурсе «Твёрдые отходы – наша общая проблема» воспитанники кружков «Следопыт» (Горьковский ЦРТДиЮ, руководитель Снатович Н.В.) и «Юный эколог» (Краснополянская сош, руководитель Сумарина Г.Ф.) стали лауреатами в номинации «Рабочая тетрадь».

Воспитанники кружка «Лозоплетение», руководитель Конорёв А.Ф., заняли 3 место в областном конкурсе «Красота спасёт мир» в номинации «Береста».

В конкурсе «Моя малая Родина» воспитанники кружка «Росинка» (Серебрянская сош, руководитель Фадеева Н.В.) заняли 2 место в номинации «Путеводитель по родному краю» и были приглашены на финал конкурса в г. Москву.

Педагог дополнительного образования Кабаненко И.А. приняла участие во всероссийском конкурсе методических разработок учебных заданий для учащихся студий и кружков дизайна «Инновации – опыт — дизайн» в системе дополнительного образования.

Воспитанники МУ ДОД «Горьковский ЦРТДиЮ» под руководством методиста – координатора Колмыковой Т.Н. приняли участие в конкурсе социально – значимых проектов «Я гражданин России» в номинации «Учреждения дополнительного образования» заняли 1 место.

В областном форуме «Способная и талантливая молодёжь» воспитанница кружка «Юные краеведы» Неневолина Полина (рук. Карева Л..) приглашена на финал конкурса в номинации «Клуб краеведов».

На базе ЦРТДиЮ работает детская организация «Юные Россияне», под девизом «За родину, добро и справедливость» и руководствуется Уставом детской организации. В 2001 году на конференции детских организаций школ Горьковского района была принята программа «Юные Россияне». В 2005 году на слете детских организаций программа продлена до 2010 года. В организацию входят 19 объединений школ района: СмиД, «Родничок» — ГСШ №2, «Школьная страна» – Новопокровская шк., «Роднички» – Дубровская шк., «Юные Россияне» – Астыровская шк., СмиД – Лежанская шк, Краснополянская шк., Октябрьская шк., Алексеевская шк., Ново-Оболоновская шк., Бельсенды – Казахская шк., «Орленок» – Суховская шк., «Дим Град» – ГСШ №1, МиД – Серебрянская шк., «Возрождение» им. П. Морозова – Рощинская шк., «Отважные» – Георгиевская шк. Организация насчитывает 1396 человек.

Главная идея детской организации – идти к сердцу ребенка, к его глубинным потаенным уголкам души. Любви, уважению, пониманию надо учить ежеминутно и ежедневно. Любить, понимать, прощать обучать и научить понимать и помогать другим людям. В каждой организации работают отряды, которые заботятся об одиноких и престарелых, ветеранах Великой Отечественной войны. Ребята оказывают большое внимание людям, которые прошли войну. Поздравления в Праздник Победы, ко Дню Защитника Отечества, подарки, сделанные своими руками, концерты для ветеранов. Каждый год в октябре и мае проходит операция «Милосердие». (Зимой убирают снег, осенью складывают дрова, копают картофель). Так продолжаются традиции тимуровских команд, созданных в годы Вов. Также ухаживают за памятниками и обелисками погибшим воинам. Ведется шефская работа над младшими школьниками. Проводятся мероприятия, экскурсии, помогают готовиться к праздникам.

Основной деятельностью работы детской организации «Юные Россияне»: гражданско – патриотическая, милосердие;

спортивно – оздоровительная;

экологическая;

Спортивно-оздоровительная деятельность.

Задача:

-развивать совершенствование физических навыков.

Каждый год в школах в сентябре месяце проводится кросс «Золотая осень», «Веселые старты». Ребята принимают участие в районном конкурсе «Безопасное колесо», в акции «Спорт против наркотиков». Весь год проходят спортивные соревнования. В детских организациях работает программа «Здоровье». В течении года проходят соревнования между отрядами «Самый здоровый класс».

Экологическая деятельность.

Задача:

-развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней.

Ребята проводят экскурсии в природу, наблюдают за изменениями в природе и отражают в рефератах. Проводят экологические операции (закопать кострище, убрать стекло). Участвуют в районных конкурсах искусственных гнездовий, «Сохраним природу, сохраним планету», «Береги лес». Проводят экологические мероприятия «День птиц», «День леса», викторины, КВН, выпускают стенгазеты «Красная книга», «Экология и животные», и т.д.

Ценностно – ориентировочная деятельность.

Задача:

-воспитание общекультурных ценностей.

Организованные выставки цветов, рисунков в течение учебного года, развивают у детей эстетический вкус, любовь к прекрасному. КТД «Без учебников, друзья, нам прожить никак нельзя» показало как ребятам, как бережно нужно относиться к своим учебникам. Так же в этом направлении прошли новогодние утренники, концерты к Дню Учителя, праздник первого и последнего звонка.

Так же на базе ЦРТДИЮ работает экологическая дружина «Земляне». В неё вошли 10 экологических отрядов, 2 экологические дружины общеобразовательных школ, отряд ЦРТДиЮ, которые насчитывают 581юных экологов, что составляет 22,8 процента от общего количества учащихся школ. Цель нашей работы – развитие высокого уровня их экологической культуры, развитии коллективистских отношений.

