Урок по литературному чтению 1 класс ВВБианки Первая охота

МБОУ гимназия №1

Урок литературного чтения в 1 классе

УМК «Школа России»

Лесных Наталья Александровна

учитель начальных классов

Тема урока: «В.В.Бианки «Первая охота».

Цель урока:

формирование эмоционально-ценностного отношения к природе через внутреннее переживание учащимися взаимоотношений главных героев литературного произведения.

Планируемый результат обучения:

Раскрыть базовые национальные ценности: патриотизм, искусство и литература, природа.

Познавательные УУД: формируется умение читать и отвечать на вопросы к тексту, умение вести наблюдение с целью изучения окружающего мира.

Коммуникативные УУД: формируется умение выражать свои мысли, используя различные средства общения в соответствии с конкретной ситуацией.

Личностные УУД: формируется действие нравственно-эстетического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные УУД: формируется умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык, математика.

Ресурсы: Учебник «Азбука», стр. 98, презентация.

Ход урока:

Организация учащихся.

— Ребята, настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

– Проверь, мой маленький дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь. (Дети садятся)

– Ваши ручки на месте? (На месте!)

Ваши ножки на месте? (На месте!)

Ваши ножки у края? (У края!)

Ваша спинка прямая? (Прямая!)

Постановка целей и определение темы урока.

— Начать наш урок литературного чтения я бы хотела словами Михаила Михайловича Пришвина – русского писателя, автора многих произведений о природе: «Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину!»

— Как вы понимаете это высказывание? Что, значит, охранять природу?

— Конечно, любой человек любит природу. Но иногда встречаются люди, наделённые каким-то особенным отношением ко всему живому. В присутствие таких людей самые капризные растения расцветают пышным цветом, а самые пугливые животные забывают про все свои страхи. Одним из тех, кто обладал эти волшебным даром, был писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки.

— Ребята, а вы хотите узнать, о чём писал Виталий Бианки. Для этого прочитайте хором на слайде слова.

(медведь, сорока, берёза, ромашка, осина, ястреб, волк, роза)

— А теперь распределите их на четыре равные группы. А помогут вам карточки с картинками. Возьмите их и поработайте в парах.

(В первую группу можно отнести слова медведь, волк — это названия зверей. Во вторую группу войдут слова сорока, ястреб — это названия птиц. Третью группу составляют слова берёза, осина. Они обозначают названия деревьев. К четвёртой группе можно отнести слова ромашка, роза — это названия цветов.)

Подумайте, а какие из четырёх групп можно объединить между собой и скажите, о ком или о чём писал Виталий Бианки?

(Можно объединить названия зверей и птиц — это животные. Можно объединить названия деревьев и цветов — это растения. Значит, Виталий Бианки писал о животных и растениях.)

— Всё что нас окружает можно назвать одним словом, каким? (Природа).

— Правильно, Виталий Валентинович Бианки писал о природе.

— Название произведения Виталия Бианки, с которым мы познакомимся сегодня на уроке, вы определите сами. Для этого соедините первые буквы написанных на слайде слов.

(павлин, енот, рак, волк, альбатрос, ягуар, орёл, хомяк, ослик, тетерев, акула)

— Как называется это произведение? («Первая охота»).

— Какова же тема урока? (Виталий Бианки «Первая охота»).

— Ребята, а чему мы сегодня должны научиться, с чем или с кем познакомиться? Для своих ответов воспользуйтесь моими подсказками.

1. Мы познакомимся с творчеством … и его произведением …

2. Научимся правильно, выразительно …

3. Отвечать на …, выполнять …

4. Работа по теме урока.

— Прочитайте на с. 98 «Азбуки» текст о В.В.Бианки.

— Виталий Валентинович Бианки вырос в семье известного учёного. Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезённые со всего земного шара. Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Виталий впервые отправился в настоящее лесное путешествие. С тех пор лес стал для него волшебной страной.

Разными были интересы, таким же – образование. Вначале – гимназия, затем – факультет естественных наук в университете, позднее – занятия в институте истории искусств. А главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки.

