Урок математики в 4-м классе «Нахождение неизвестного уменьшаемого»
Цели урока: познакомить учащихся с решением уравнений на основе связи уменьшаемого с вычитаемым и разностью, выраженной в виде выражения; совершенствовать навыки учащихся складывать и вычитать многозначные числа, умение решать задачи; закреплять умение решать уравнения изученных видов.
Развивающие: развитие речи учащихся, формирование устойчивости внимания; интеллектуальное развитие за счет нового уровня инициативы и самостоятельности школьников в организации учебного процесса.
Воспитательные: показать пути экологического воспитания на уроках математики; воспитывать любовь к природе, ко всему живому; воспитание товарищества, взаимопомощи.
Оборудование:
карточки с цифрами 7, 5, 3;
картинки с изображением дятла, бабочки, ягод;
карточки с разноуровневыми заданиями по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел»;
карточки с числами для устного счета, с обратной стороны которых буквы для слова «экология».
карточки с квадратом и прямоугольником;
индивидуальные тесты «Проверь себя»;
HYPERLINK «file:///E:\\data\\articles\\60\\6095\\609525\\pril.ppt» компьютерная презентация Power Point.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Учитель: Какое самое наибольшее трехзначное число можно составить из цифр 5, 3, 7?
Дети: 753 – это трехзначное число, в котором 7 сотен, 5 десятков, 3 единицы.
— Число 753 можно заменить суммой разрядных слагаемых 700, 50 и 3.
— Предыдущее число 752, а последующее – 754.
Учитель: Это число мы написали неспроста.
Дятел – лесной доктор. Он избавляет деревья от насекомых – короедов. Так вот, один дятел за день съедает 753 пауков-короедов. Добывая корм, он делает в деревьях выемки, их охотно используют для своих гнезд маленькие птички. Получается взаимосвязь.
(На доске слайд № 1, HYPERLINK «file:///E:\\data\\articles\\60\\6095\\609525\\pril.ppt» приложение 1)
Дятел → деревья → птички
– Эта схема отражает, как связаны растения и птицы между собой. А вот, как называется наука, которая изучает подобные взаимоотношения в природе, мы узнаем, если быстро и правильно решим примеры.
– А пока мы будем решать примеры, трое ребят будут работать самостоятельно, выполняя задание на карточках.
III. Устный счет.
1. Индивидуальная работа на месте.
(Учитель заранее выдает карточки с разноуровневыми заданиями по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел»)
№ 1. Реши примеры.
5384 + 9704
10000 — 6010
500106 — 49038
№ 2. Восстанови пропущенные цифры.
INCLUDEPICTURE «E:\\data\\articles\\60\\6095\\609525\\full_image002.jpg» \* MERGEFORMATINET
№ 3. В пустые клетки впиши такие числа, чтобы квадрат получился магическим
4605
4790
5160
2. Коллективная работа с остальными учащимися.
Учитель: Решите примеры.
(Таблица – слайд № 2, HYPERLINK «file:///E:\\data\\articles\\60\\6095\\609525\\pril.ppt» приложение.)
INCLUDEPICTURE «E:\\data\\articles\\60\\6095\\609525\\full_image004.jpg» \* MERGEFORMATINET
Учащиеся читают примеры, называя компоненты, и дают ответы, учитель выставляет ответы на доску.
(На доске)
3000 40000 122540 18200 120 75 8000 1010
Учитель: Полученные ответы расположите в порядке возрастания.
(С обратной стороны чисел написаны буквы)
(Учащиеся называют числа, учитель расставляет их, затем карточки переворачивает. Если задание выполнено верно, на доске получается название науки – «экология»)
Учитель: А что такое экология?
Дети: (Ответы)
Учитель: Экология – наука о доме, но не о том, который строитель выстроил из кирпича, а о природном доме, который есть у каждого растения, животного. Все то, что окружает нас в природе – это наш дом. Экология – наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает. Она изучает, например, как растение связано с воздухом, водой, другими растениями и т. д.
– На каких геометрических фигурах написаны числа?
Дети: На кругах, квадрате, прямоугольнике.
Учитель: Что такое квадрат?
(Карточка с квадратом)
Дети: Четырехугольник, у которого все стороны равны.
Учитель: Что такое прямоугольник?
Дети: Четырехугольник, у которого противоположные стороны равны.
Учитель: Как найти периметр квадрата?
Дети: Нужно длину стороны умножить на 4.