В экологических объединениях работают отряды «Зеленый патруль» –20, «Голубой патруль» –13, «Милосердия» –15, экологические агитбригады –7.

«Зеленые патрули» помогают бороться с теми, кто нарушает закон об охране природы. Экологи этого патруля изучают и охраняют природные богатства своего края. Ребята озеленяют поселки, привлекают птиц, борются с эрозией почв, пропагандируют знания о значении природы в жизни людей.

«Зелеными» высажено 1250 деревьев, 5070 цветов. В районе работают музеи родного края, созданы уголки живой природы.

Ребятами обследовано 18 объектов загрязнения на площади 21,5 га.

Успешно прошла операция «Птицеград»: изготовлено 2347 кормушек, 136 искусственных гнездовья.

Благоустраиваются экологические тропы: «Родник» – Лежанская СОШ, «Живи природа» – Серебрянская СОШ, «Край родной» – Новопокровская СОШ.

Дружиной «Земляне» были проведены операции: «Ольха», «Гроздь рябины», «Муравей», «Белая береза», »Мой двор – моя забота», «Родничок», «Птицеград».

В течение года ребята оказывали шефскую помощь учителям, проработавшим долгое время в школе и ушедшим на пенсию, ветеранам ВОВ, престарелым людям. Ребята интересовались жизнью ветеранов, их трудовыми достижениями и проблемами.

Много лет работают в центре такие педагоги как Правосудова Т.В., Березовская Т.Е., Клевакина Л.В., Снатович Н.В.. Коллектив очень творческий, дружный, слаженный. Много добрых и хороших слов можно сказать о каждом педагоге в отдельности.

Очень хорошо шьёт, кроит, мастерит Правосудова Татьяна Викторовна и этому учит ребят, которые ходят к ней на кружок «Живой лоскуток». А мягкими игрушками, что шьют эти же дети, приходят полюбоваться учащиеся других кружков.

Нет отбоя от детишек у Березовской Тамары Евгеньевны. С огромным интересом они посещают кружок «Волшебный клубочек», где их добрый, внимательный педагог учит владеть и спицами, и крючком. Девочки 3-классницы к концу учебного года могут связать не только салфетку, но даже носочки, варежки и кофточки.

А какие замечательные рисунки получаются у ребят, посещающих кружок изобразительного искусства, руководит которым Клевакина Людмила Викторовна. Работы этих ребят не однократно отмечались грамотами и ценными подарками.

Большой популярностью в Центре творчества пользуется кружок «Юные любители природы». Снатович Надежда Васильевна учит своих подопечных ухаживать за деревьями, цветами. Как беречь, охранять нашу природу, планету — обо всём этом расскажет знающий и увлечённый своим делом педагог.

Хореографическими коллективами руководит Леонова Светлана Викторовна. Этого заводного, энергичного человека знают все, кто ходит на праздники и концерты в Цент Досуга и Творчества. Ведь это её ребята своими зажигательными танцами поднимают нам настроение. А группа «Солнышко» постоянно занимает призовые места в различных районных и областных конкурсах.

Кроме своих кружков наши педагоги готовят и проводят различные праздники, на которые приглашают учащихся Горьковских школ. Ребята надолго запомнили такие мероприятия как: День знаний, «В старину едали деды», День птиц, День Святого Валентина, Рождественские Святки и другие.

Но вся творческая работа педагогов держится на связи с методической службой ЦРТДиЮ. Наши методисты — Колмыкова Татьяна Николаевна и Бердник Ольга Юрьевна всегда очень приветливо и внимательно встретят любого, кто нуждается в их помощи. Всегда дадут нужный совет, всё покажут и расскажут, порекомендуют нужную литературу.

Очень хорошо и легко работать рядом с такими людьми.

Но нужно отдать должное бывшему директору ЦРТДиЮ Люпатриной Лидии Васильевне. Ведь это она стояла у истоков дополнительного образования. И почти все эти 40 лет под её чутким руководством работало детское движение: организовалось детское объединение «Юные Россияне», экологическая дружина «Земляне» и много других добрых и полезных дел.

Директор Центра развития творчества детей и юношества

Балоба Елена Павловна

формирование у младших школьников умения решать комбинаторные задачи

by Комментарии к записи формирование у младших школьников умения решать комбинаторные задачи отключены

Муниципальное образовательное учреждение

«Общеобразовательная Сельменьгская средняя школа»

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

УМЕНИЯ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ КОМБИНАТОРНОГО ХАРАКТЕРА

Из опыта работы учителя начальных классов

Коржавиной Жанны Анатольевны

Сельменьга 2012

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ КОМБИНАТОРНОГО ХАРАКТЕРА

Математику любят в основном те ученики, которые умеют решать задачи. Научив детей владеть умением решать задачи, мы окажем существенное влияние на их интерес к предмету, на развитие мышления и речи.

