Уроки кубановедения в 1 классе

Методический комментарий к урокам кубановедения в 1 классе

Программа курса «Кубановедение» в 1 классе является пропедевтическим для изучения программы 2-4 класса. Он включает в себя как краеведческий материал, так и материал, направленный на развитие кругозора в целом.

Тематика первого года обучения состоит из 4 разделов. Последовательность изучения разделов не случайна: изучение начинается с того, что уже хорошо знакомо ребенку – семья, любимые занятия родных, изучение своего имени – это то, что позволяет не только плавно ввести ребенка в мир «Кубановедения», но и обеспечивает процесс мягкой адаптации первоклассника в школе. Второй раздел посвящен введению ребенка в школьную жизнь, когда ребята знакомятся с традициями школы, с особенностями поведения в ней, с основными формами сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Тематика третьего раздела направлена на изучение родного города (села, станицы и т.п.). При организации занятий в рамках изучения данного раздела важно спланировать как можно больше экскурсий, походов, путешествий, встреч с интересными людьми, чтобы сформировать у детей широкое представление о своей малой родине, основываясь на их собственном опыте. Четвертый раздел посвящен развитию внимательного и бережного отношения к окружающей природе. Подобная последовательность изучения разделов позволяет реализовать ведущий принцип организации обучения в начальных классах – от частного к общему.

ПРОГРАММА

I класс (33 часа)

Я И МОЯ СЕМЬЯ (8 часов)

Ближайший мир ребенка – семья. Состав семьи. Фамилии, имена, отчества членов семьи. История своего имени. Обязанности ребенка в семье, забота о других членах семьи. Семейные традиции, обычаи, праздники, реликвии.

НАША ШКОЛА (8 часов)

Знакомство со школой. Название (номер), адрес школы. Школьные помещения и их назначение. Уважение к труду работников школы. Традиции школы, знаменитые ученики и учителя школы. Взаимоотношения между учениками в школе. Правила поведения в школе и их необходимость. Определение своего поведения в школе.

РОДНОЙ ГОРОД (СЕЛО, СТАНИЦА, ХУТОР) (9 часов)

Населенный пункт, в котором живет ребенок, его название, важнейшие предприятия, учреждения культуры, достопримечательности. Преобладающие профессии людей родного города (села, станицы, хутора). Улица, на которой я живу. История названия. Правила поведения на улицах города, в транспорте, общественных местах и культурных учреждениях.

БУДЕМ ЖИТЬ В ЛАДУ С ПРИРОДОЙ (8 часов)

Красота природы родного края. Разнообразие растительного мира. Значение растений в жизни человека. Комнатные растения, разнообразие форм, красок комнатных растений. Их значение в жизни человека. Разнообразие животного мира. Домашние и дикие животные, их отличие. Значение в жизни человека. Отношение человека к растениям и животным. Определение своего отношения к растениям и животным.

Методический комментарий

к учебнику — тетради «Кубановедение» для 1 класса

Содержание учебника — тетради соответствует основному минимуму содержания общего образования по курсу «Кубановедение», программе курса «Кубановедения». Данное учебное пособие предназначено для индивидуальной работы.

Основной целью первого года обучения данному предмету является развитие внимательного отношения к тому, что непосредственно окружает ребенка: его семья, родные, близкие люди, одноклассники, родная улица, животные и растения, которые встречаются каждый день – все то, что является составляющими понятия Родина. Важно заинтересовать детей изучением предмета «Кубановедение» через развитие эмоционального восприятия ребенка, научить в ставшем уже обычным для него окружении видеть необычное и удивляться.

В каждой из четырех тем содержательно можно выделить несколько линий:

Образовательная: дети непосредственно получают знания, закрепляют их, выполняя задания. В основу положен принцип проблемного обучения. Достаточно много заданий, направленных на активизацию исследовательской деятельности учащихся.

Воспитательная: постоянное акцентирование на бережном отношении к тому, что тебя окружает. Особое внимание следует уделить воспитанию учащихся в процессе формирования коллектива.

Развитие психических процессов: в пособие включена система заданий, направленных на развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения. Достаточно много заданий на развитие речи учащихся. Задания под знаком «Обсуди с учителем и одноклассниками» требуют от учителя организации дискуссии, в ходе которой мог бы высказаться каждый. При этом важно научить детей не только высказывать собственное мнение, но и уметь слушать других. Как можно чаще следует обращаться к жизненному опыту детей.

К тетради рекомендуется завести альбом для творческих работ либо файловую папку для каждого ребенка, куда он мог бы складывать рисунки, сочинения, а также те материалы, которые могут быть найдены в ходе поисковой деятельности. Все рисунки в тетради рекомендуется делать цветными карандашами. Целесообразно систематически организовывать выставку творческих работ учащихся и ее обсуждение.

