Урок окружающего мира 2 класс Твоё первое знакомство со звёздами

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

ВО 2 КЛАССЕ

Тема: Твоё первое знакомство с звёздами.

УЧИТЕЛЬ: Громова Е. М.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Окружающий мир. 2 класс. «Начальная школа 21 века».

Тема: Твоё первое знакомство со звёздами.

Цели и задачи:

Образовательная: начать формирование представлений обучающихся о Вселенной, о звездах и планетах;

Развивающая: развивать познавательную активность обучающихся; воображение, умение использовать в работе ранее полученные знания; умение рассуждать, выражать свои мысли.

Воспитательная: воспитывать чувство долга и ответственности за сохранение планеты, прививать любовь к природе родного края и всему живому на земле.

Оборудование:

учебник «Окружающий мир» 2 часть автор: Виноградова Н.Ф.;

рабочая тетрадь № 2;

компьютерная презентация «Звездный мир» в программе Ease Teach NG;

компьютер, проектор, интерактивная доска.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Повторение. / интерактивная доска – игра в программе Ease Teach NG /

* Как называется наша Родина?

Кто стоит во главе нашего государства?

Какой город является столицей нашей страны?

* Задания на ИД: составить герб России и герб СПб, составить флаг

России, объяснить цвета флага РФ.

* Как называется главный закон нашего государства?

Какие основные права и обязанности человека и гражданина,

закреплённые в Конституции вы знаете?

3. Актуализация опорных знаний. / слайды /

Ребята, тему нашего урока вы сможете назвать сами, выполнив определенные задания.

Отгадайте загадки: / загадывают ученики /

* Угли пылают, совком не достать,

Ночью их видно, а днем не видать. (Звезды.)

* Это что за потолок? То он низок, то высок, То он сер, то беловат, То чуть-чуть голубоват. А порой такой красивый – Кружевной и синий-синий! ( Небо )

* Круглое и яркое, дарит всем тепло. Встало утром рано, по небу пошло. Закатилось вечером за леском. Угадайте-ка, ребята, говорю о ком? ( Солнце)

СОЛНЦЕ, НЕБО, ЗВЕЗДЫ. Ребята, исходя из содержания загадок, предположите. (Ответы детей.)

4. Объявление темы и задач урока. / слайды /

Правильно. Тема сегодняшнего урока «Знакомство со звездами».

Ребята, кто видел ночное звездное небо?

Послушайте стихотворение Сергея Есенина «Звёзды»

Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? Звезды, таящие мысли глубокие, Силой какою вы душу пленяете?

Частые звездочки, звездочки тесные! Что в вас прекрасного, что в вас могучего? Чем увлекаете, звезды небесные, Силу великую знания жгучего?

И почему так, когда вы сияете, Маните в небо, в объятья широкие? Смотрите нежно так, сердце ласкаете, Звезды небесные, звезды далекие!

Ребята, а как вы думаете, почему мы так любим смотреть на звезды?

О чем вы думаете, когда смотрите на звёзды? ( Ответы детей.)

Словесное сопровождение демонстрационного ряда:

Звездное небо прекрасно. Нет на земле человека, который, вглядываясь в звездное небо, не чувствовал бы всей его красоты и величия, который не испытывал бы желания познать его тайны. Ясной темной ночью небо предстает как гигантская опрокинутая чаша, усыпанная звездами, и нам становится понятно, почему древние считали звездное небо огромной сферой, вращающейся вокруг Земли.

Открылась бездна, звезд полна, звездам числа нет, бездне – дна’’, — так описывал звездное небо великий русский ученый Михаил Ломоносов.

Сегодня на уроке мы будем думать, узнавать новое, использовать знания, полученные ранее.

5. Работа над новым материалом. / слайды /

1) Работа по учебнику. стр. 6–7.

Чтение статьи в учебнике и выполнение заданий к нему.

Что нового для себя вы узнали из этого отрывка?

