МБОУ гимназия №1
Урок литературного чтения в 1 классе
УМК «Школа России»
Лесных Наталья Александровна
учитель начальных классов
Тема урока: «В.В.Бианки «Первая охота».
Цель урока:
формирование эмоционально-ценностного отношения к природе через внутреннее переживание учащимися взаимоотношений главных героев литературного произведения.
Планируемый результат обучения:
Раскрыть базовые национальные ценности: патриотизм, искусство и литература, природа.
Познавательные УУД: формируется умение читать и отвечать на вопросы к тексту, умение вести наблюдение с целью изучения окружающего мира.
Коммуникативные УУД: формируется умение выражать свои мысли, используя различные средства общения в соответствии с конкретной ситуацией.
Личностные УУД: формируется действие нравственно-эстетического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные УУД: формируется умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.
Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык, математика.
Ресурсы: Учебник «Азбука», стр. 98, презентация.
Ход урока:
Организация учащихся.
— Ребята, настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
– Проверь, мой маленький дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь. (Дети садятся)
– Ваши ручки на месте? (На месте!)
Ваши ножки на месте? (На месте!)
Ваши ножки у края? (У края!)
Ваша спинка прямая? (Прямая!)
Постановка целей и определение темы урока.
— Начать наш урок литературного чтения я бы хотела словами Михаила Михайловича Пришвина – русского писателя, автора многих произведений о природе: «Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину!»
— Как вы понимаете это высказывание? Что, значит, охранять природу?
— Конечно, любой человек любит природу. Но иногда встречаются люди, наделённые каким-то особенным отношением ко всему живому. В присутствие таких людей самые капризные растения расцветают пышным цветом, а самые пугливые животные забывают про все свои страхи. Одним из тех, кто обладал эти волшебным даром, был писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки.
— Ребята, а вы хотите узнать, о чём писал Виталий Бианки. Для этого прочитайте хором на слайде слова.
(медведь, сорока, берёза, ромашка, осина, ястреб, волк, роза)
— А теперь распределите их на четыре равные группы. А помогут вам карточки с картинками. Возьмите их и поработайте в парах.
(В первую группу можно отнести слова медведь, волк — это названия зверей. Во вторую группу войдут слова сорока, ястреб — это названия птиц. Третью группу составляют слова берёза, осина. Они обозначают названия деревьев. К четвёртой группе можно отнести слова ромашка, роза — это названия цветов.)
— Подумайте, а какие из четырёх групп можно объединить между собой и скажите, о ком или о чём писал Виталий Бианки?
(Можно объединить названия зверей и птиц — это животные. Можно объединить названия деревьев и цветов — это растения. Значит, Виталий Бианки писал о животных и растениях.)
— Всё что нас окружает можно назвать одним словом, каким? (Природа).
— Правильно, Виталий Валентинович Бианки писал о природе.
— Название произведения Виталия Бианки, с которым мы познакомимся сегодня на уроке, вы определите сами. Для этого соедините первые буквы написанных на слайде слов.
(павлин, енот, рак, волк, альбатрос, ягуар, орёл, хомяк, ослик, тетерев, акула)
— Как называется это произведение? («Первая охота»).
— Какова же тема урока? (Виталий Бианки «Первая охота»).
— Ребята, а чему мы сегодня должны научиться, с чем или с кем познакомиться? Для своих ответов воспользуйтесь моими подсказками.
1. Мы познакомимся с творчеством … и его произведением …
2. Научимся правильно, выразительно …
3. Отвечать на …, выполнять …
4. Работа по теме урока.
— Прочитайте на с. 98 «Азбуки» текст о В.В.Бианки.
— Виталий Валентинович Бианки вырос в семье известного учёного. Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезённые со всего земного шара. Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Виталий впервые отправился в настоящее лесное путешествие. С тех пор лес стал для него волшебной страной.
Разными были интересы, таким же – образование. Вначале – гимназия, затем – факультет естественных наук в университете, позднее – занятия в институте истории искусств. А главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки.
Писатель всегда много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои – животные, птицы, растения. Он написал приблизительно 300 произведений. Бианки мастер литературной сказки. Почти все его сказки – научны, они рассказывают о живом мире природы, учат детей бережно относиться к ней, любить её.
Повсюду: в лесу на полянке,
В реке, на болоте, в полях-
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтёшь
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймешь.