Далее дается небольшой комментарий к каждой изучаемой теме, на основании которого учитель по своему усмотрению может выстроить урок, исходя из индивидуальных особенностей учащихся своего класса, из территориального месторасположения и возможностей ОУ.

Урок 1. Знакомство с предметом кубановедение.

Данное занятие рекомендуется проводить в первую неделю обучения детей в школе, когда происходит знакомство детей со всеми школьными предметами. Следует обсудить с детьми название предмета, полистать учебное пособие, рассмотреть обложку, иллюстрации, сделать предположения о том, что будет изучаться в течение года. Отдельное внимание стоит уделить обращению губернатора Краснодарского края А.Н. Ткачева к первоклассникам. Можно также обсудить с детьми, какие школьные принадлежности будут необходимы на уроках кубановедения.

Изучение данного предмета возможно представить детям как путешествие по родному краю. В качестве сопровождающих можно взять с собой казачка с казачкой, изображенных под условными обозначениями рядом с картой-схемой Краснодарского края. Это не является обязательным компонентом уроков, но если вводить их как сквозных героев, то они должны быть не праздными гостями на уроках, а инициаторами игр, проблемных ситуаций и т.п.

Особое внимание необходимо уделить изучению картой-схемой, изображенной на стр. 2 – 3. Она географически точна и рисуночно включает в себя содержание всех четырех тем, поэтому к ней можно будет возвращаться в ходе изучения той или иной темы в течении всего года.

Уроки 2 – 3. Будем знакомы! История моего имени.

На данных уроках целесообразно использовать психологические и ролевые игры. Так, например, быстрому запоминанию имен одноклассников и сплочению коллектива помогут игры:

— «Имена». Дети становятся в круг. Первый ребенок называет свое имя, второй называет имя первого и свое, третий – имя первого, второго и свое и т.д. Играть в эту игру можно для начала по рядам, либо разделившись на группы – мальчики и девочки, где задействовано меньшее количество детей. Данную игру можно провести в виде соревнования – чей ряд окажется самым внимательным.

— «Алфавит». Надо определить, на какие буквы начинаются имена в классе. В соответствии с этим, дети разбиваются на группы и получают различные задания: изобразить предметы, начинающиеся на «свою» букву (все остальные дети отгадывают загаданные предметы); определить имена, в которых самое большое (или самое маленькое) количество букв.

— «Я знаю пять имен мальчиков (девочек)». Эту игру можно предложить во время физминуток, прыгая или шагая, а на каждый прыжок (шаг) называть имя.

— «Нет такого имени». Игра проводится в форме соревнования по рядам. Дети по очереди называют имена. Нельзя называть имена детей, сидящих на этом ряду. Побеждает тот ряд, где дети ни разу не ошиблись.

— «Паутина». Необходимые материалы: клубок ниток. Инструкция: «Сядьте в один большой круг. Если к вам в руки попадает клубок, то у вас появляется возможность сообщить нам свое имя и что – нибудь рассказать о себе. Может быть, кто – нибудь из вас захочет рассказать о своей любимой игрушке, о том, что у него лучше всего получается, или о том, чем он любит заниматься в свое свободное время. У вас есть минутка, чтобы подумать, что вы хотите рассказать нам о себе. Если ничего не хочется говорить о себе кроме имени, то можно просто взять нить в руку, а клубок перебросить тому, у кого в руке еще нет нити». Игру может начать сам учитель. Таким образом, клубок передается от ученика к ученику, пока все дети не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины. После этого нужно будет распустить паутину. Для этого каждый ребенок должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени и, может быть, пересказывая его рассказ о себе. Так продолжается до тех пор, пока клубок не вернется обратно к учителю.

Работа в тетради (стр. 4). Дети составляют о себе небольшой текст. Работу может проводиться как устно, так и письменно (при условии что учащиеся умеют писать хотя бы печатными буквами). Целесообразно предложить ребятам рассказать о том, как их называют ласково дома, обсудить, как хотелось, чтобы их имя звучало в классе. Можно посчитать, сколько детей имеют одинаковые имена и договориться, как их различать при обращении. В рамке нужно нарисовать свой автопортрет, а потом прокомментировать рисунок: например, какое у тебя на рисунке настроение, чем занимаешься, о чем думаешь. Это дает не только для ребенка возможность выразить себя, но и для учителя провести диагностику психологического состояния данного ребенка в целях последующей его коррекции, поиска индивидуального подхода к каждому. Интерпретацию данного теста лучше провести совместно с психологом. Данная интерпретация предложена Р. Бернсом (США, Институт человеческого развития, г. Сиэтл):

Голова. Рисунок большой головы обычно предполагает большие интеллектуальные претензии, или недовольство своим интеллектом. Рисунок маленькой головы обычно отражает чувство интеллектуальной или социальной неадекватности.

