Урок по литературному чтению Тема Иван Наркисович Мамин-Сибиряк сказка Умнее всех

ТЕМА: Иван Наркисович Мамин-Сибиряк сказка «Умнее всех».

ЦЕЛИ: повторить произведения «Приемыш» и «Постойко»;

сравнить сказку и рассказ;

познакомить со сказкой И.Н. Мамина-Сибиряка «Умнее всех».

ОБОРУДОВАНИЕ: фотография писателя, картинки из его произведений.

УРОК №1.

ХОД УРОКА.

Оргмомент.

— Ребята, сейчас урок чтения.

Подготовка к изучению нового материала.

— Ребята, на прошлых уроках мы знакомились с произведениями какого русского писателя. (На доске портрет)

— Ребята, а какие произведения мы уже читали.(«Постойко», «Приемыш»).

— Сейчас я буду показывать вам рисунки, а вы должны узнать из какого они произведения и рассказать этот отрывок.

Показ рисунков.

— Ребята, а может быть, кто-нибудь знает еще произведения этого автора?

Показ выставки книг.

— Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой И.Н. Мамина-Сибиряка «Умнее всех».

— Ребята, а чем отличается сказка от рассказа?

(В сказке есть вымысел.)

— Сейчас я прочту вам сказку, а вы внимательно меня будете слушать.

Чтение сказки учителем.

Проверка первичного восприятия.

— Как вы думаете почему это сказка?

— Кто главные герои сказка?

— Был ли индюк самой умной птицей? Почему?

Итог урока:

— Ребята, на следующем уроке мы продолжим работу над сказкой. На дом вам будет задано чтение сказки.

УРОК № 2.

ХОД УРОКА.

Оргмомент.

— Урок чтения.

— Сегодня на уроке мы продолжим работу над сказкой И.Н. Мамина-Сибиряка «Умнее всех».

— Мы будем читать, и работать над текстом.

1 глава.

— Маша, начни читать сказку.

(Останавливаю после слов — То-то.)

— Какой вопрос волновал Индюка? Прочитайте.

— Какой ответ он хотел получить?

— Она считала его умным.

— Маша, продолжи читать. (остановка после слов: маленький недостаток.)

— Почему он рассердился?

— Какой еще вопрос его волновал, найдите?

— Почему он считал, что его не уважают?

— Что узнаем об индюшке, какая она была? Расскажите?

— Почему ей было обидно?

— Что значит ломакой? (Не сразу говорит).

— Продолжим чтение. (До конца 1 главы )

— Почему шумели птицы? О каких героях мы узнаем еще.

— Как бы мы озаглавили эту часть?

2 глава.

— О каком качестве мы узнаем еще у индюка?(Гордый, считал себя единственным.)

— Найдите отрывок об индюшке? Прочитайте.

— Какой случай заставил позабыть индюка о голоде?

— За что или за кого приняли птицы этот предмет.

— За что приняла курочка, гусак, петух?

— Почему молчал Индюк?

— К кому обратились птицы? Почему?

— Зачем Индюк прежде чем ответить, задал вопрос?

— Найдите ответ Индюка.

— Смог ли он ответить на вопрос? Почему?

— Прав ли был еж, назвав Индюка глупой птицей?

— Что так возмутил птиц? (Они пытались защитить себя)

— Как менялось настроение Индюка, почему он не полез в драку?

— Смог ли Индюк признать свою глупость? Как он скрыл ее?

Вопрос из книги.

Сравнить сказку с басней.

— Ребята, похожа эта сказка на басню? Что такое Басня?

— Кто герои сказки, басни?

— О каких пороках идет речь в этой сказке?

— Может быть это басня? Почему?

— В какой форме написана басня?

— Какие вы знаете басни где высмеиваются данные пороки?

Подведение итогов:

— Был ли на самом деле Индюк умным?

— На дом я предлагаю составить рассказ на выбор от лица Индюка, Ежа, Индюшки.