Учитель: Могу ли я узнать периметр квадрата, изображенного на доске?
Дети: Нет, так как мы не знаем длину его стороны.
(Представитель с I варианта выходит к доске, измеряет сторону квадрата и находит периметр. Остальные дети решают в тетрадях.)
Учитель: Как найти периметр прямоугольника?
(Карточка с прямоугольником)
Дети: Нужно сумму длины и ширины умножить на 2.
Учитель: Могу ли я узнать периметр прямоугольника, изображенного на доске?
Дети: Нет, так как мы не знаем длину и ширину.
(Представитель II варианта выходит к доске, измеряет стороны прямоугольника и находит периметр. Остальные дети решают в тетрадях.)
Запись на доске.
Вариант I
а = 14 см
Р = ?
Решение
Р = а × 4
Р = 14 × 4 = 56 (см)
Ответ: Р = 56 смВариант II
а = 12 см
b = 10 см
Р = ?
Решение
Р = (а + b) × 2
Р = (12 + 10) × 2 = 44 (см)
Ответ: Р = 44 см
IV. Тест «Проверь себя».
Учитель: Сегодня на уроке я проверю, как вы понимаете смысл математических выражений.
Тест «Проверь себя»
1.
Увеличить на …
⟩
2.
Умножить на …
⟩
3.
Найти сумму чисел …
⟩
4.
Найти разность …
⟩
5.
Найти произведение …
⟩
6.
Найти частное …
⟩
7.
Увеличить в … раз
⟩
8.
Уменьшить в … раз
⟩
9.
На … больше
⟩
10.
В … раз больше
⟩
11.
На … меньше
⟩
12.
В … раз меньше
⟩
13.
Как найти уменьшаемое, если известны вычитаемое и разность.
⟩
(Самопроверка. Ответы на доске. Слайд № 3 HYPERLINK «file:///E:\\data\\articles\\60\\6095\\609525\\pril.ppt» , приложение)
V. Работа по теме урока.
1. Объяснение.
Учитель: Сегодня мы продолжим работу над решением уравнений и рассмотрим некоторые экологические проблемы и экологические «цепочки».
— Как называются компоненты при вычитании?
Дети: Уменьшаемое, вычитаемое, разность.
Учитель: Так как найти неизвестное уменьшаемое?
Дети: Надо к разности прибавить вычитаемое.
Учитель: Перед вами уравнение х – 12 = 25. Подробно объясните, как будете его решать.
(Объяснение ученика с записью на доске и в тетрадях)
Учитель: А вот еще одно уравнение х – 12 = 75 : 3.- Что общего и в чем различия в записи этих уравнений?
(Варианты ответов учащихся)
— Мы выяснили, что во втором уравнении значение разности выражено частным чисел 75 и 3. Как привести данное уравнение к простой записи?
(Ответы учащихся)
— Получилось простое уравнение, выполняем решение как обычно, обязательно делая проверку.
(Объяснение ученика с записью на доске и в тетрадях)
2. Закрепление.
Решение уравнений на доске с комментированием.
х – 27 = 78 + 14
х – 16 = 96 – 28
VI. Работа над пройденным.
1. Решение задачи.
Учитель: А теперь давайте решим задачу.
(Задача на доске. Слайд № 4, HYPERLINK «file:///E:\\data\\articles\\60\\6095\\609525\\pril.ppt» приложение)
«Школьники пошли гулять на поляну. Ученики первого класса сорвали 45 цветков, а ученики второго класса – 46 цветков. Сколько бабочек останется без обеда, если одна бабочка в среднем, чтобы быть сытой, должна попробовать нектар 7 цветков?»
(На доске слайд № 5, HYPERLINK «file:///E:\\data\\articles\\60\\6095\\609525\\pril.ppt» приложение)
Общая норма
Норма на 1 б.
Количество б.
1 кл.
45 цв.
7 цв.
?
2 кл.
46 цв.
Учитель: Какие две величины необходимо знать, чтобы ответить на главный вопрос задачи?
Дети: Общую норму и норму на 1 бабочку.
Учитель: Что нам известно?
Дети: Нам известно, что 1 бабочке надо попробовать нектар 7 цветков.
Учитель: Что не известно?
Дети: Сколько всего цветков сорвали дети.
Учитель: Какие две величины надо знать, чтобы узнать, сколько всего цветков сорвали школьники?
Дети: Сколько цветков сорвали ученики 1 класса и сколько цветков сорвали ученики 2 класса.