Глаза. Большие глаза на рисунке предполагают подозрительность, а также проявление озабоченности и гиперчувствительности по отношению к общественному мнению. Маленькие или закрытые глаза обычно предполагают самопоглощенность.

Уши и нос. Большие уши предполагают чувствительность к критике. Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии.

Рот. Выделенный рот предполагает возможную затрудненность с речью. Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в общении. Открытый рот, язык свидетельствуют о потребности много говорить.

Руки. Символизируют контакт личности с окружающим миром, скованные руки предполагают жесткую, обязательную, замкнутую личность. Вяло опущенные руки предполагают неэффективность. Хрупкие, слабые руки предполагают физическую или психологическую слабость. Длинные, сильные руки предполагают амбициозность и сильную вовлеченность в события окружающего мира. Очень короткие руки предполагают отсутствие амбициозности и чувство неадекватности в социальной среде.

Ноги. Длинные ноги означают потребность в независимости. Большие ноги подразумевают потребность в безопасности. Рисунок без ног означает нестабильность и отсутствие основы.

С полученной информацией учителю следует обходиться достаточно деликатно, использовать ее как возможность более точно подобрать методы и приемы индивидуальной работы.

Под знаком «Хитрое задание» даны ребусы. Отгадки ребусов: в О ВА — Вова, на Д Я – Надя, в А ЛЯ — Валя, Л из А — Лиза. Какое имя лишнее? В зависимости от обоснования возможны различные варианты: Вова – мужское имя, остальные женские; Валя: данное имя может принадлежать и мальчику и девочке; Вова – в данном слове все согласные звуки твердые и др. Есть ли в классе дети с такими именами? Какие из ребусов составлены одинаково? Пусть дети попробуют составить ребус к своему имени (можно организовать работу по группам – объединиться детям с одинаковыми именами).

Для выполнения следующего задания потребуется умение выделять при проговаривании звуки в слове. По первым буквам названий предметов нужно расшифровать имена. Предметы, включенные в ребусы можно предложить классифицировать на группы (например, съедобные, несъедобные). Назовите к данному имени полное. А какое у тебя полное имя? Узнай, почему тебя так назвали. Что такое отчество, какое у тебя отчество? Хорошо, если учитель сам подаст пример и расскажет об истории своего имени, как называли в школе, как любит, чтобы его называли дома. Можно предложить детям зашифровать таким же образом имена своих одноклассников.

Уроки 4 – 5. Любимые занятия.

Для сплочения коллектива, развития внимательного отношения друг к другу можно проводить следующие игры:

— «Таинственный незнакомец». Ведущий дает подсказки о Таинственном незнакомце: у него голубые глаза, у него светлые волосы, он любит заниматься спортом и т.д. Первый отгадавший, о ком идет речь становится ведущим.

— «Будь внимательным». Игру можно проводить во время физминутки. Все встают. Ведущий командует: «Хлопнет в ладоши тот, у кого длинные волосы.», «Подпрыгнет тот, кто пишет правой рукой.», «Улыбнется тот, кто любит плавать» и т.д..

— «Чей голос?». Ведущий отворачивается. Дети, не меняя голос, говорят фразу. Например, любую фразу приветствия (добрый день, здравствуйте, рад вас видеть и т.п.). Ведущий должен узнать, чей звучал голос.

— «Найди изменения». Выбираются два ведущих (для того чтобы они могли обсудить между собой внесенные изменения). Перед тем как ведущие выходят за дверь, они должны внимательно посмотреть на одноклассников. После удаления ведущих, вносятся 3 (впоследствии их может быть 5) изменения: меняются местами дети, снимают — одевают одежду, меняются ею и т.п. Ведущие по возвращению должны найти внесенные изменения.

Работа в тетради (стр. 5-6). Опишите, чем заняты дети на иллюстрациях Каждый ребенок должен отметить ту картинку, на которой изображено его любимое занятие. В прямоугольнике предлагается нарисовать свое любимое занятие. Важно дать возможность каждому ребенку рассказать о себе, сопоставить свои интересы с интересами других детей. Необходимо, чтобы в ходе этих первых занятий дети не только как можно больше узнали друг о друге, но и нашли общие интересы.

Под знаком «Хитрое задание» необходимо описать, чем занимается мальчик на каждой из четырех иллюстраций, а затем пронумеровать, определив последовательность действий. Можно также обсудить режим дня, для чего его необходимо соблюдать.

На стр. 6 под знаком «Обсуди» дана иллюстрация, в результате анализа которой необходимо определить, как можно лучше узнать друг друга (вместе играть, мастерить, найти общие увлечения и др.). Можно обратиться к опыту детей, кому удавалось самостоятельно с кем-либо познакомиться, что удалось узнать об этом человеке.

Уроки 6 – 8. Моя семья.