Писатель всегда много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои – животные, птицы, растения. Он написал приблизительно 300 произведений. Бианки мастер литературной сказки. Почти все его сказки – научны, они рассказывают о живом мире природы, учат детей бережно относиться к ней, любить её.

Повсюду: в лесу на полянке,

В реке, на болоте, в полях-

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтёшь

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймешь.

Ох, так написать о природе

Непросто, ведь нужно уметь

На вещи, знакомые вроде,

Всегда удивлённо смотреть.

5. Физкультминутка.

6. Продолжение работы по теме урока

Послушайте рассказ «Первая охота» в исполнение автора.

— Отгадайте загадку об одном из героев нашего произведения:

Быстрая и юркая,

В змеевидной шкурке я,

А за хвост меня поймаешь,

Сразу тут же потеряешь.

— Кто это? (Ящерица)

— Назовите ещё одного героя рассказа » Первая охота». (Это маленький щенок).

— А каким вы себе представляете этого щенка?

(Добрый, отчаянный, отважный, добродушный, весёлый, радостный, беззаботный, неунывающий).

— Что произошло со щенком? (Щенок хотел поймать ящерку, но у него не получилось).

— Почему щенок не смог поймать ящерку? (У неё отделился хвост).

— Кто из вас видел ящериц?

— Расскажите, как она выглядит? Что вы о них знаете? (Ящерица — небольшоё животное. У него удлинённое тело, длинный хвост).

— Я предлагаю посмотреть вам фрагмент фильма о нашей героине.

— Чем отличается ящерка от ящерицы? (Ящерка маленькая, а ящерица побольше размером).

— Прочитайте текст. (Дети читают вслух произведение).

— Скажите, что в начале рассказа делала ящерка? (Грелась на солнышке).

— Прочитайте, как об этом говорит Виталий Бианки? (Выборочное чтение).

— Что сделал щенок, когда увидел ящерку? (Щенок подкрался и схватил её за хвост).

— Что случилось с хвостом ящерки? (Хвост отделился и остался в зубах у щенка).

— А теперь снова выполним задание. Возьмите таблички со словами действиями.

1 ряд и 3 ряд – разложите по порядку слова действия, которые выполняла ящерица.

(сидела, закрыла, грелась, извернулась, оставила)

2ряд – а вы разложите слова действия, которые выполнял щенок

(подкрался, ухватился, фыркнул, бросил)

— А теперь проверим работы.

— Давайте прочитаем рассказ еще раз, хлопая в ладоши, когда встретится слово ящерка, и подумаем: почему охота щенка была неудачной? (Дети читают текст с хлопками).

— Положите перед собой листок с заданием, и выполним первое из них.

Задание 1.

Запишите, сколько слогов, букв и звуков в слове «ящерица».

— Кто выполнил правильное задание, поставьте на листе плюс.

— А чем питается ящерица?

Задание 2.

Положите перед собой снова листок с заданием, и выполним второе.

— Решите задачу.

— Вчера ящерица за обедом съела 5 букашек, а сегодня на 3 букашки больше.

Сколько букашек ящерица съела сегодня за обедом?

— Запишите решение в листке заданий. Взаимопроверка.

— Щенок охотился первый раз и не все сделал правильно.

— Прочитайте ту часть текста, где щенок подкрадывается к ящерке, и скажите, что он сделал верно, и что неправильно. (Выборочное чтение).

— Какие действия были правильными? (Щенок осторожно, тихонько подкрался к ящерке, потом он резко прыгнул).

— Какое действие было неправильным? (То, что щенок схватил ящерку за хвост).

— Чего же не хватало щенку, чтобы охота прошла удачно? (Щенку не хватало опыта, он не знал, что у нее отделяется хвост).

— И в жизни животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает избегать многих ошибок и неправильных решений.

— Кто из героев вам больше всего понравился? Почему?

7. Рефлексия

— Понравился вам урок? Что нового узнали? Чему научились? Что было самым интересным на уроке?

— Поможет вам ответить на вопросы, небольшая подсказка.

— Я для себя сделал открытие…

— Меня удивило…

— Оказывается, что…