В последнее время всё настойчивее звучит требование усилить развивающие возможности начального курса математики. В традиционной системе эту проблему пытались решить включением от случая к случаю заданий нестандартного характера. В качестве такого материала выступает использование элементов комбинаторики. Задачи комбинаторного характера по — прежнему классифицируются, как задачи повышенной трудности, они не связаны с усвоением основных вопросов курса и не согласованы с логикой построения его содержания. В связи с этим комбинаторные задачи включаются в учебный процесс эпизодически, бессистемно, что в значительной мере снижает их развивающие и дидактические возможности. Надо отметить, что раздел «Комбинаторика. Статистика. Теория вероятности» включен в содержание основного и среднего (полного) общего образования. С 2011 года задания из данной темы включены в экзамен по математике ГИА (новая форма) в 9 классе, в 2012 году в КИМ ЕГЭ по математике в 11 классе добавлено в часть 1 одно задание по вероятности, статистике и анализу данных. Комбинаторные задачи входят в задания математических олимпиад и оцениваются наибольшим количеством баллов.

Возникает необходимость включение задач комбинаторного характера в процесс обучения в определённой системе и с постепенным нарастанием сложности, предоставление учащимся максимальной самостоятельности в поиске способов решения задачи.

Таким образом, комбинаторные задачи в развивающем курсе начальной математики возможно и целесообразно использовать как средство усвоения программного содержания, не перегружая учащихся дополнительной информацией, связанной с введением в содержание курса основных понятий.

В начальной школе задания комбинаторного характера представлены в виде элементов комбинаторики, теории графов, элементов теории вероятностей и наглядной и описательной статистики. Те или иные материалы по этой тематике давно уже присутствуют в учебниках математики. Так, в УМК «Школа России» автор учебника Математики М.И.Моро встречаются задания комбинаторного характера:

Сколько раз среди чисел от 1 до 100 встречается цифра 0? Цифра 1?

Записали подряд все трёхзначные числа. Сколько всего цифр записано в этом ряду?

Чтобы открыть сейф, нужно отгадать код. Известно, что код – трёхзначное число, записанное тремя из цифр 1, 2, 3, 4, и это число больше, чем 400. Сколько чисел нужно проверить, чтобы определить код?

В соревнованиях участвуют 8 футбольных команд. По правилам после каждой игры проигравшая команда выбывает. На который по счёту день определиться чемпион?

Саша выше Коли, но ниже Пети, а Петя ниже Толи. Кто выше всех?

Учителя их идентифицировали как нестандартные задачи, поэтому могли по своему усмотрению включать либо не включать их в урок. Теперь ситуация изменилась. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования к предметным результатам освоения основной образовательной программы НОО по математике названо умение действовать в соответствии с алгоритмами, строить простейшие алгоритмы, исследовать, работать с таблицами, схемами, графиками, диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные, т.е. решать простейшие комбинаторные задачи. Новое содержание, требование к уровню подготовки учащихся предполагают более тщательное осмысление методики преподавания этих разделов математики. Это обусловлено требованиями времени, наличием большого числа вероятностных ситуаций в жизни, проблем выбора, оценки степени шансов на успех, интересами учащихся.

Основная функция комбинаторных задач в начальных классах — создать условия для формирования у учащихся приёмов умственной деятельности (анализ и синтез, абстрагирование), для развития произвольного внимания и образного мышления и для усвоения тех вопросов, которые входят в содержание программы. Для реализации этих условий я провожу факультатив «Комбинаторные задачи».

На факультативных занятиях я знакомлю учащихся с наиболее часто встречающимися методами перебора, показываю, что перебор должен быть логически упорядочен по какому – либо признаку (условию) , пусть даже по самому простому: по возрастанию, по алфавиту, слева направо или справа налево, сверху вниз или снизу вверх и т.д.

Рассмотрим типы задач каждого раздела и их решение.

Вероятность. Формирование таких понятий, как «наверняка», «ни в коем случае», «возможно да, возможно нет». Качественная оценка шансов наступления того или иного события. В начальной школе в игровой ситуации целесообразно начинать учить детей различать такие понятия, как «возможно да» или « обязательно да» (наверняка), «не обязательно да» или «обязательно нет».

Шарики в мешочке

Можно научить детей качественно оценивать шансы наступления случайного события. Фактически в примерах, используемых для формирования этих понятий, речь идёт о применении классической вероятности. Но прийти к сознательному применению формулы классической вероятности младшие школьники смогут после продолжительного экспериментирования с пуговицами, шарами, бусинками и т.п. Спустя некоторое время учащиеся начальной школы смогут решать подобные задачи, не прибегая к эксперименту.

Статистика.

Фактически с проведения экспериментов начинается изучение статистики. Целью изучения элементов статистики в начальной школе является формирование умений проводить несложные опросы, наблюдения с целью сбора (получения) количественной информации и её оформления в виде таблиц.

В качестве примера второклассникам предлагаю задание:«Узнай у своих одноклассников (у учащихся начальной школы), какой вид спорта им нравится больше всего, и заполни таблицу (каждый может назвать только один вид спорта).

вид спорта

футбол

хоккей

гимнастика

другие виды

число уч — ся

6

5

3

2

— Расскажи, какой вид спорта нравится твоим одноклассникам больше всего; меньше всего.