Ох, так написать о природе
Непросто, ведь нужно уметь
На вещи, знакомые вроде,
Всегда удивлённо смотреть.
5. Физкультминутка.
6. Продолжение работы по теме урока
— Послушайте рассказ «Первая охота» в исполнение автора.
— Отгадайте загадку об одном из героев нашего произведения:
Быстрая и юркая,
В змеевидной шкурке я,
А за хвост меня поймаешь,
Сразу тут же потеряешь.
— Кто это? (Ящерица)
— Назовите ещё одного героя рассказа » Первая охота». (Это маленький щенок).
— А каким вы себе представляете этого щенка?
(Добрый, отчаянный, отважный, добродушный, весёлый, радостный, беззаботный, неунывающий).
— Что произошло со щенком? (Щенок хотел поймать ящерку, но у него не получилось).
— Почему щенок не смог поймать ящерку? (У неё отделился хвост).
— Кто из вас видел ящериц?
— Расскажите, как она выглядит? Что вы о них знаете? (Ящерица — небольшоё животное. У него удлинённое тело, длинный хвост).
— Я предлагаю посмотреть вам фрагмент фильма о нашей героине.
— Чем отличается ящерка от ящерицы? (Ящерка маленькая, а ящерица побольше размером).
— Прочитайте текст. (Дети читают вслух произведение).
— Скажите, что в начале рассказа делала ящерка? (Грелась на солнышке).
— Прочитайте, как об этом говорит Виталий Бианки? (Выборочное чтение).
— Что сделал щенок, когда увидел ящерку? (Щенок подкрался и схватил её за хвост).
— Что случилось с хвостом ящерки? (Хвост отделился и остался в зубах у щенка).
— А теперь снова выполним задание. Возьмите таблички со словами действиями.
1 ряд и 3 ряд – разложите по порядку слова действия, которые выполняла ящерица.
(сидела, закрыла, грелась, извернулась, оставила)
2ряд – а вы разложите слова действия, которые выполнял щенок
(подкрался, ухватился, фыркнул, бросил)
— А теперь проверим работы.
— Давайте прочитаем рассказ еще раз, хлопая в ладоши, когда встретится слово ящерка, и подумаем: почему охота щенка была неудачной? (Дети читают текст с хлопками).
— Положите перед собой листок с заданием, и выполним первое из них.
Задание 1.
— Запишите, сколько слогов, букв и звуков в слове «ящерица».
— Кто выполнил правильное задание, поставьте на листе плюс.
— А чем питается ящерица?
Задание 2.
— Положите перед собой снова листок с заданием, и выполним второе.
— Решите задачу.
— Вчера ящерица за обедом съела 5 букашек, а сегодня на 3 букашки больше.
Сколько букашек ящерица съела сегодня за обедом?
— Запишите решение в листке заданий. Взаимопроверка.
— Щенок охотился первый раз и не все сделал правильно.
— Прочитайте ту часть текста, где щенок подкрадывается к ящерке, и скажите, что он сделал верно, и что неправильно. (Выборочное чтение).
— Какие действия были правильными? (Щенок осторожно, тихонько подкрался к ящерке, потом он резко прыгнул).
— Какое действие было неправильным? (То, что щенок схватил ящерку за хвост).
— Чего же не хватало щенку, чтобы охота прошла удачно? (Щенку не хватало опыта, он не знал, что у нее отделяется хвост).
— И в жизни животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает избегать многих ошибок и неправильных решений.
— Кто из героев вам больше всего понравился? Почему?
7. Рефлексия
— Понравился вам урок? Что нового узнали? Чему научились? Что было самым интересным на уроке?
— Поможет вам ответить на вопросы, небольшая подсказка.
— Я для себя сделал открытие…
— Меня удивило…
— Оказывается, что…
- Какие выражения можно заменить произведениями?
- Что происходит ежесуточно на земле?
- Какой стороны горизонта не существует?
- Где устраивают гнезда луговые птицы?
- Кабан бабочка кошка окунь это
- Задания по математике 1 классы
- Где в рассказе филипок вступление введение?
- Из 7 палочек составьте лесенку
- Кошка и еж какая Тема текста
- Как сделать прижат живая азбука?
- Решите пример в столбик 28142 2
- Тема произведения умнее всех мамин сибиряк