Учитель: Известны ли нам эти величины?
Дети: Да.
(Вызванный ученик решает на доске, а остальные — в тетрадях)
Запись на доске:
Решение:
45 + 46 = 91 (цв) – всего сорвали школьники
91 : 7 = 13 (б)
Ответ: 13 бабочек останется без обеда.
(Ученица читает стихотворение)
На Земле исчезают цветы,С каждым годом заметнее это.Меньше радости и красотыОставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговыхНам понятно было едва ли.Беззаботно топтали мы ихИ бездумно, безжалостно рвали.
В нас молчало разумное «стой»!Нам казалось все мало, все мало,А потом в толчее городскойМы охапки тащили устало.
Учитель: Мы с вами уже рассмотрели несколько экологических «цепочек», а теперь давайте решим математическую «цепочку». Правильно решив ее, мы узнаем новые сведения о ягодах. Врачи утверждают, что если съесть 600 г этой ягоды, то человек запасется витаминами на всю зиму.
Так что же это за ягода? О каждой ягоде идет речь?
2. Найди значение выражения.
Запись на доске (слайд № 6, приложение):
4 – 40 : 10 + 8 : 2 ∙ 1 + 14 : 2 + 54 ∙ 1
Варианты ответов:
65 – черника
75 — земляника
95 — клюква
(Ответы учащихся)
Учитель: Все вы знаете, какое важное значение в природе играет вода. Но, к сожалению, люди загрязняют ее и расходуют неэкономно.
3. Решение задачи.
В квартире подтекает водопроводный кран. За 3 ч набегает 12 полных стаканов воды. Сколько воды вытекает из неисправного крана за 8 часов?
Учитель: Какие слова возьмем для составления краткой записи?
На доске:
Утечка за 1 часКоличество часовОбщая утечка
одинаково
3 ч
12 ст.
8 ч
?
(Дети по «цепочке» анализирует задачу)
Дети: Чтобы ответить на главный вопрос задачи, надо знать утечку воды за 1 ч и количество воды.
— Нам известно количество часов, но неизвестна утечка за 1 час.
— Чтобы узнать утечку за 1 ч, надо знать, сколько всего воды вытекло и количество часов.
— Нам эти величины известны.
(Далее дети самостоятельно записывают решение, после чего следует проверка)
Учитель: Вы поняли, как нужно бережно относиться к воде.
Не умыться, не напиться без воды.Листику не распуститься без воды.Без воды прожить не могутПтица, зверь и человек,И поэтому всегдаВсем везде нужна вода!
Все вы поняли, какое большое значение имеет, особенно сейчас, наука экология. Но если вы заметили, она очень тесно связана с математикой: ведь во всем нужны числовые подсчеты. Поэтому, чтобы стать экологами, мы сначала должны поупражняться в вычислениях.
4. Самостоятельная работа с последующей проверкой.
Вариант I.
6000 – 345
36004 – 18032
х + 16 = 81 – 27
Вариант II.
7000 – 459
48007 – 19048
43 + х = 38 + 12
5. Самопроверка. (Слайд № 7, HYPERLINK «file:///E:\\data\\articles\\60\\6095\\609525\\pril.ppt» приложение)
HYPERLINK «file:///E:\\data\\articles\\60\\6095\\609525\\pril.docx» Приложение 1
VI. Итог урока.
Учитель: Как найти уменьшаемое?
Как будем решать уравнения, если разность выражена в виде выражения?
Как называется наука, которая изучает взаимосвязь живых существ с окружающей средой?
(Ответы детей)
Что мы можем сделать, чтобы сохранить природу?
(Ответы детей)
Учитель: Я думаю, что хотя бы один ученик из нашего класса станет экологом, но не забывайте, что любой эколог и даже человек любой другой профессии должен хорошо знать математику.
VII. Анализ работы учащихся на уроке.
- Кубановедение 1 класс рабочая тетрадь ответы
- Ангыр оолдун тоожузу чогаадыг
- Гармония окружающий мир 4 класс решебник
- Где устраивают гнезда луговые птицы?
- Кабан бабочка кошка окунь это
- 22 миллиона 22тысяч 22сотни 22единиц
- Анализ сказки теремок
- Олимпиадные задания для 4 го класса
- В каком ряду названы иглокожие ответы
- Как сделать прижат живая азбука?
- Решите пример в столбик 28142 2
- Нетиповая задачи