Целесообразно задать вопрос: «Можно ли по этой таблице судить, какой вид спорта самый популярный в школе?» Выясняется, что об этом по данной выборке бесспорного ответа дать нельзя. Полученных сведений для ответа на этот вопрос недостаточно. Таким образом, в сознании учащихся внедряется идея о том, что вывод, сделанный на основе опыта должен соответствовать выборке.

Комбинаторика.

В начальной школе комбинаторные задачи решаются перебором возможных вариантов, осуществляемых путём предметной деятельности с конкретными вещами. Первые комбинаторные задачи должны давать возможность выполнять практические действия, которые потом будут перенесены в план умственных действий. С этой целью я предлагала первоклассникам задания в виде игр. Игра «День и ночь».

Учитель вызывает трёх учеников Наташу, Серёжу, Борю. Они садятся у доски на стулья. По команде «День!» ребята встают и могут передвигаться. По команде « Ночь!» они садятся на стулья, но так, чтобы каждый раз порядок расположения был другой. Все остальные дети записывают в тетради расположение вызванных учеников по первым буквам имён и следят за тем, чтобы играющие выполняли поставленное условие. Игра продолжается до тех пор, пока не обнаружатся все возможные варианты. Их шесть:

Н.С.Б.

С.Н.Б.

Б.Н.С.

Н.Б.С.

С.Б.Н.

Б.С.Н.

В процессе игры возникают ситуации, когда играющие повторяют расположение или не могут найти новое. Тогда им помогают ребята класса. Возникают вопросы: « Можно ли играть без ошибок? Как нужно действовать для этого?»

В процессе осуществления игровой деятельности ученики осознают необходимость введения правила, которого надо придерживаться в игре. Анализируя полученные расположения, они замечают, что нужно каждому садиться на первое место дважды, а двум остальным при этом меняться местами.

Игра «Башенки». Я кладу в коробку три кубика: красного, синего и жёлтого цветов. Буду брать, не глядя, по одному кубику и составлять башенки следующим образом: первый кубик – нижний ряд, второй кубик – средний, третий – верхний. Задумайте вариант башенки, которая может получиться и нарисуйте его, изображая кубики квадратиками соответствующего цвета. Затем проводится опыт (кубики вынимаются из коробки). Тот, кто угадал результат опыта, становится победителем.

Итак, одно из направлений – это задачи – игры, другое – задачи, показывающие некоторые доступные детям аспекты применения комбинаторики в повседневной деятельности человека.

Предлагаю следующую задачу комбинаторного характера: «Малярам нужно покрасить 6 дачных домиков для малышей детского сада (красят крышу, стены и дверь). У них есть синяя, голубая и белая краски. Могут ли маляры покрасить все дома по – разному, чтобы малыши по цвету узнавали свой дом?» Учащимся предлагается нарисовать 6 домиков, взять цветные карандаши и показать, как нужно выполнить работу малярам.

Младшие школьники решают комбинаторные задачи методом, используя приём перебора (хаотичного или системного). Предлагаю учащимся такую задачу:

Задача на упорядочение предметов (по кругу), среди которых есть

одинаковые: «Нарисуй, какие различные колечки можно сделать из 5 одинаковых маленьких бусинок и 2 одинаковых больших бусинок».

Ответ:

2.Задача на выбор по одному, по два из трёх элементов с повторениями:

« Сделай карточки для игры в геометрическое домино, используя 3 фигуры: круг, квадрат и треугольник».

Ответ:

В процессе решения таких задач учащиеся приобретают опыт хаотичного перебора возможных вариантов. И на основе этого опыта в дальнейшем можно будет обучать детей организации систематического перебора.

На следующем этапе формирования умения решать комбинаторные задачи происходит переход от предметных действий к использованию схематизации. Накопленный на предыдущем этапе практический опыт дети обобщают, переходя к более рациональным средствам организации перебора: таблицам и графам. Это позволяет учащимся более чётко строить ход своих рассуждений, учитывать все возможные ситуации перебора. Таблицы и графы позволяют расчленить ход рассуждений, чётко провести перебор, не упустив каких – либо имеющихся возможностей.

Учащимся была предложена такая задача: «Встретились пятеро друзей. Здороваясь, они пожали друг другу руки. Сколько всего рукопожатий было сделано?» Сначала выясняется, как можно обозначить каждого человека. Рассматривая разные предложения, дети приходят к выводу, что удобнее изображать людей точками. Учитель советует расположить точки по кругу. Дети придумывают, как показать, что два человека пожали друг другу руки.

От двух точек навстречу друг другу проводятся чёрточки – «руки», которые, встречаясь, образуют одну линию. Так происходит переход к символическому изображению рукопожатия. Сначала составляются все рукопожатия одного человека (точка соединяется со всеми остальными) Потом переходят к другому человеку. И так действуют до тех пор, пока все не «поздороваются» друг с другом. По получившемуся графу подсчитывается число рукопожатий (их всего 10).

Для решения комбинаторных задач я познакомила детей с граф – деревом. Граф – дерево можно использовать в процессе решения такой задачи:

« Сколько трёхзначных чисел можно записать, используя цифры 2, 7, 4? Запишите все такие числа».