Выполнение заданий в рабочей тетради № 2 стр. 3 задание № 1 –

самостоятельно. Проверка.

2) Д/з придумать фантастическую историю про звёздное небо.

3) * Давным-давно люди придумывали всякие фантастические истории про Землю, звезды, планеты.

В древности люди считали, что наша планет плоская, а небо – это крыша, на которой ночью зажигаются фонари. А ещё они думали, что дождинки и снежинки падали на Землю через отверстия в небе.

Древние египтяне считали, что земля абсолютно плоская, а небо – это просто стеклянный купол, который ее накрывает. А от того, чтобы он полностью на нее не упал, спасают горы, которые его поддерживают. Звёзды — это просто игры богов, которые таким образом развлекаются, развешивая звезды на куполе.

4) Физкультминутка.

Я называю цвет. Если звезда такого цвета раскаленная, вы прыгаете 2 раза. Если звезда такого цвета менее раскаленная – 1 раз.

голубой, желтый, красный, белый, оранжевый.

5) Продолжение работы по теме.

Сейчас людям уже многое известно. А помогли им в этом учёные — астрономы.

Астрономы – это люди, которые изучают звезды, планеты и другие небесные тела.

* Кто из вас знает, как называется самая близкая к нашей планете звезда?

* Сегодня мы познакомимся с Солнечной семьей.

Солнце – это ближайшая к Земле звезда.

* Учебник, стр. 7 / слайды /

Люди разных профессий по — разному расскажут вам Солнце. Поэт расскажет о том, как прекрасно Солнце; врач — о пользе Солнца для человека; охотник поведает нам, как он путь по солнцу находит.

* Совсем по-другому о Солнце вам расскажет астроном. / рассказывает ученик /

/ материал учебника , стр. 8 /

* В Солнечную систему входят 8 планет: Меркурий, Венера. Земля, Марс, Сатурн, Юпитер, Уран, Нептун. В Солнечную систему входят 8 планет: Меркурий, Венера. Земля, Марс, Сатурн, Юпитер, Уран, Нептун. / слайды + учебник стр. 9/

Учебник, стр. 10-11 / чтение текста в учебнике, рассматривание рисунков-схем и обсуждение/

Картинная галерея. Репродукция картины Я.Матейко “Астроном Николай Коперник”.

Рассмотрите картину, прочитайте об Николае Копернике в учебнике (один ученик читает текст вслух). Каким вы представляете ученого?

Сравните схемы на стр. 10 и11. Чем они похожи и чем отличаются?

Общее: названия планет, их расположение. Различия: в центре первой схемы Земля, второй — Солнце.

Почему книга Н.Коперника имела огромное значение? (Выслушиваются ответы и рассуждения учащихся.)

Правильно, Коперник первым понял и доказал, что в Центре Солнечной системы находится не Земля, а Солнце.

Так ли люди представляют Солнечную систему сегодня?

Вывод: Солнце находится в центре Солнечной системы, а Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси.

5) Дополнительно: просмотр фильма «Волшебная сфера».

6) Работа с выставкой книг

Лучше помогут вам узнать о звёздах и планетах книги

Е. Левитана «Твоя Вселенная», Эмия Бомонт «Космос в картинках».

6. Повторение.

1) Работа в тетради.

Стр. 3 № 2, 4 – работа в парах.

Проверка.

2) Игровые задания на ИД

3) Индивидуальная работа на карточках.

Проверка: на интерактивной доске показать выполненное задание.

7. Рефлексия.

Если вы считаете, что на уроке у вас все получалось хорошо, то нарисуйте голубую звезду.

Если считаете, что все получилось , но что-то можно было сделать лучше, то нарисуйте желтую звезду.

Если считаете, что многое не получилось, то нарисуйте красную звезду.

8. Задание на дом:

Учебник стр. 6–12, р/т стр. 3 № 3, придумать фантастическую историю

нарисовать, каким вы представляете ночное звездное небо.

9. Орг. Конец урока.