Работа в тетради (стр. 6-9). Задание «Нарисуй свою семью» может также являться диагностикой особенностей внутрисемейных отношений. Данный тест (как и тест «Автопортрет») может проводиться повторно после адаптационного периода – примерно через полгода, в таком случае необходимы разные инструкции.

Инструкция 1 к тесту «Рисунок семьи»: «Нарисуй свою семью». При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а если возникают вопросы «что нарисовать?», следует лишь еще раз повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится около 30 минут. При групповом выполнении теста время чаще ограничивают в пределах 15 – 30 минут.

Инструкция 2: «Нарисуй свою семью, где все заняты своими обычными делами».

После выполнения задания следует стремиться получить максимум дополнительной информации. Обычно задаются следующие вопросы:

Скажи, кто тут нарисован?

Где они находятся?

Что они делают? Кто это придумал?

Им весело или скучно? Почему

Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса целесообразнее задавать в индивидуальной беседе, поскольку они провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на ответе. При опросе педагог должен пытаться выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого–нибудь из членов семьи (если так произошло). Следует избегать прямых вопросов, не настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например: «Если вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти с собой» и т. п.).

Интерпретация теста «Рисунок семьи». На основании особенностей изображения можно определить:

степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность – те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки;

особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т. п., тогда как большие размеры, применение ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления;

особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка в семье можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что – то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко стоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т. д.).

Необходимо обратить внимание на случаи, когда ребенок рисует большую или меньшую семью, чем она есть на самом деле (это указывает на функционирование определенных защитных механизмов, — чем больше несовпадение, тем больше неудовлетворенность существующей ситуацией).

Под знаком «Хитрое задание» на стр. 6 – 7 даны две иллюстрации, которые необходимо сравнить и найти 7 отличий. По ходу можно обсудить, кто изображен, как узнали, что это семья, где эта семья может жить, что нам говорит о том, что это кубанская семья и т.п. Можно обратиться к опыту детей, в чьей семье есть казаки, сделать выставку семейных фотографий, по возможности пригласить на урок родственников казаков.

На стр. 8 для прослушивания и анализа даны стихотворения. Необходимо обратить внимание, что авторы стихотворений – кубанские поэты. Как помогают своим родным дети – герои стихотворений Татьяны Голуб и Кронида Обойщикова? Почему важно помогать членам своей семьи? Как понимаете слова мальчика: «В целом мире я хозяин, а не гость!». Обязательно надо обсудить иллюстрации.

На стр. 9 под знаком «Хитрое задание» необходимо определить, какие предметы изображены, для чего они служат. Хорошо, если эти предметы будут представлены детям на уроке. Какими из данных инструментов вам уже приходилось пользоваться? Какие домашние обязанности есть у вас? Можно провести игры:

«Что мы делали, не скажем, что мы делали – покажем», «Я умею делать лучше всех в семье!». К пословицам на стр. 9 можно дать задание придумать ситуации, а может и вспомнить из собственной жизни.

После коллективного обсуждения разницы между обязанностями и увлечениями, пусть дети расскажут об увлечениях членов своей семьи. Чем вы любите заниматься всей семьей? Можно пригласить на урок родственников детей, которые могут рассказать о своих увлечениях. Организуйте в классе (а может и на параллели 1-х классов) выставку «Золотые руки», где будут представлены экспонаты, выполненные руками родных и близких учащихся.

Уроки 9 – 10. Семейные традиции.

В начале работы над этой темой следует обсудить, что такое традиции, какие традиции знакомы детям (возможно, к этому моменту в классе уже сложились традиции, например, поздравлять с днем рождения именинников, в конце каждой недели коллективно подводить обсуждать успехи и неудачи и пр.).

Работа в тетради (стр. 10-11). Учащиеся обсуждают, символы каких праздников изображены на иллюстрации? Есть ли среди них те, что являются традиционными в твоей семье? Только ли праздники могут быть традиционными? При обсуждении особое внимание следует уделить православному празднику Пасха, рассказать об обычаях, связанных с его празднованием. Если есть учащиеся из семей с другим вероисповеданием, можно попросить рассказать о тех религиозных праздниках, которые празднуют в их семье. Далее учащиеся должны соотнести символ праздника с названием времени года. Результаты выполненного задания будут разные: это зависит и от даты рождения ребенка, и от того, с чем он ассоциирует тот или иной символ. Можно также обсудить, какие еще есть традиции (в семье, в той местности, где живут дети и др.), дорисовать их символы и соединить с названием времени года. В пустой рамке детям можно предложить нарисовать празднование своего традиционного семейного праздника.

Перед выполнением «Хитрого задания» можно обсудить, в каких случаях подают торт, от чего зависит количество свечей на нем. Чем отличаются торты в левой части страницы? (форма, цвет, количество свечей) Необходимо определить, какого торта из правой части не хватает (подсказка: надо проанализировать торты в каждой строке и в каждом столбце). (Правильный ответ: это торт квадратной формы, в точках, с одной свечой).