При выполнении этого задания учащиеся осуществляли хаотичный перебор возможных вариантов и, запутавшись, не смогли найти все возможные варианты решения задачи. Тогда детям был предложен следующий вид интерпретации – граф. Для данной задачи он имел следующий вид:

Запись любого трёхзначного числа состоит их трёх цифр: цифры сотен, цифры десятков и цифры единиц. Сначала записали, т.е. выбрали цифру сотен – для этого есть три варианта: 2, 7 или 4. Поэтому из верхней точки провели три отрезка и на их концах поставили цифры 2, 7 и 4.

Затем записали (выбрали) цифру десятков, для этого есть те же три

варианта: 2, 7, 4, поскольку цифры в записи числа могут повторяться. Поэтому от каждой из цифр 2, 7 и 4 провели по три отрезка, на концах которых стоят цифры 2, 7, 4. Осталось записать (выбрать) цифру единиц, а для этого также есть три варианта: 2, 7, 4. Провели от каждой из цифр 2, 7, 4 по три отрезка, на концах которых опять поставили цифры 2, 7, 4. Чтобы прочитать полученные варианты, прошли по всем рёбрам построенного графа сверху вниз: 222, 227, 224, 272, 277, 274, 242, 247 и т.д.

Данная работа очень увлекла учащихся, и они составляли задачи самостоятельно и выполняли в группах аналогичные задания.

С целью формирования умения изображать схематическую модель к задаче, было предложено задание следующего содержания:

«Распределите 24 человека так, чтобы получилось 6 рядов, по 5 человек в каждом».

После анализа текста задачи дети пытались задачу решать. Сначала они 24 делили на 6 и получали 4, но никак не 5. Затем по 5 брали 6 раз и получали 30, но не 24. Тогда дети пришли к выводу, что эту задачу решить нельзя. В процессе обсуждения было выявлено, что речь в задаче идёт вовсе не о числах, а о комбинации, определяющий признак которой в том, что состоит она из 24 элементов, из которых можно построить 6 рядов, по 5 элементов в каждом. В ходе обсуждения учащимися под руководством учителя была составлена следующая модель, которая и явилась решением задачи.

Рассмотрим задачу, варианты решений которой можно оформить в таблицу.

« Катя хочет надеть на куклу блузку и юбку. Сколько костюмов она

может составить?»

Детям было предложено решение задачи проиллюстрировать с помощью таблицы:

После составления таблицы учащиеся смогли сосчитать получившиеся варианты решения: их 6.

С целью формирования умения доказывать существование или отсутствие комбинаций элементов с заданными свойствами нами было предложено учащимся следующее задание:

«Можно ли построить магический квадрат, состоящий из девяти клеток с числами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7,9, 10?»

Задание было предложено для самостоятельной работы. Наблюдая за действиями учащихся, было обнаружено, что дети начали строить квадрат и стихийно подбирать числа. На вопрос учителя, как они заполняют клетки квадрата, дети затруднились обосновать свои действия.

При анализе текста задачи учитель обратил внимание детей на формулировку вопроса: «Можно ли ..?»

— О чём говорит такая формулировка? (о том, что заранее неизвестно, существует ли такой магический квадрат).

В ходе коллективного обсуждения дети последовательно отвечали на следующие вопросы:

— Чему равна сумма всех указанных чисел? (47).

— Чему должна быть равна сумма в каждом столбце ( а их 3), в каждой строке (их тоже 3), по каждой диагонали (их2)? (47 делится на 3 только с остатком:

47 : 3 = 15 (ост.2), т.е. нельзя получить в трёх столбцах одинаковые суммы, если общая сумма чисел в трёх столбцах равна 47).

Таким образом, учащиеся пришли к выводу, что построить магический квадрат, состоящий из девяти клеток с числами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, нельзя.

Методика обучения решению комбинаторных задач строится с учётом психологических особенностей детей младшего школьного возраста и направлена на развитие мышления. Способы действия не даются «в готовом виде», а дети сами приходят к их «открытию», накапливая опыт. Рассмотрение разнообразных комбинаторных задач и различных возможностей их решения (разный ход рассуждений, средства организации перебора, способы обозначения объектов) обеспечивает ученику выбор путей и средств решения в соответствии с его индивидуальными способностями

PAGE

PAGE 12

формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста

by Комментарии к записи формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста отключены

Одной из задач детского сада является: повышение качества образовательного процесса его ориентация на нравственно-патриотическое воспитание дошкольника и реализацию индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка. Важнейшей нравственной ценностью является возрождаемое в российском государстве чувство истинного патриотизма, формирование в дошкольнике социально-значимых качеств.

Патриотизм-это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам. На личностном уровне патриотизм выступает как устойчивая важнейшая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Зарождаясь из любви к «малой Родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов, на пути к свой зрелости, поднимается до общегосударственного патриотического самопознания.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего возраста

«Люблю тебя, моя малая Родина»

Цель: Продолжать формировать у детей старшего возраста интерес к своему краю, расширять представление о стране, в которой они живут.

Задачи:

Расширять знания детей о родном городе, стране.

Обогащать словарь детей, учить составлять рассказы, развернутые полные предложения.

Продолжать развивать умение правильно излагать свои мысли, чувства.

Воспитание любви к своей Родине, к народу их культуре и традициям.