В ходе прослушивания и анализа стихотворений Владимира Нестеренко «Женский день» и Варвары Бардадым «Радость» учащиеся должны придумать и впечатать названия к стихотворениям. Далее можно сравнить авторские названия со своими и обсудить, почему именно так, а не иначе названы стихотворения. Результатом анализа стихотворения Варвары Бардадым может стать «украшение» елки.

Подведением итогов изучения данной темы может стать семейный праздник, на котором не только дети смогут продемонстрировать свои знания, но и члены их семей познакомиться между собой.

Урок 11. Наша школа.

Работа в тетради. При обсуждении, в каком из зданий может находиться школа, важно обратить внимание на их предназначение, вспомнить, есть ли в том населенном пункте, где мы живем, подобные здания. Особо следует отметить изображение храма — это Храм Александра Невского, недавно восстановленный в городе Краснодаре.

«Собирая» портфель мальчика, обязательно надо обсуждать необходимость каждого предмета. Есть ли среди изображенных предметов те, что являются отгадками загадок кубанского поэта Владимир Нестеренко:

Кто щекочет всё время бумагу,

Не привык карандаш уважать,

Кто себе позволяет отвагу –

И слова, и рисунки стирать?

Города, моря найдем,

Горы, части света.

Умещается на нем

Целая планета.

И бумагу, и картон

Хорошо скрепляет.

И кисель по виду он

Мне напоминает.

На листе большом и белом

На одной ноге плясал.

Быстро, весело, умело

Он кота нарисовал.

Какие из отгаданных предметов мальчик с собой не взял? Какие школьные принадлежности ты посоветуешь взять с собой? Можно провести «ревизию» портфелей: доставая каждую вещь, ребенок должен объяснить, для чего она.

В «Хитром задании» необходимо дорисовать буквы (возможны варианты). Из полученных целых букв сложить слова. Одно из них должно получиться «Кубань». Обсудить, что оно обозначает.

Урок 12. Правила поведения в школе.

Работа в тетради (стр. 13). Красным карандашом надо обвести те знаки, которые показывают как нельзя себя вести в школе, синим цветом – как надо себя вести в школе. В свободном круге каждый ученик может нарисовать свой запрещающий или разрешающий знак и обвести его карандашом соответствующего цвета.

Обсуждение правил организованного передвижения по школе важно перед экскурсией по школе, которая состоится на следующем уроке.

Уроки 13 — 14. Знакомство со школой.

Перед тем, как идти на экскурсию, обсудите правила организованного передвижения по школе (ниже изложен примерный тест, учитель же составляет свой, основываясь на результатах обсуждения предыдущего урока):

Перед выходом из своего кабинета надо:

построиться парами;

встать, как пожелаешь.

Идти по коридору нужно:

спокойным шагом;

обгоняя друг друга;

громко обсуждая то, что видишь.

Если навстречу идет учитель школы:

Надо громко поздороваться;

пройти мимо;

молча кивнуть в знак приветствия.

и т.д.

Работа в тетради. Перед экскурсией учитель зачитывает и обсуждает с детьми задания, которые необходимо будет выполнить в ходе экскурсии. Во время экскурсии следует обратить внимание детей на безопасное передвижение по лестнице, на эвакуационный выход из школы. Для учащихся полезным будет узнать имена и отчества технического персонала, работников столовой, учителей, чьи кабинеты будут посещены. После экскурсии можно предложить учащимся придумать знак для кабинета, в котором учится их класс. Обсудить, чей знак является более точным символом класса, и прикрепить его на дверь (возможен также выбор нескольких знаков, сменяющих друг друга).

В процессе изучения данной темы можно также рассказать об истории образования школы (что было раньше на месте строительства школы, всегда ли в этом здании находилась школа и т.д.), о ее традициях, о прославивших ее учениках, можно организовать встречу с кем-то из них, встречу можно также организовать и с родителями – бывшими учениками школы.

Урок 15. Тема: «Школьные поручения».

Целесообразным будет вспомнить, с людьми каких профессий учащиеся знакомились во время экскурсии, обсудить необходимость бережного отношения к их труду, а в связи с этим и важность распределения школьных поручений в классе. Возможно, к этому времени в классе уже распределены поручения, в таком случае можно будет обсудить, как они выполняются и что еще нужно сделать, чтобы в классе было уютно и комфортно.

Работа в тетради (стр.15) В задании учащимся предлагается выбрать поручение, которое было бы полезно окружающим и интересно самому ребенку. Дети могут выбрать среди как среди нарисованных, так и придумать дополнительные поручения: ухаживать за рыбками, относить заявку в столовую и др. (на свободной части листа предлагается символично изобразить данные поручения). На строчках под рисунками можно сформулировать поручение или написать фамилию и имя одноклассников, ответственных за это дело.

«Хитрое» задание учащиеся должны постараться самостоятельно сформулировать и выполнить. На пустой строке надо написать название профессии, соответствующей слову «чистота».

Уроки 16 — 17. Школьная дружба.

Работа в тетради (стр. 16). Рассказывая о том, с кем сдружились во время учебы в школе, дети обязательно должны отметить, почему именно с этим человеком интересно дружить. Подобного рода беседа позволит также незаметно для детей провести социометрическое исследование, в результате которого можно выявить лидеров, предпочитаемых детей в классе, пренебрегаемых и отверженных, что позволит более эффективно спроектировать воспитательную работу по формированию коллектива (возможно также организовать совместную работу с психологом в данном направлении).

Можно предложить детям сыграть в игру «Хорошо ли ты знаешь своего друга»: выбирается пара друзей, один из которых уходит за дверь, а второму ребята задают вопросы: «Каких животных любишь? Сколько в семье человек? Чем любишь заниматься в свободное время?» и т.п. эти же вопросы задаются и вошедшему другу. Засчитываются совпавшие ответы.

Основной целью данных уроков является выработка единых правил бесконфликтного общения внутри и вне коллектива. К этому моменту у детей уже накоплен опыт социального общения, есть примеры жизненных ситуаций, некоторые из которых, возможно, изображены на иллюстрациях учебного пособия. Рассматривая иллюстрации (мальчик дергает за косу девочку, мальчики дерутся), анализируя пословицы, важно обсудить не только, как избежать подобного рода ситуаций, но и как реагировать, если в нее все-таки попадешь.

С ребятами можно обсудить различные конфликтные ситуации (в том числе и те, которые случались в классе, при этом важно фиксировать внимание детей на положительных примерах, благородных поступках участников данных ситуаций), например, как поступить, если:

сосед по парте без разрешения взял твой новый пенал;

сосед по парте тебя подтолкнул под локоть, и ты допустил ошибку;

тебя обозвали.

и т.п.

Можно обсудить и принять правила школьной дружбы, такие, например, как: умей прощать, не обижай, будь щедрым, радуйся успехам других, предложи помощь, даже если тебя о ней не просят.

Урок 18. Родной город (станица, хутор). Улица, на которой я живу.

Работа в тетради (стр. 17-18). Целесообразно обратиться к карте-схеме (стр. 2-3) и найти на ней город Краснодар, рассмотреть герб и флаг Краснодарского края. Пусть учащиеся расскажут, что они уже знают об этом городе, что нового узнали, рассматривая фотографии в учебнике-тетради. Можно в классе устроить выставку фотографий «Мои путешествия по городу Краснодару».

Как называют жителей Краснодара? А как называют жителей нашего населенного пункта? Можно предложить детям составить письменный рассказ о родной улице. Здесь появляется первое задание поискового характера: узнай историю своей улицы. Важно рассказать детям, откуда он может об этом узнать: поинтересоваться у родных, соседей, воспользоваться справочной литературой, периодической печатью. Естественно, этот процесс должен сопровождаться помощью взрослых (учителя, родителей, вожатых и др.). Если несколько человек живут на одной улице, целесообразно организовать групповую работу.

При анализе картины и стихотворения следует также обратить внимание учащихся на то, что художник Григорий Булгаков (автор картины «Весна») живет и работает в городе Краснодаре, а поэт Владимир Нестеренко – житель станицы Брюховецкой, и каждый их них с одинаковой теплотой передал любовь к своей родной улице. В пустом прямоугольнике учащимся предлагается нарисовать вид из своего окна.

Обратившись к карте-схеме и карте Краснодарского края, можно предложить детям обсудить, жители каких городов нашего края, сел, станиц могут видеть из окна такие пейзажи:

Море, купающиеся дети,

Сад, вдали горы,

Поле подсолнухов

Дорогу, идущие по ней трамваи, машины, тополя

Учащимся можно предложить представить свою улицу через 100 лет и нарисовать ее.

Уроки 19 — 20.. Правила дорожного движения.

Работа в тетради (стр. 19-21). Для начала следует обсудить, что такое правила безопасного поведения, какие правила нарушил, а какие не знал зайка-герой стихотворения Кронида Обойщикова.

Задания на стр. 20 (знаки дорожного движения) могут быть выполнены не сразу – это зависит от знаний учащихся. Если какой-то знак вызывает затруднение, не стоит требовать его механического заучивания: следует обратить на него внимание во время экскурсии, пусть дети понаблюдают за знаками дорожного движения во время прогулок, поездок, во время просмотра кинофильмов. При изучении правил дорожного движения (стр. 21) важно не столько запомнить правила, сколько обсудить, почему надо поступать так, а не иначе. «Хитрое» задание ребята должны попробовать сформулировать самостоятельно: какое слово должно получиться при перестановке букв? (зебра)

Во время экскурсии (лучше, если она пешеходная, в ходе чего требуется выполнение правил дорожного движения) необходимо обратить внимание учащихся на правильность выполнения тех правил, которые были изучены на уроке. После экскурсии – обсуждение выполненных заданий.