Воспитание гуманного отношения (уважения, доброжелательности, отзывчивости).

Формы работы: беседа, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, объяснение.

Предварительная работа: беседы о стране, крае, экскурсии по городу, рассматривание альбомов о городе Новый Оскол, рисование на тему «Наш город», разучивание стихов, создание альбома «Профессии нашего края».

Материал: сердечко – для игры; карта Российской Федерации и Белгородской области; картины с пейзажем; мяч – для игры; открытки с видом г. Новый Оскол; солнышко – для игры.

Содержание образовательной деятельности.

Дети встают в круг…

Все:

-Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок.

Воспитатель:

-Мы живём в одном краю

Всех я вас приветствую.

Дети садятся на стульчики.

 Ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о Родине, стране в которой мы с вами живём. Посчитаем прекрасные стихи, которые написали поэты на эту тему.

Звучит негромкая, спокойная музыка.

Воспитатель:

-Распростёрлись в дымке синей

Величавые края,

Это ты, моя Россия,

Свет мой, Родина моя!

Хлеб, которым человек кормится, земля, на которой человек живёт, мать, которая даёт жизнь… Без всего этого, человеку жить просто невозможно. Среди самого необходимого, самого дорогого, есть у человека Родина!

Воспитатель:

-Это цветы, что растут в нашем крае,

Это заря, что горит не сгорая…

Родина – это глаза твоей мамы,

Полные слёз или в искорках смеха.

Родина. Слова не знаю чудесней,

В нём наши сказки и славные были,

Дедов далёкие грустные песни,

Те, что и мы до сих пор не забыли.

Родина – это земля у порога,

Где ты впервые узнал своё имя.

Родина – это большая дорога,

Та, по которой пойдёшь ты с другими.

— Такими красивыми и понятными словами один из поэтов сказал, что такое Родина.

— Ребята, а что для вас означает это слово?

Дети: (ответы…)

Воспитатель:

Конечно, слово Родина, означает очень многое, и каждый понимает его по-своему. Родина – это и земля, и страна в которой мы родились. Это и мать, и отец твой.

— Родину ещё отчизной, отечеством  называют, а дом родной – называют «отчим домом». Язык, на котором мы с вами говорим, для нас родной, он дан нам Родиной.

— Родина, это и цветы, и воздух, и даже небо, ведь даже оно не везде одинаковое. Есть родное небо – это то, под которым ты родился и живёшь.

Ребенок: стихотворение «Родного неба милый свет»  В.Жуковский.

Родного света милый свет,

Знакомые потоки,

Златые игры первых лет

И первых лет уроки,

Что вашу прелесть заменит?

О Родина святая,

Какое сердце не дрожит,

Тебя благословляя?

Игра: «Передай сердечко» — (закончить предложение: « Родина- это…»)

Воспитатель:

-Ребята, вы сказали о Родине такие прекрасные слова. А вы знаете, в какой стране вы живёте?

Дети: (ответы…)

Воспитатель:

-Да, наша страна называется Россия, и мы с вами в ней живём.

Реб.: стихотворение «Россия» 

Ты людям явилась впервые

В названии реченьки – Рось

Потом обернуться Россией

Росинке лесной довелось.

Тебя мы у сердца носили

В боях заслоняли собой

Ты больше чем мать,

Ты Россия

И все мы бессмертны тобой.

И нет в мире слова красивей

Оно, словно солнце во мгле

И именем светлым Россия

Все росы горят на Земле.

Воспитатель:

-Наша страна Россия, очень большая, даже можно сказать огромная.

Показ карты Российской Федерации.

— Конца края не видно. С одного его конца на другой нужно ехать на поезде около недели.

— Разнообразна природа нашей страны, это серая тундра, зелёная тайга, коричневые горы, белый север. Есть в ней моря и реки известные всем.

Воспитатель:

— Дети, мы с вами сегодня говорим о Родине, о стране в которой мы живём, а вот есть такое понятие «Малая Родина». Как вы понимаете, что такое «Малая Родина»?

Дети: (ответы…)

Воспитатель:

-Конечно, «Малая Родина» — это место, где мы с вами родились и живём, где увидели свет солнца и начали познавать окружающий мир. Это край, город, район, улица, дом и наш детский сад, в который вы ходите. Это маленький кусочек нашей огромной страны.

— Дети, а вам мама рассказывала, где вы родились?

Дети: (ответы…)

Ребенок: стихотворение «О Новом Осколе»

Воспитатель:

-Я ещё раз напомню вам, что страна наша – Россия.

— А вот в каком крае мы живём?

— Как называется наша область?

— Город?

— Район?

Дети: (ответы…)

Воспитатель:

-Конечно, живём мы в Белгородской области, Новооскольском районе.

Воспитатель:

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется… (пейзаж)

— Вот картины с пейзажами Белгородской области и нашего города. Мы сейчас и рассмотрим, совершив экскурсию в нашу небольшую картинную галерею.

— Но прежде, я хочу напомнить, что в картинной галерее надо вести себя спокойно, не мешать другим и картины лучше рассматривать на расстоянии.

— Пожалуйста, проходите…

(Дети под тихую музыку подходят к картинам и рассматривают их и отвечают на вопросы воспитателя).