Урок 21. Виды транспорта. Правила поведения в общественном транспорте.

Работа в тетради (стр. 22). Обсуждение различных видов транспорта можно построить, опираясь на карту-схему Краснодарского края (стр. 2-3). Важно обратить внимание учащихся на те виды транспорта, которыми пользуются жители Кубани.

Результатом анализа иллюстрации, на которой изображено поведение детей в транспорте, должна стать выработка правил поведения в общественном транспорте: уступай место пожилым людям, не высовывайся из окна, не выходи на ходу, не отвлекай водителя. Какие еще правила поведения в общественном транспорте необходимо выполнять? Ответь на этот вопрос поможет стихотворение Любови Мирошниковой. Почему оно названо «Невероятные превращения»?

Друг дружку перебивая,

Мальчишки галдели в трамвае,

Как будто в трамвае

Были они

Одни!

Кричали, смеялись, затеяли спор,

Но вмиг, когда к ним

Подошёл контролер,

Вдруг стихли и съёжились –

Где ж тут смеяться?

Галдели, как гуси,

Попались, как зайцы.

Моделируя правила поведения важно выработать у детей понимание того, почему нужно себя вести так, а не иначе.

Игра «Лабиринт» позволяет закрепить знания детей о правилах дорожного движения, повторить понятия «право», «лево». Узкие дорожи на рисунке – пешеходные, широкие – проезжая часть. Каждый ребенок самостоятельно выбирает маршрут движения казачка: началом движения может являться не только средняя дорога, возле которой он нарисован, это может быть любая из 11 предложенных художником. Важно, чтобы ребенок смог объяснить, откуда он начинает движение, например: «Мой казачок начинает движение с верхней дорожки, расположенной по левому краю рисунка» или «Начало пути моего казачка – вторая дорожка слева, расположенная на верхнем краю рисунка». При подготовке маршрутов необходимо вспомнить, по какой стороне дороге должен передвигаться пешеход, как переходить дорогу, если нет светофора. Можно предложить детям дорисовать дорожные знаки, которые помогут казачку безопасно добраться до школы.

Определяя, какой вид транспорта лишний, необходимо обсудить различные для этого основания, например: трамвай идет по рельсам, остальные машины – нет; машина с надписью «Молоко» — не относится к общественному транспорту.

Уроки 22 – 23.Чем славится город (станица, хутор)*.

Для изучения данной темы, необходимо организовать экскурсию по родному городу (селу, станице), возможно, следует побывать на значимом для данной местности предприятии, музее и т.п. На втором уроке можно организовать фотовыставку, выставку и обсуждение рисунков.

Урок 24. Достопримечательности.

Работа в тетради (стр. 23). Что такое достопримечательности? Можно обсудить, какие из изображенных на фотографиях достопримечательности известны детям? Почему они заслуживают особого внимания? Рассматривая карту-схему на стр. 2 – 3, необходимо найди достопримечательности. Есть ли в вашем населенном пункте достопримечательности? Найди фотографии, вырезки из газет с изображением этих мест и пр. Можно также предложить детям нарисовать самостоятельно, а также рассказать об этом достопримечательном месте. Является ли оно местом отдыха вашей семьи? Учителю можно на доске (или на ватмане) нарисовать контур города (станицы, села, хутора), к которому учащиеся смогут прикрепить изображения различных видов достопримечательностей своей местности, найденных в ходе поисковой работы.

Выполняя «Хитрое задание» ребята должны не только помочь каждому из героев иллюстрации (Буратино, Красная Шапочка, клоун, казак) найти свой костюм, но и определить, где данные костюмы можно увидеть (в театре, музее, цирке, парке и др.). Являются ли эти места достопримечательностями?

Уроки 25 — 26 Труд людей моей местности.

Работа в тетради (стр. 24-25). Учащиеся самостоятельно организовать самопроверку: кроссворд разгадан правильно, если в выделенном столбике получилось слово «труд». При анализе отгадок, необходимо обсудить, люди каких профессий используют в своей работе данные предметы.

«Хитрое задание»: кто занят не своим делом? Узнать, чем на самом деле должен заниматься доктор, милиционер, повар, можно, организовав экскурсию. При этом можно посетить с детьми больницу, кафе, отделение милиции или отправиться к школьному участковому, пообщаться с медицинским персоналом в школьном медпункте и понаблюдать за тем, как школьные повара готовят вкусный обед.

После того, как дети продолжили по образцу, обсудите работают ли в вашем населенном пункте люди этих специальностей? С какими еще профессиями ты знаком? Люди каких профессий прославили твой город (село, станицу, хутор)?

Организуйте встречу с людьми разных профессий. Можно предложить детям проиллюстрировать их рассказы.

После прочтения стихотворения «Кузнец», можно предложить детям сыграть в игру: «Узнай по звуку профессию».

Обсудите, приходилось ли детям встречаться с героями следующих стихотворений:

Мой дядя

Мой дядя – поливальщик.

С водой он дружит в зной,

Совсем как настоящий,

Из сказки, водяной.

К машине поливальной

Он вышел в огород.

В машине поливальной

И радуга живет.

Вадим Неподоба

Помогли подковки

Были старые у Вовки

Стоптанные башмаки,

Но сапожник две подковки

Пригвоздил на каблуки.

И теперь шагает Вовка

Всюду в этих башмаках.

Рада каждая подковка,

Что у Вовки звонкий шаг…

Владимир Нестеренко

Рассмотрев картину В. Сидорова «Кубанская нива», дети должны определить чей труд можно назвать коллективным (колхозников), а чей индивидуальным. Среди людей изученных профессий кто трудится коллективно, а кто индивидуально.

Составив поговорку «Одна пчела немного меду натаскает», обсудите ее смысл.

Изучение карты-схемы Краснодарского края (стр. 2-3) позволит определить люди каких профессий трудятся на благо нашей малой Родины.

Урок 27. Будем жить в ладу с природой.

Перед тем как идти на экскурсию, следует обсудить правила поведения в природе. После экскурсии можно сделать выставку рисунков, находок, рассказать об интересных наблюдениях.

Урок 28. Красота природы моей местности.

Работа в тетради. Изучая произведения художников, поэтов, музыкантов, обратить внимание на то, что привлекает их внимание.

Ива.

Распустила косы ива,

Смотрит в речку горделиво,

Словно в зеркальце принцесса.

Вышел месяц из-за леса,

Всю округу озарил,

Иве

Блёстки подарил.

Месяцу красавица

Нежно улыбается.

Татьяна Голуб

Полюбуйся полем этим –

Славный будет урожай.

Краше места нет на свете,

Чем знакомый с детства край!

Владимир Нестеренко

Каким образом у них получилось передать красоту родного края?

Уроки 29 — 30.. Животные и растения вокруг нас.

Повторное обращение к карте-схеме Краснодарского края (стр. 2-3) позволит создать общее представление о животном и растительном мире нашего региона.

Работа в тетради (стр. 29).

Понаблюдав за деревьями во время экскурсии, необходимо дорисовать кроны тех деревьев, которые растут в вашей местности.

«Хитрое задание»: в данной цепочке слов нужно найти как можно больше названий животных (еж, жук, коза, заяц, цапля, лягушка, кабан, нутрия, ягуар). На какие группы можно разделить? Кто лишний?

Урок 31. Забота о братьях наших меньших.

Работа в тетради (стр. 30). Дополнительно можно прочитать и обсудить с детьми следующие стихотворения:

Щенок

Вы, наверное, видали,

Как бывает одинок

На базаре, на вокзале

Кем – то брошенный щенок?

То его заденут сумкой,

То в сторонку оттеснят,

А в ответ тоскливый, умный,

Извиняющийся взгляд…

Вот идет мальчишка с мамой

И кричит:

-Какой щенок!

И дает дворняжке самый

Лучший

Лакомый

Кусок.

Владимир Нестеренко

Ёжик

— Ёжик серый,

Ты колючий

Для чего?

— На всякий случай!

— Погляди, моя рука

Держит кружку молока,

А в другой –

Черешен чашка,

Ну а ты сердит, бедняжка!..

Разве можешь

Ты, колючий,

Зло таить на всякий случай?!

Вадим Неподоба

Стихотворение «Ежик» можно прочитать по ролям.

Как ещё человек может заботиться о животных? Что делать, если животное заболело?

Урок 32

Работа в тетради (стр. 31). Целесообразно на уроке показать Красную книгу Краснодарского края, дать учащимся ее полистать и найти названия животных, которые изображены в учебном пособии (средняя ящерица, бабочка подалирий, рысь). Обратите внимание ребят на то, что на обложке этой книги изображена бабочка, очень похожая на подалирий. Можно предложить найти отличия этих двух бабочек и узнать ее название (махаон). Легенда???

После выполнения задания под знаком «Вопрос» можно предложить учащимся узнать, какие животные из представленных в задании обитают в вашей местности.

Урок 33

Заключительный урок можно провести в форме урока-праздника, урока-викторины и т.д. Можно показать учебник-тетрадь по кубановедению для 2 класса.

Работа в тетради. При разгадывание кроссворда, предложите ребятам определить, к каким темам, изученным за год, относятся слова-отгадки? При самопроверке ключевое слово должно получиться «второклассник».