Воспитатель:

-Какие времена года изображены?

— Какие деревья вы увидели на этих пейзажах?

— А какое дерево чаще всего встречается на этих картинах?

— Как вы думаете, почему?

Дети: (ответы…)

Воспитатель:

-Конечно, из всех деревьев наших лесов, всех милее и любимей, это берёза. Берёза является символом русского леса, и даже русские люди, которые покидают  нашу страну, берут с собой саженцы берёзы, чтобы посадить деревце на новом месте.

— Ребятки, а где мы с вами каждый день встречаемся с белоствольными красавицами?

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали

Это берёзы в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем

Руки согнули назад.

Ребенок: стихотворение «Берёза»,  В. Рождественский

Чуть солнце пригрело откосы

И стало, в лесу потеплей,

Берёза зелёные косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета.

В серёжках, в листве кружевной

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Наряд её лёгкий чудесен.

Нет дерева сердцу милей,

И много задумчивых песен

Поётся в народе о ней.

Он делит с ней радость и слёзы

И так её дни хороши,

Что кажется — в шуме берёзы

Есть что-то от русской души.

Воспитатель:

-Мы  услышали стихотворение о берёзке, которая «встречает горячее лето». Но берёзы во все времена хороши, красивы они и зимой.

Ребенок: стихотворение «Светло в России от берёз», Екимцев.

И санный след, и след колёс

И в полночь разглядел бы я

Светло в России от берёз,

Светло от снега белого.

И счастлив я, что здесь живу,

И что мне сердце радует,

Что снежный свет

Родных берёз

На всю планету падает.

Воспитатель:

-Вот такие красивые стихи поэты слагают о берёзах.

— Славится природой и полезными ископаемыми наша родная земля, но самым главным богатством являются люди, которые прославили наш край. В Новом Осколе много улиц и площадей, которые названы в честь этих людей и целых коллективов. Давайте вспомним, о каких  улицах и площадях мы с вами говорили раньше.

Улицы Героев Советского Союза Костицина и Аноприенко.

(По мере рассказа , показ иллюстраций из альбома «Новый Оскол»).

— Эти люди и многие другие прославили наш край. И хочется сказать, что в наш детский сад ходили дети, а сейчас они стали взрослыми и мы гордимся ими, потому что:

Они добились своих успехов трудом, прилежанием, воспитанностью.

И я, думаю, что и вы когда вырастите, тоже принесёте пользу своему краю и прославите его хорошими делами.

Ребенок: стихотворение «Привет тебе мой край родной», С.Дрожжин.

Привет тебе мой край родной

С твоими тёмными лесами,

С твоей великою рекой

И неоглядными полями!

Привет тебе, народ родимый

Герой труда неутомимый

Среди зимы и в летний зной

Привет тебе мой край родной.

Песня «Наша Родина –Новый Оскол»

Игра «Солнечный лучик» – играющие прикладывают «лучик» к кругу и произносят  пожелание всем присутствующим, в итоге получается лучистое солнышко.

Список используемой литературы:

1.Ашиков В.О.О воспитании// Дошкольное воспитание.-2000г.(с48)

2.Ватаман В.П.Воспитание детей на традициях народной культуры.

Волгоград: Учитель,2008.-181с.

3.Князева О.Л., Маханёва М.Д.» Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева — Детство Пресс Санкт-Петербург 2001г.

4. Крупа И. «Царев Алексеев -Новый Оскол»( очерки истории родного края с древних времён до наших дней).Белгород 2004.

5.Кондрыкинская Л.А.,С чего начинается Родина? ,М.,ТЦ Сфера 2004

PAGE

PAGE 3

формирование новой социальной роли

«Формирование новой социальной роли ученика, формирование внутренней позиции школьника».

Освоение новой социальной роли ученика напрямую связан с возрастными изменениями. Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научиться дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.

Правда, забегая вперед, можно сказать, что большинство этих позитивных достижений (в первую очередь тех, которые с особенной заботой культивируются взрослыми в детях этого возраста: организованность, самоконтроль, заинтересованное отношение к учению и пр.) внешне могут быть утеряны ребенком в подростковом возрасте. Но без этих достижений подростковый возраст носил бы качественно иной характер, поскольку не имел бы достаточных оснований для нормального развития. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста.

В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность, в процессе которой совершается приобщение ребенка к достижениям человеческой культуры, усвоение знаний и умений, накопленных предшествующими поколениями. Усвоение ребенком человеческого опыта происходит и в других видах деятельности: в игре, общении с взрослыми и сверстниками, приобщении к труду. Но лишь в учебной деятельности оно приобретает особый характер и содержание. В процессе осуществления учебной деятельности ребенок под руководством учителя овладевает содержанием развитых форм общественного сознания (науки, искусства, нравственности, права) и умениями действовать в соответствии с их требованиями.

Учебная деятельность, являясь сложной по содержанию, и по структуре, складывается у ребенка не сразу. Требуется немало времени и усилий, чтобы в ходе систематической работы под руководством учителя маленький школьник постепенно приобрел умение учиться. О сложности этого процесса свидетельствует тот факт, что даже в условиях целенаправленного, специально организованного формирования учебной деятельности она складывается не у всех детей. Более того, специальные исследования показывают, что к концу младшего школьного возраста собственно индивидуальная учебная деятельность обычно еще не сформирована, ее полное осуществление возможно для ребенка только совместно с другими детьми. Учебная деятельность регулируется и поддерживается сложной многоуровневой системой мотивов. У детей поступающих в школу, преобладают социальные мотивы, отражающие внутреннюю позицию школьника, связанную с потребностью ребенка занять новое положение среди окружающих. Он стал школьником. Эта установка поддерживает в нем желание учиться и поддерживает интерес к учебе. К концу 1 класса включаются следующие группы мотивов. 1.Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, связанные с ее прямым продуктом:

-учиться побуждает стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действия, проникать в суть явлений;

-учиться побуждает стремление к проявлению интеллектуальной активности, потребность думать, рассуждать на уроке, преодолевать препятствия в процессе решения трудных задач. У нас в классе есть дети, которые радуются, когда до конца понимают какую-то тему. Они от удовольствия потирают руки, улыбаются, даже вскакивают, это очень хорошо. Но есть дети, которые начинают плакать от бессилия перед трудной учебной задачей, вместо того, чтобы с удвоенной силой начинать работать, они сидят и « хлюпают» носами. К счастью, таких детей мало.

Каждый ребенок моего класса обучен специальному дыханию по снятию стресса. И если дома с таким ребенком происходит очередная истерика, необходимо ему напомнить, что нужно дышать так, как вы дышите в классе. При этом проговаривать слова, которые мы говорим в классе. Вторая группа мотивов учения связаны с косвенным продуктом учения, с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:

1)широкие социальные мотивы:

-мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями;

-мотивы самоопределения (понимание значения знаний в будущем, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения);

2)узколичные мотивы:

-мотивы благополучия (стремление получить одобрение со стороны учителей, родителей, одноклассников, желание получать хорошие оценки);

-престижные мотивы (желание быть среди первых учеников, быть лучшим, занять достойное место среди товарищей);

3)отрицательные мотивы (избегание неприятностей, которые могут возникнуть со стороны учителей, родителей, одноклассников, если школьник не будет хорошо учиться).

Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у младших школьников необходима целенаправленная, специально организованная работа. Учебно-познавательные мотивы, связанные с внутренним содержанием и процессом учения, формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности, а не вне нее. Поэтому именно организация полноценной учебной деятельности является главным условием, обеспечивающим развитие наиболее действенных учебно-познавательных мотивов, заложенных в самой учебной деятельности.

К концу младшего школьного возраста отмечается отчетливое снижение учебной мотивации. Это препятствует дальнейшему полноценному процессу обучения. Чтобы этого не происходило, необходимо возникновение позиции учащегося. Что это такое? Позиция учащегося – это умение ребенка устанавливать границы собственных возможностей, определять то, что он знает и умеет, от того, чего не знает и не умеет. Если ребенок объективно оценивает ту оценку, которую получил. Не говорит, что ему поставили незаслуженную оценку, а говорит, что он действительно не знал и получил то, что заслужил, и для того, чтобы в дальнейшем не получать плохих оценок, ему надо много знать. Он приходит домой и под руководством родителя или сам сознательно занимается над темой, которую не доработал, вот это и является позицией учащегося. Итог начального образования – это ребенок, учащий себя с помощью взрослого, учащийся. Учащийся (в отличии от обучаемого), встречаясь с задачей, способен ответить себе на два вопроса: а) «Я могу или я не могу решить эту задачу?»; б) «Чего мне недостает для ее решения?» Определив, чего именно он не знает, учащийся 9-10 лет умеет обратиться к учителю не с жалобой, а с конкретным запросом на совершенно определенную информацию или способ действия».

В практике начальной школы проявление позиции учащегося обнаруживается нечасто. Даже в условиях специально организованного развивающего обучения, направленного на формирование у младших школьников полноценной учебной деятельности, она возникает далеко не у всех детей. И все-таки это именно тот новый тип отношений младшего школьника к учению, который делает его истинным субъектом учебной деятельности, так как только позиция учащегося превращает приобретение знаний во внутренне мотивированный, увлекательный и радостный процесс. Возникновению позиции учащегося способствует и работа родителей. Родители постоянно должны следить за тем, как занимается их ребенок. Знать какие трудности он испытывает в процессе учебной деятельности, что ему мешает в учебе.

Помогать в выполнении домашнего задания, но не решать за него домашнее задание. Учить аккуратности во всем. Объяснять, что его ждет в будущем, если он не будет учиться так, как надо. Не говорить при ребенке плохо и с презрением о своих друзьях с высшим образованием, которые учились, учились, а работают где-то не по своей специальности. А объяснять, что им просто не очень повезло. Говорить нужно о том, что образованные и умные люди не пропадут, всегда найдут свою дорогу к счастливой и радостной жизни. А для этого надо с первых дней учебы в школе заниматься, заниматься и еще раз заниматься. Что учеба для детей – это их самая главная работа. Таким образом, можно и нужно в соответствии с ФГОС освоить новую социальную роль ученика. Тогда каждый будет учиться с желанием. А это основа формирования внутренней позиции школьника.

5.